Автор: Трифилова Екатерина Анатольевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (128) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 21.11.2016

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Трифилова Е. А. Формирование исследовательской компетенции в условиях компетентностного подхода // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 526-528.



Основу современного образования составляют принципы компетентностного подхода, которые призваны максимально сократить разрыв между теорией и практикой в обучении. Получение знания должно сопровождаться пониманием того, как его можно использовать в социальной и профессиональной сферах деятельности. «Владение навыками учебно-познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания» [2, с.6] становится неотъемлемой составляющей современного образования.

Учебно-познавательная деятельность в рамках любой учебной дисциплины требует укрепления когнитивной базы учащихся, развития познавательных процессов, обеспечивающих восприятие и осмысление фактов и явлений действительности (сравнение, обобщение, классификация, систематизация и др.), овладения различными формами и видами мышления. Решение этих задач будет более успешным, если оно будет обеспечено сформированностью исследовательской компетенции.

Исследовательская компетенция — способность осознанно и целенаправленно ставить и решать познавательные задачи, связанные с освоением действительности, описанием явлений и фактов, отражающих ее содержание и закономерность их взаимодействия, норм и правил, обеспечивающих решение поставленной задачи.

Определим содержание исследовательской компетенции, опираясь на основные положения по классификации А. В. Хуторского [1, с.114]:

Компоненты компетенции

Содержание компетенции

1.Тип компетенции в общей иерархии (ключевая, общепредметная, предметная компетенция).

Общепредметная

2.Круг реальных объектов действительности по отношению к которым вводится компетенция.

Действительные объекты, поддающиеся процессу учебно-научного познания.

3.Социально-практическая обусловленность и значимость компетенции (для чего она необходима в социуме).

Формирование личности с активной жизненной позицией, готовой к взаимодействию в социуме, способной решать задачи и добиваться результата в процессе практической деятельности.

4.Смысловые ориентации обучаемого по отношению к данным объектам, личностная значимость компетенции.

Формирование исследовательского мышления учащихся, распространяющегося на все сферы жизнедеятельности: социальную, духовную, профессионального становления.

В ходе подготовки и проведения учебного исследования происходит формирование учебно-познавательной, коммуникативной и информационной компетенций, что в свою очередь является основой развития исследовательской компетенции, определяемой умением видеть и решать проблемы в ходе самостоятельной деятельности, анализировать результаты деятельности, умением представлять результаты труда различными способами. Как следствие происходит формирование исследовательского мышления учащихся, распространяющегося на все сферы жизнедеятельности, что позволяет говорить о формировании ценностно смысловой компетенции и компетенции личностного самосовершенствования. В соответствии с ФГОС формирование исследовательской компетенции в ходе подготовки и проведения учебного исследования можно представить в виде схемы:

Таким образом, формирование исследовательской компетенции наряду с другими факторами способствует развитию творческих способностей, формированию личностных качеств учащегося, таких как внимательность, критичность мышления, настойчивость в достижении цели, решительность и дисциплинированность; позволяет расширить культурный и трудовой опыт, научиться нести ответственность за свои действия при работе в группе. В свою очередь учебно-исследовательская деятельность, подготовка к которой начинается в младшей школе, становится значимой частью системы обучения в средней и обязательной формой работы в старшей школе.

Литература:

  1. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416 с.
  2. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 21 декабря 2012 года//Федеральный Государственный Образовательный стандарт. [Электронный ресурс]: URL: минобрнауки.рф/документы/2269/файл/572/12/05/15-ФГОС.pdf (дата обращения: 18.11.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): исследовательской компетенции, формирование исследовательской компетенции, Формирование исследовательской компетенции, сформированностью исследовательской компетенции, исследовательского мышления учащихся, содержание исследовательской компетенции, развития исследовательской компетенции, личностная значимость компетенции, проведения учебного исследования, Компоненты компетенции, компетенции личностного самосовершенствования, Содержание компетенции, ценностно смысловой компетенции, 1.Тип компетенции, компетентностного подхода, сферы жизнедеятельности, ФГОС формирование исследовательской, современного образования, формирование исследовательского мышления, Формирование исследовательского мышления.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос