Автор: Загваздин Евгений Петрович

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №24 (128) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 20.11.2016

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Загваздин Е. П. О церкви-усыпальнице во имя преподобного Серафима Саровского в Иоанно-Введенском женском монастыре: к постановке проблемы // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 380-383.



Одним из слабоизученных и таинственных храмов на территории Иоанно-Введенского женского монастыря (Тюменская область, Тобольский район), является церковь — усыпальница во имя преподобного Серафима Саровского. На основе археологических и архивных источников прослежены ключевые моменты, относящиеся к истории функционированию храма.

Ключевые слова:Иоанно-Введенский женский монастырь, архитектура, церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, церковь во имя преподобного Серафима Саровского, Дружинины, монашество

Одним из интересных памятников на территории Иоанно-Введенского женского монастыря является храм — усыпальница во имя преподобного Серафима Саровского. Однако его второе назначение в качестве усыпальницы слабо отражено в исторических исследованиях. Цель статьи — прояснить узловые моменты, связанные с функционированием храма, в том числе, и в качестве фамильной усыпальницы.

С начала основания в середине XVII века Иоанно — Введенского мужского монастыря первым храмом на его территории становится церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Возведённая из дерева в 1653 году, она просуществовала почти сто лет — в 1752 году её погубил пожар [16, с. 364]. В память о первом храме монастыря на его прежнем месте длительное время существовала одноимённая деревянная часовня. Подновлённая в 1886 году, она продолжала выполнять свои культовые функции в монастырской обители [17, с. 438].

После посещения 10 июля 1891 года цесаревичем Николаем Тобольска, это знаковое событие не прошло незамеченным и для монастыря. Отразился высочайший визит и на истории часовни.

Вскоре, 17 июля на имя игуменьи Миропии приходит письмо от неизвестного мецената. В нём мы читаем просьбу на выделенные им деньги «на месте древней Церкви Усекновения, где ныне часовня, устроить новый небольшой каменный храм, в честь Усекновения же св. Иоанна Крестителя Господня, с усыпальницею» [7, л. 2]. Новый мемориальный храм устраивался в память посещения Тобольска цесаревичем Николаем. Меценатом храм функционально задумывался двояко: для «...поминания усопших членов Царской Фамилии по реестру; а в усыпальнице — со временем, что бы были погребены все члены Вашего семейства — Дружининых и отведено место для моей могилы» [7, л. 2–2 об.].

Церковь по проекту епархиального архитектора Б. Цинке [7, л. 7–7об.] была выстроена довольно быстро. Уже в начале ноября 1891 года начнут копать траншею под будущий фундамент, а стоявшую на этом месте часовню чуть позже перенесут в заимку Жуковскую [7, л. 8–8 об.]. По договору подряда с тобольским мещанином Дмитрием Павловичем Козловым каменные работы продолжались с 15 мая по 14 сентября 1892 года [7, л. 9–10 об.]. Церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи освятили 13 августа 1893 года [7, л. 24].

При строительстве новый храм своим объемом перекрыл, по всей видимости, не только место расположения перенесенной часовни. Об этом нам впервые поведали материалы археологических исследований. Затронутым оказалось и кладбище, которое существовало при первой церкви. Внутри, под фундаментом южной стены, найдены остатки потревоженных захоронений. Снаружи, у северной стены церкви при проведении археологических исследований частично исследовано два погребения, которые были совершены до строительства храма [19].

Кто же был погребён внутри новой церкви? Сначала остановлюсь на находках, обнаруженных при работах. У северо-восточной стены изучен потревоженный кирпичный склеп размером 2,15 х 1,15 х 1,42 м со сброшенной внутрь него мраморной плитой и мелкими осколками разрушенного надгробия или надгробий. Вероятно, что этот склеп, как и другие погребения в усыпальнице вскрывался во время обыска в апреле 1923 года. Как показывают материалы дела, внутри могил была обнаружена церковная утварь [9, л. 8–8 об.].

Могильная плита, обнаруженная внутри склепа, принадлежала захоронению иеросхимонаха Аввакума Дружинина. Она имеет подпрямоугольную форму с выкружками по нижним углам. По её периметру выполнена ступенчатая профилировка, повторяющая форму плиты. Верхняя часть памятника утрачена. Там же, по центру, сохранились три объемных полукруглых элемента — два в один ряд, а третий в середине, над ними, которые изображают Голгофу. Крест на плите тоже оказался отбит.

На плите, чуть ниже Голгофы, выбита краткая биографическая надпись: «Здљсь погребено тъело раба Божiя Iеросхимонаха Аввакума Дружинина, Скончавшегося 31 Декабря 1892 года 72 хъ лљтъ отъ роду». Под ней следует разделительный элемент — две удлинённые ромбовидные линии с точкой между ними. Далее идёт эпитафия: «Миръ оставльшаго и въ чес тнљмъ жительстве пожившаго прослави Спасе Нанебесехъ». Эпитафия представляет собой укороченную выдержку из тропаря на чин «Последование исходное монахов» [1].

Лабиринт По архивным источникам выяснено, что иеросхимонах Аввакум (в миру Пётр Ефимович) родился (по старому стилю) 30 июня 1823 году в деревне Усалка Покровской волости Тюменского округа Тобольской губернии в семье экономических крестьян [4, л. 240]. Переехал из Туринского женского монастыря вместе с женой и дочерьми в Иоанно-Введенский женский монастырь в 1867 году. В канун Нового года, 31 декабря 1892 года, смерть застигла его в Абалакском Знаменском мужском монастыре [2, л. 612].

Его супруга Ольга Максимовна родилась 6 июля 1821 году в семье крестьянина из села Покровское Тюменского округа Максима Яковлевича Свистунова [3, л. 231]. Пережила мужа на шесть лет и умерла 16 июня 1898 года в Иоанно-Введенском женском монастыре. Погребена в усыпальнице храма Усекновения главы Иоанна Предтечи [8, л. 3–4] под именем схимонахини Митрофании [10, л. 13].

Однако не стоит полагать, что захоронением в склепе четы Дружининых всё ограничилось. В 1901 году умирает семидесятитрёхлетняя схимонахиня Иоанно-Введенского женского монастыря — Еванфия Засухина [12, л. 123]. Её прах был захоронен в усыпальнице вместе с Аввакумом и Митрофанией Дружиниными [8, л. 3]. Еванфия Засухина являлась одной из двух схимонахинь монастыря. По всей видимости, эта цифра определена штатным расписанием обители, так как неизменно фигурирует в Формулярных ведомостях по монастырю. Другой схимонахиней, служившей с ней рядом, была почившая чуть ранее, Митрофания Дружинина. Об Еванфии известно, то, что она была дочерью титулярного советника. Начала служение в монастыре в 1866 году. Пострижена в монашество 18 мая 1892 года [11, л. 11].

В 1904 году происходит важное новшество — в нижнем ярусе храма во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи добавляется новый престол. 26 мая 1903 года игуменья Миропия обращается с прошением к епископу Тобольскому и Сибирскому Антонию об устройстве престола в нижнем ярусе «...во имя ожидаемого имеющаго быть новопрославеннаго угодника Божия Св. Преподобного Серафима Саровского чудотворца» [8, л. 3–3 об.]. Таким образом, выяснена одна из причин, связанная в дальнейшем трансформацией названия храма во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи в церковь во имя преподобного Серафима Саровского.

Игуменья Миропия не увидела освещение нижнего придела — 18 февраля 1904 года после тяжелой болезни скончалась. Похоронена 21 февраля в усыпальнице этого же храма [18]. Освещение второго престола во имя преподобного Серафима Саровского состоялось 17 августа 1904 года [8, л. 19]. Игуменья Миропия (в миру Мария) Дружинина родилась 12 июля 1848 года в деревне Усалка Тюменского округа [6, л. 510]. Миропия — первая из семьи Дружининых, занявшая такой высокий пост. Её назначение на должность настоятельницы состоялось 29 июля 1885 года. Утверждение в сан игуменьи произошло 1 июня 1891 года [13, л. 20]. Во время её игуменства облик монастыря во многом приобретает законченный вид. При ней увеличивается и количество женских монастырей и общин в Тобольской губернии [21].

19 октября 1915 года в Иоанно-Введенском женском монастыре скончалась бывшая игуменья Кондинского монастыря схимонахиня Александра [15, с. 659]. Её тело было погребено в усыпальнице нижнего придела во имя преподобного Серафима Саровского храма Усекновения главы Иоанна Предтечи через несколько дней, 22 октября [15, с. 661].

Одна из сестер Дружининых, Александра Петровна родилась 16 апреля 1845 года в деревне Усалка Тюменского округа [5, л. 439]. Настоятелем Абалакского Знаменского монастыря игуменом Мемноном 10 октября 1884 года была пострижена в мантийное монашество под именем Анна. 7 июня 1891 года по представлению своей сестры — игуменьи Миропии она была назначена наместницей Кондинской общины [14, с. 96]. Много лет она прослужила в северном монастыре. Но суровые условия и преклонный возраст игуменьи Анны подорвали её силы. В связи с почтительными годами и слабостью здоровья она была уволена с должности настоятельницы на покой (указ Тобольской духовной консистории за № 15621 от 27 августа 1913 г.) и переезжает в Иоанно-Введенский монастырь. Здесь она принимает постриг и становится схиигуменьей с именем, данным ей при рождении — Александра.

В заключении отметим моменты, связанные с историей храма, которые удалось прояснить при изучении ряда источников. Выяснено, что храм — усыпальница, воздвигнут по проекту епархиального архитектора Б. Цинке на месте первого монастырского храма. Поминальный храм — усыпальница своим объемом перекрывает ранее существовавшее монастырское кладбища, следы которого были изучены археологически. По архивных источникам прослежена причина, по которой в последующем произойдет переименование храма в честь преподобного Серафима Саровского. Связана она с особой народной любовью к Серафиму Саровскому, которого почитали в народе святым уже при своей подвижнической жизни [20]

Храм использовался как фамильная усыпальница монашеской семьи Дружининых. По археологическим и письменным источникам выяснено и то, что в нём погребено пять человек: четыре члена семьи Дружининых и схимонахиня Еванфия Засухина. Не удалось прояснить информацию о месте упокоения двух оставшихся дочерей Дружининых — схимонахини Иоанны и последней настоятельницы Иоанно-Введенского женского монастыря Марии. Отмечу, что остаётся полнейшей загадкой и личность таинственного мецената, пожертвовавшего средства на строительство храма.

Литература:

  1. «Большой» Требник. Репринтное издание. СПб. 1995.
  2. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И — 154. Оп. 15. Д. 709.
  3. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И — 156. Оп. 15. Д. 972.
  4. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И — 156. Оп.15. Д. 975.
  5. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И — 156. Оп. 15. Д. 998.
  6. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И — 156. Оп. 15. Д. 1002.
  7. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И — 197. Оп. 1. Д. 71.
  8. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И — 197. Оп. 1. Д. 104.
  9. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И — 197. Оп. 1. Д. 166.
  10. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И — 197. Оп. 2. Д. 14.
  11. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И — 197. Оп. 2. Д. 16.
  12. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И — 197. Оп. 2. Д. 18.
  13. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И — 197. Оп. 2. Д. 20.
  14. Головин П. Кондинский Троицкий монастырь // Тобольские епархиальные ведомости. 1892. № 5–6. C. 93–100.
  15. Головчинский В. Схиигуменья Александра // Тобольские епархиальные ведомости. 1915. № 42. С. 659.
  16. Грамматин А. Н. Иоанно — Введенский третьеклассный женский монастырь // Тобольские епархиальные ведомости. 1889. № 17–18. C. 363–376.
  17. Грамматин А. Н. Иоанно–Введенский женский монастырь // Тобольские епархиальные ведомости. 1889. № 21–22. C. 432–441.
  18. Грамматин А. Н. Некролог // Тобольские епархиальные ведомости. № 7. 1904. С. 111–114.
  19. Загваздин Е. П. Итоги археологических исследований в монастырях Тюменской области // Культура русских в археологических исследованиях. Омск, Тюмень, Екатеринбург, 2014. Том I. 320 с. С. 158–163.
  20. Никульшин Д. А. Религиозное возрождение начала XX века // Сумма философии. Вып. к 40–летию философского фак–та. Екатеринбург: Изд–во Урал. Ун — та, 2005. С. 50–54.
  21. Цысь О. П. Возникновение новых монастырских общин в Тобольской епархии в конце XIX — начале XX в. // Вестник Нижневартовского государственного университета. Нижневартовск, 2011. № 1. С. 38–46.
Основные термины (генерируются автоматически): преподобного Серафима Саровского, главы Иоанна Предтечи, Усекновения главы Иоанна, Иоанно-Введенского женского монастыря, Иоанно-Введенском женском монастыре, храма Усекновения главы, Тюменского округа, Серафима Саровского храма, Серафима Саровского чудотворца», территории Иоанно-Введенского женского, деревне Усалка, деревне Усалка Тюменского, Усалка Тюменского округа, проекту епархиального архитектора, Еванфия Засухина, честь преподобного Серафима, семьи Дружининых, усыпальнице храма Усекновения, монастыря первым храмом, нижнем ярусе храма.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос