Автор: Жиеналин Серик

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №24 (128) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 21.11.2016

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Жиеналин С. Роль конституционного надзора в обеспечении законности // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 340-341.



Статьей 83 Конституции Республики Казахстан на прокуратуру возложено осуществление от имени государства высшего надзора за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан [1], принятие мер по выявлению и устранению любых нарушений законности. Для реализации этих задач прокуратура в пределах своих полномочий опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам Республики. Эту же норму содержит и статья 4 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, «О прокуратуре Республики Казахстан» от 21 декабря 1995 г. [2]

Тем самым, на прокуратуру возложена функция конституционного надзора. Наряду с другими органами (Конституционный Совет, суды) прокуратура должна вносить свой вклад в обеспечение конституционной законности присущими только ей правовыми средствами и по соответствующим процедурам.

Понятие конституционного надзора сравнительно недавно появилось в нашей теории и практике государственного строительства. Для того, чтобы уяснить его сущность и роль в обеспечении законности, необходимо определиться с исходными и смежными с ним категориями «конституционная законность», «законность», «конституционный контроль».

В советском праве доперестроечного периода законность определялась как неуклонное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов органами государства, должностными лицами, гражданами и общественными организациями.

В правовом государстве законность не сводится только к исполнению (соблюдению) норм права. Это более сложное явление, имеющее социальный, политический и юридический аспекты.

Так, С. С. Алексеев различает понимание законности в юридическом, узком смысле как требование строжайшего, неукоснительного соблюдения и исполнения всех юридических норм, всех правовых предписаний всеми субъектами, т. е. гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами, и в широком смысле, как общественно-политическое понятие, режим общественно-политической жизни, выраженный в требованиях, которые предъявляются ко всем субъектам, ко всей политической системе. [3, 79]

В последние годы в теории права, науке конституционного права стало использоваться понятие «конституционной законности». Его употребление было обусловлено, главным образом, введением в СССР института конституционного контроля (надзора) в 1989 г., проявившегося в создании Комитета конституционного надзора СССР и аналогичных комитетов в некоторых союзных республиках.

Но следует отметить, что данное понятие вводилось в оборот советскими государствоведами и раньше, хотя не получило широкого распространения. Причем конституционная законность рассматривалась как неразрывная часть социалистической законности, ее ядро. В её содержание включались необходимость точного и неуклонного соблюдения Конституций, примат Конституции перед текущими законами, недопустимость противоречия последних Основному Закону страны. Подчеркивалось, что между реализацией Основного Закона и конституционной законностью существуют отношения взаимосвязи и взаимодействия. Режим конституционной законности выступает необходимым условием реализации конституционных норм. [4, 22]

Современное понимание конституционной законности в принципе строится в аналогичном плане. Так, казахстанские государствоведы определяют её как точное соответствие нормативных положений требованиям Конституции, а также безусловное соблюдение и исполнение норм конституционного права участниками общественных отношений. Конституционная законность есть основа, фундамент общей законности.

Таким образом, для современного понимания законности и конституционной законности характерен именно широкий подход, содержащий нормотворческий, правоприменительный и правоохранительный аспекты. При этом конституционная законность, будучи составной частью, ядром общей законности, может оцениваться с тех же позиций: соответствия нормативных актов Конституции, соблюдения (исполнения) конституционных норм и эффективности её охраны.

Важная роль в обеспечении законности и, как её составной части, конституционной законности, принадлежит институтам конституционного контроля и надзора.

Под конституционным контролем (надзором) обычно понимается любая форма проверки на соответствие конституции любых актов и действий органов публичной власти, а также общественных объединений, осуществляющих публичные функции или созданных (формально или фактически) для участия в осуществлении публичной власти. При этом такая проверка предполагает толкование Конституции. [5, 321]

Конституционный надзор — это деятельность специального государственного органа, осуществляемая в целях обеспечения верховенства Конституции и представляющая собой постоянное наблюдение за точным и единообразным применением Конституции на всей территории страны. Являясь одним из направлений или форм конституционной охраны, конституционный надзор в деятельности прокуратуры заключается в выявлении и опротестовании противоречащих Конституции законов и иных правовых актов, решений и действий должностных лиц и направлен на восстановление нарушенных конституционных норм.

Следует подчеркнуть, что обеспечение реализации конституционных требований законности — процесс очень длительный и сложный. Она (конституционная законность) предполагает не только простое соблюдение норм Конституции, но и четкое функционирование всей системы правовых институтов. И в этом отношении динамичность и оперативность прокурорского реагирования на любые нарушения Конституции и законов может стать эффективным фактором в осуществлении данной задачи.

Литература:

  1. Конституция РК от 360 августа 1995 года (с изменением и дополнением от 02 февраля 2011 года).
  2. Закон Республики Казахстан «О Прокуратуре» от 21 декабря 1995 года № 2709(сизменениями и дополнениямипо состоянию на 06.04.2016 г.)
  3. Алексеев С. С. Государство и право. Начальный курс. М., 1994, с. 79.
  4. Сартаев С. С., Ким В. А., Копабаев О. Л. Мамонов B. B., Черняков A. A. Конституционное право Республики Казахстан (учебное пособие) Выпуск № 1, Алматы, 1994, с. 22.
  5. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Под. ред. Б. А. Страшун. Том 2. М., 1995, с. 321.
Основные термины (генерируются автоматически): конституционной законности, Республики Казахстан, конституционного надзора, обеспечении законности, конституционных норм, конституционная законность, Президента Республики Казахстан, общей законности, обеспечение конституционной законности, конституционной законности характерен, Режим конституционной законности, понимание конституционной законности, Конституции Республики Казахстан, конституционных требований законности, нарушений законности, фундамент общей законности, часть социалистической законности, ядром общей законности, понимание законности, современного понимания законности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос