Статьей 83 Конституции Республики Казахстан на прокуратуру возложено осуществление от имени государства высшего надзора за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан [1], принятие мер по выявлению и устранению любых нарушений законности. Для реализации этих задач прокуратура в пределах своих полномочий опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам Республики. Эту же норму содержит и статья 4 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, «О прокуратуре Республики Казахстан» от 21 декабря 1995 г. [2]
Тем самым, на прокуратуру возложена функция конституционного надзора. Наряду с другими органами (Конституционный Совет, суды) прокуратура должна вносить свой вклад в обеспечение конституционной законности присущими только ей правовыми средствами и по соответствующим процедурам.
Понятие конституционного надзора сравнительно недавно появилось в нашей теории и практике государственного строительства. Для того, чтобы уяснить его сущность и роль в обеспечении законности, необходимо определиться с исходными и смежными с ним категориями «конституционная законность», «законность», «конституционный контроль».
В советском праве доперестроечного периода законность определялась как неуклонное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов органами государства, должностными лицами, гражданами и общественными организациями.
В правовом государстве законность не сводится только к исполнению (соблюдению) норм права. Это более сложное явление, имеющее социальный, политический и юридический аспекты.
Так, С. С. Алексеев различает понимание законности в юридическом, узком смысле как требование строжайшего, неукоснительного соблюдения и исполнения всех юридических норм, всех правовых предписаний всеми субъектами, т. е. гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами, и в широком смысле, как общественно-политическое понятие, режим общественно-политической жизни, выраженный в требованиях, которые предъявляются ко всем субъектам, ко всей политической системе. [3, 79]
В последние годы в теории права, науке конституционного права стало использоваться понятие «конституционной законности». Его употребление было обусловлено, главным образом, введением в СССР института конституционного контроля (надзора) в 1989 г., проявившегося в создании Комитета конституционного надзора СССР и аналогичных комитетов в некоторых союзных республиках.
Но следует отметить, что данное понятие вводилось в оборот советскими государствоведами и раньше, хотя не получило широкого распространения. Причем конституционная законность рассматривалась как неразрывная часть социалистической законности, ее ядро. В её содержание включались необходимость точного и неуклонного соблюдения Конституций, примат Конституции перед текущими законами, недопустимость противоречия последних Основному Закону страны. Подчеркивалось, что между реализацией Основного Закона и конституционной законностью существуют отношения взаимосвязи и взаимодействия. Режим конституционной законности выступает необходимым условием реализации конституционных норм. [4, 22]
Современное понимание конституционной законности в принципе строится в аналогичном плане. Так, казахстанские государствоведы определяют её как точное соответствие нормативных положений требованиям Конституции, а также безусловное соблюдение и исполнение норм конституционного права участниками общественных отношений. Конституционная законность есть основа, фундамент общей законности.
Таким образом, для современного понимания законности и конституционной законности характерен именно широкий подход, содержащий нормотворческий, правоприменительный и правоохранительный аспекты. При этом конституционная законность, будучи составной частью, ядром общей законности, может оцениваться с тех же позиций: соответствия нормативных актов Конституции, соблюдения (исполнения) конституционных норм и эффективности её охраны.
Важная роль в обеспечении законности и, как её составной части, конституционной законности, принадлежит институтам конституционного контроля и надзора.
Под конституционным контролем (надзором) обычно понимается любая форма проверки на соответствие конституции любых актов и действий органов публичной власти, а также общественных объединений, осуществляющих публичные функции или созданных (формально или фактически) для участия в осуществлении публичной власти. При этом такая проверка предполагает толкование Конституции. [5, 321]
Конституционный надзор — это деятельность специального государственного органа, осуществляемая в целях обеспечения верховенства Конституции и представляющая собой постоянное наблюдение за точным и единообразным применением Конституции на всей территории страны. Являясь одним из направлений или форм конституционной охраны, конституционный надзор в деятельности прокуратуры заключается в выявлении и опротестовании противоречащих Конституции законов и иных правовых актов, решений и действий должностных лиц и направлен на восстановление нарушенных конституционных норм.
Следует подчеркнуть, что обеспечение реализации конституционных требований законности — процесс очень длительный и сложный. Она (конституционная законность) предполагает не только простое соблюдение норм Конституции, но и четкое функционирование всей системы правовых институтов. И в этом отношении динамичность и оперативность прокурорского реагирования на любые нарушения Конституции и законов может стать эффективным фактором в осуществлении данной задачи.
Литература:
- Конституция РК от 360 августа 1995 года (с изменением и дополнением от 02 февраля 2011 года).
- Закон Республики Казахстан «О Прокуратуре» от 21 декабря 1995 года № 2709(сизменениями и дополнениямипо состоянию на 06.04.2016 г.)
- Алексеев С. С. Государство и право. Начальный курс. М., 1994, с. 79.
- Сартаев С. С., Ким В. А., Копабаев О. Л. Мамонов B. B., Черняков A. A. Конституционное право Республики Казахстан (учебное пособие) Выпуск № 1, Алматы, 1994, с. 22.
- Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Под. ред. Б. А. Страшун. Том 2. М., 1995, с. 321.