Математическое моделирование процесса испытаний двигателей постоянного тока методом взаимной нагрузки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Математическое моделирование процесса испытаний двигателей постоянного тока методом взаимной нагрузки / А. В. Литвинов, П. А. Бернс, Е. Г. Абишов [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 98-100. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35528/ (дата обращения: 24.04.2024).



Послеремонтные испытания тяговых электродвигателей (ТЭД) в соответствии с ГОСТ проводятся не только в режиме холостого хода и короткого замыкания, но и в часовом режиме при полной нагрузке. Учитывая, что мощность ТЭД современных тепловозов и электровозов близка или превышает 400 и 1000 кВт, соответственно, актуальным является поиск схем и методов, позволяющих сокращать расход электроэнергии при испытаниях. Особенно остро эта проблема проявляется при послеремонтных испытаниях тяговых электродвигателей современных локомотивов постоянного тока в условиях ремонтных цехов локомотивных депо.

Одним из способов экономии электроэнергии при испытании электрических машин является метод взаимной нагрузки, под которым понимается работа двух электрических машин, соединенных механически и электрически так, что одна из них, работая в режиме генератора, отдает всю вырабатываемую ею электрическую энергию второй машине, работающей в режиме двигателя, а эта последняя расходует всю развиваемую ею механическую энергию на вращение первой машины. Приток энергии извне требуется только для покрытия суммы потерь в обеих машинах и может осуществляться либо электрическим путем, либо механическим, либо обоими путями одновременно [1].

Наиболее распространенной схемой для испытаний тяговых двигателей постоянного тока последовательного возбуждения является схема, представленная на рисунке (рисунок 1).

Схема работает следующим образом. Подводимое из сети питание преобразуется повышающим трансформатором до напряжения требуемой величины. Далее напряжение подается на преобразователь частоты ПЧ. Подведенное к ПЧ напряжение преобразуется в постоянное с помощью выпрямителя В. Выпрямленное напряжение через фильтр, функции которого выполняет звено постоянного тока ЗПТ, подается для питания испытуемого двигателя (схемы в целом).

Рисунок1

Рис. 1. Схема с линейным генератором (ЛГ) и вольтодобавочной машиной (ВДМ): Д, Г — двигатель и генератор; ОВД, ОВГ — обмотки возбуждения двигателя и генератора; АД1, АД2 — асинхронные двигатели

Для дальнейших исследований выполнено математическое моделирование процесса испытаний двигателей постоянного тока, при условии реализации классической схемы испытаний двигателей постоянного тока по методу взаимной нагрузки.

Так машины постоянного тока являются многообмоточными машинами. Большинство схем двигателей и генераторов постоянного тока можно привести к упрощенной схеме с двумя обмотками на статоре по осям d и q и одной обмоткой на роторе по осям d и q(рисунок 2). По оси d на статоре располагаются две обмотки возбуждения: wв — число витков обмотки независимого возбуждения; wс — число витков обмотки последовательного возбуждения. Моделирование машин постоянного тока усложняется наличием нелинейных связей, обусловленных насыщением, поперечной, продольной и коммутационной реакцией якоря, а также влиянием вихревых токов. Точно учесть вышеперечисленные факторы невозможно. Поэтому при исследовании машин постоянного тока характеристика холостого хода обычно линеаризуется, параметры считаются неизменными и не учитываются вихревые токи [2].

Рис.2. Пространственная модель машины постоянного тока, учитывающая действие реакции якоря

Используя известную математическую модель, описывающую работу двигателя постоянного тока, выполним формирование математической модели процесса испытаний двигателей постоянного тока методом взаимной нагрузки.

,(1)

гдеiд — мгновенное значение тока двигателя;

iвдп — мгновенное значение тока вольтодобавочного преобразователя (ВДП) или генератора;

Сe — электромашинная постоянная;

n — частота вращения двигателя и генератора;

Ф*рез — результирующий магнитный поток двигателя;

Ф**рез — результирующий магнитный поток генератора;

Rя активное сопротивление якорной обмотки;

Rв активное сопротивление обмотки возбуждения;

Lя индуктивное сопротивление якорной обмотки;

uд напряжение на зажимах двигателя;

uвдп напряжение на зажимах ВДП;

σ — коэффициент рассеяния главных полюсов;

Фм –магнитный поток при холостом ходе машины;

Фря — магнитный поток реакции якоря;

ωв — число витков обмотки возбуждения;

Jд момент инерции двигателя.

Для проверки адекватности сформированной математической модели выполнены экспериментальные исследования: фиксировались параметры токов линейного преобразователя, вольтодобавочной машины и тока двигателя. Результаты сопоставления математической модели и экспериментальных исследований приведены в таблице 1. Экспериментальные исследования выполнены только для нагрузочных режимов, остальные виды испытаний не рассматривались, подробно описаны в следующих источниках [3 — 5].

Таблица 1

Результаты сопоставления математической модели и экспериментальных исследований

Режим

нагрузки

Iлп, А

Iлп*, А

δIлп,%

Iвдп, А

Iвдп*, А

δIвдп,%

Iд, А

Iд*, А

δIд,%

1

1,72

1,84

7,0

12,96

13,1

1,1

15

15,5

3,3

2

1,8

1,9

5,8

9,6

10,4

6,2

12

12,8

6,7

3

2,04

2,12

4,7

8

8,25

1,9

10

10,6

6,0

4

2,28

2,35

4,1

5,28

5,39

0,8

7,72

7,84

1,6

Как видно из таблицы 1, максимальное относительное отклонение результатов моделирования и эксперимента составляет 7 %, что не превышает максимальную погрешность, принятую в инженерных расчетах.

Пример реализации сформированной математической модели выполнен для испытания по методу взаимной нагрузки тяговых двигателей постоянного тока типа ТЛ-2К1.

Исходные данные для моделирования приведены в таблице 2.

Таблица 2

Исходные данные для моделирования

Тип ТЭД

Rя, Ом

Rгп, Ом

Rдп, Ом

Rко, Ом

∑R, Ом

ТЛ-2К1

0,0317

0,0268

0,01022

0,0263

0,09522

Результаты математического моделирования процесса испытаний тяговых двигателей постоянного тока типа ТЛ-2К1 на нагрев, при реализации метода взаимной нагрузки, приведены на рисунке 3. При этом моделирование проводилось, как регламентирует ГОСТ 2582-81 [4], в процессе которого фиксировались токи, напряжения, частота вращения тяговых двигателей и время испытания (часовой режим).

Рис. 3. Результаты математического моделирования процесса испытаний на нагрев тягового двигателя типа ТЛ-2К1

В заключении стоит отметить, что математическая модель требует более глубокой проработки, а для моделирования процесса испытаний тяговых двигателей постоянного тока требуется проведение экспериментальных исследований, которые будут направлены на корректировку существующей модели с целью повышения ее адекватности.

Литература:

  1. Жерве Г. К. Промышленные испытания электрических машин / Г. К. Жерве 4 изд., сокр. и перераб. — Л.: Энергоатомиздат, 1984 — 408 с., ил.
  2. Копылов, И.П. Математическое моделирование электрических машин: Учеб. для вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. / И.П. Копылов. — М.: Высш. шк., 2001. –327 с.: ил.
  3. ГОСТ 11828 — 86. Машины электрические вращающиеся. Общие методы испытаний.
  4. ГОСТ 2582 — 81. Машины электрические вращающиеся тяговые. Общие технические условия — М., 1981. 37 с.
  5. ГОСТ 8865 — 93. Системы электрической изоляции. Оценка нагревостойкости и классификация.
Основные термины (генерируются автоматически): взаимная нагрузка, ток, двигатель, математическая модель, машина, вольтодобавочная машина, последовательное возбуждение, результирующий магнитный поток, сформированная математическая модель, холостой ход.


Похожие статьи

Математическое описание синхронного двигателя с постоянными...

Для получения математической модели нужно получить исходные математические выражения из процессов в синхронном двигателе.

Между обмотками 1a и 1b существует связь через взаимную индуктивность обмоток . Магнитный поток постоянного магнита ротора...

Модернизация схемы испытания тяговых двигателей постоянного...

Наиболее распространенной схемой для испытаний тяговых двигателей постоянного тока последовательного возбуждения является схема, представленная на рисунке (рисунок 1). Рис. 1. Схема с линейным генератором (ЛГ) и вольтодобавочной машиной (ВДМ): Д, Г...

Математическая модель асинхронного двигателя во...

Шрейнер Р.Т. Математическое моделирование электроприводов. переменного тока с полупроводниковыми преобразователями частоты.

Математическая модель асинхронного двигателя с переменными в произвольной системе координат.

Математическое моделирование САР скорости асинхронного...

Математическая модель двигателя была рассмотрена ранее в статье [1]. В контурах тока по проекциям x и y были получены одинаковые передаточные функции объектов управления

Задание по скорости формируется на Signal Builder и имеет следующую форму (рис. 5).

Математическое моделирование короткозамкнутого...

Математическое моделирование короткозамкнутого асинхронного двигателя в пакете SimPowerSystems.

При запуске модели осуществляется прямой пуск АКЗ, по истечении некоторого времени прикладывается момент нагрузки.

Математическая модель асинхронного двигателя...

Рис. 7. Полная схема математической модели асинхронного двигателя.

Моделирование САР скорости асинхронного двигателя с переменными ΨR - IS с контуром потока в системе абсолютных единиц.

Экспериментальное исследование процесса испытаний...

Рис. 1. Классическая схема реализации метода взаимной нагрузки двигателей постоянного тока: ЛП, ВДП — линейный и вольтодобавочный

Математическое моделирование процесса испытаний двигателей постоянного тока методом взаимной нагрузки.

Моделирование асинхронных турбогенераторов со статорным...

математическая модель, электроэнергетика, мощность, парогенераторы, асинхронные турбогенераторы, колебательные процессы, системы

О некоторых особенностях уравнений А. В. Гапонова для электрических машин постоянного тока с независимым возбуждением.

Математическая модель электропривода на базе синхронного...

За основу принята математическая модель из электронного ресурса [1]. Показаны пути поиска разделов необходимых элементов схемы электропривода, позволяющих

Моделирование электропривода на базе бесконтактного двигателя постоянного тока в пакете SimPowerSystems.

Похожие статьи

Математическое описание синхронного двигателя с постоянными...

Для получения математической модели нужно получить исходные математические выражения из процессов в синхронном двигателе.

Между обмотками 1a и 1b существует связь через взаимную индуктивность обмоток . Магнитный поток постоянного магнита ротора...

Модернизация схемы испытания тяговых двигателей постоянного...

Наиболее распространенной схемой для испытаний тяговых двигателей постоянного тока последовательного возбуждения является схема, представленная на рисунке (рисунок 1). Рис. 1. Схема с линейным генератором (ЛГ) и вольтодобавочной машиной (ВДМ): Д, Г...

Математическая модель асинхронного двигателя во...

Шрейнер Р.Т. Математическое моделирование электроприводов. переменного тока с полупроводниковыми преобразователями частоты.

Математическая модель асинхронного двигателя с переменными в произвольной системе координат.

Математическое моделирование САР скорости асинхронного...

Математическая модель двигателя была рассмотрена ранее в статье [1]. В контурах тока по проекциям x и y были получены одинаковые передаточные функции объектов управления

Задание по скорости формируется на Signal Builder и имеет следующую форму (рис. 5).

Математическое моделирование короткозамкнутого...

Математическое моделирование короткозамкнутого асинхронного двигателя в пакете SimPowerSystems.

При запуске модели осуществляется прямой пуск АКЗ, по истечении некоторого времени прикладывается момент нагрузки.

Математическая модель асинхронного двигателя...

Рис. 7. Полная схема математической модели асинхронного двигателя.

Моделирование САР скорости асинхронного двигателя с переменными ΨR - IS с контуром потока в системе абсолютных единиц.

Экспериментальное исследование процесса испытаний...

Рис. 1. Классическая схема реализации метода взаимной нагрузки двигателей постоянного тока: ЛП, ВДП — линейный и вольтодобавочный

Математическое моделирование процесса испытаний двигателей постоянного тока методом взаимной нагрузки.

Моделирование асинхронных турбогенераторов со статорным...

математическая модель, электроэнергетика, мощность, парогенераторы, асинхронные турбогенераторы, колебательные процессы, системы

О некоторых особенностях уравнений А. В. Гапонова для электрических машин постоянного тока с независимым возбуждением.

Математическая модель электропривода на базе синхронного...

За основу принята математическая модель из электронного ресурса [1]. Показаны пути поиска разделов необходимых элементов схемы электропривода, позволяющих

Моделирование электропривода на базе бесконтактного двигателя постоянного тока в пакете SimPowerSystems.

Задать вопрос