Автор: Коваль Анастасия Алексеевна

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (128) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 22.11.2016

Статья просмотрена: 74 раза

Библиографическое описание:

Коваль А. А. Анализ позитивных и негативных последствий иммиграции в фокусе экономического развития принимающих стран // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 413-415.



Внастоящее время в условиях глобализации и развивающейся интеграции стран и регионов мира происходит увеличение международных миграционных потоков. По оценкам ООН, в период с 2005 по 2010 год численность мигрантов, направляющихся в развитые страны, составила около 17 миллионов человек [7]. В силу возрастания политической нестабильности на Ближнем Востоке и ухудшения социально-экономического положения некоторых стран Африки установить эту величину для 2016 года крайне затруднительно. Миграция населения имеет свои положительные и отрицательные черты, влияющие на социально-экономическое развитие стран-реципиентов.

Ключевые слова: международные миграционные потоки, страны-реципиенты, страны-доноры, миграционная политика, демографическая политика,последствия «Арабской весны», Европейский союз

Международная миграция становится важным источником перераспределения рабочей силы между развивающимися и развитыми регионами, поэтому изучение этого вопроса актуально для понимания механизма функционирования мировой системы хозяйствования.

На нынешнюю динамику перемещения населения в мире влияет совокупность политических, экономических и социально-демографических причин.

В первую очередь, к релевантным экономическим факторам географической мобильности следует отнести стремление выходцев из менее развитых стран улучшить свое материальное положение за счет трудоустройства за рубежом, прежде всего в странах ОЭСР. Для граждан стран СНГ основной страной прибытия является РФ. Так, по данным доклада ООН, в 2013 году в пятерке лидеров по наличию мигрантов оказались США, Россия и Германия [5]. Кроме того, туда вошли страны-экспортеры нефти Саудовская Аравия и ОАЭ, также привлекающие иностранные трудовые ресурсы [5].

Следующая группа причинно-следственных связей, порождающих масштабную миграцию, может быть объединена в категорию «политических факторов», таких как обострение вооруженных конфликтов в ряде стран и возникновение вынужденной миграции. Например, с начала «Арабской весны» поток беженцев в ЕС увеличился в 16 раз, а число переселенцев из Северной Африки, где развернула свою деятельность террористическая группировка ИГИЛ, с начала января 2015 года составило 35 тысяч человек [1]. Следовательно, для иммиграции этого направления страны Евросоюза являются наиболее предпочтительными в силу географической близости.

Помимо вышеперечисленных факторов следует упомянуть, что демографические различия регионов мира приводят к перенасыщению предложения на рынке труда в странах-донорах и недостатку рабочей силы в странах-импортерах трудовых ресурсов. В связи с этим основу иммиграционных потоков формирует молодежь. На фоне общей тенденции «старения» коренного населения Западной Европы, 20 % молодежи в регионе являются иммигрантами-мусульманами [8].

Таким образом, исходя из перечисленных мотивов, можно выделить два типа миграции: вынужденная и трудовая миграции. Основными районами иммиграции, как уже было сказано выше, являются государства с ёмким рынком труда и высоким уровнем социальной стабильности.

Понимание основных стимулов движения человеческого капитала позволяет выявить негативные и позитивные черты, которые иммигрантские общности привносят в принимающие общества. К безусловным позитивным последствиям иммиграции для стран-реципиентов можно причислить ряд экономически-выгодных стимулов для развития национальной экономики.

Во-первых, иностранные рабочие предоставляют дешевую рабочую силу и занимают те сферы деятельности, в которых коренные жители зачастую работать не хотят. Это снижает издержки работодателей и понижает себестоимость производимых страной товаров, повышая их конкурентоспособность на мировом рынке.

Во-вторых, легальные мигранты формируют дополнительную категорию потребителей внутреннего валового продукта принимающих стран и пополняют нишу налогоплательщиков, полностью окупая затраты казны на социальные выплаты. В среднем в странах ОЭСР мигранты платят на 5000 евро больше, чем получают от государства в виде субсидий [2].

В-третьих, увеличивающийся приток, в том числе, высококвалифицированных специалистов из слаборазвитых стран снижает издержки государств-реципиентов на образование и профессиональную подготовку собственных кадров. В то же время в странах эмиграции наблюдается «утечка мозгов» в США и Европу [4].

В-четвертых, вполне очевидно, что иммигранты улучшают демографическую ситуацию в странах с отрицательным естественным приростом населения, где старение населения и низкая рождаемость создают дефицит на рынке трудовых ресурсов.

Учитывая вышесказанное, приток иммигрантов аккумулирует дополнительные возможности для развития экономики стран пребывания, предоставляя возможность производителям перенаправлять сэкономленные средства на развитие наукоемких отраслей и модернизацию производства.

Однако положительные моменты иммиграции не позволяют нивелировать некоторые негативные последствия этого явления, которые усугубляют не только экономические противоречия между коренными жителями и «переселенцами», но и подготавливают почву для социально-культурного противостояния.

В этой связи следует отметить, что некоторые отрасли, в частности сфера услуг, строительство и т. д., становятся зависимыми от дешевого неквалифицированного труда рабочих-мигрантов, и нежелание работодателей нанимать на эти должности представителей коренного населения приводит к безработице среди последних. Этот фактор увеличивает напряженность между принимающей нацией и иммигрантскими общностями.

Свою роль начинают играть культурно-религиозные отличия переселенцев от местного населения. Рассмотрим пример Европы. Негативное отношения к выходцам из мусульманских стран, их отождествление с исламистами и террористами, мешают благополучной интеграции иммигрантов в европейское общество, порождают антиисламские настроения. Мусульманская молодежь в Европе в качестве ответной реакции на дискриминацию пополняет ряды радикальных группировок, дестабилизируя порядок и социальный мир в государствах-реципиентах [3].

Немаловажным является тот факт, что принимающие страны не спешат предоставлять гражданство и пакет социальных услуг иммигрантам, проводят жесткую миграционную политику. Отсюда берет начало значительная доля нелегальной миграции, в том числе вынужденной, которая ведет к тому, что принимающие страны не могут контролировать деятельность иностранных граждан на своей территории. Этот факт способен ухудшить криминогенную обстановку в государстве. Например, в Москве пятая часть преступлений происходит по вине приезжих [6].

Анализ плюсов и минусов наличия мигрантов в странах приема позволяет сделать ряд определенных логических умозаключений. С одной стороны, доступность предоставляемой иностранцами низкоквалифицированной рабочей силы благоприятно сказывается на возможностях национальной экономики: они занимают самые трудоемкие отрасли, что в периоды экономического роста позволяет направить национальные кадры в более наукоемкие третичные отрасли, изменить структуру экономики без особого ущерба для других сфер производства. С другой стороны, специалисты высокого уровня пополняют ряды интеллектуальной элиты принимающего общества, применяя свои умения и знания в стране пребывания.

Таким образом, несмотря на все преимущества с экономической точки зрения, неконтролируемая иммиграция способна ухудшить уровень благосостояния страны: понизить уровень безопасности в обществе и привести к социально-экономическим и межэтническим конфликтам коренного населения и приезжих.

Литература:

  1. Италия принимает рекордный поток нелегальных иммигрантов // URL: http://ru.euronews.com/2015/04/18/italian-president-calls-for-more-decisive-eu-action-on-migrant-crisis/ (23.04.2015)
  2. Лютова М. Мигранты не вредят странам ОЭСР// Ведомости. 2013. 14 июня. С. 7.
  3. Мирский Г. И. Европа и мусульмане // URL: http://www.religare.ru/2_43509.html (23.04.2015)
  4. Огнева В. В., Черняк А. В. Современные тенденции международных миграций // Среднерусский вестник общественных наук.- Орел: Издательский центр Орловской региональной академии государственной службы (ОРАГС), 2012. № 3. С. 207–212.
  5. Центр новостей ООН. США, Россия, Германия и Саудовская Аравия — в числе десятки стран, принимающих наибольшее число мигрантов // URL:http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=20179#.VU9e4fnhDIV (09.05.2015)
  6. NEWSru.com. Опубликован доклад ООН о числе иностранных мигрантов — среди лидеров США и Россия // URL: http://newsru.com/world/12sep2013/mirg.html (09.05.2015)
  7. Department of Economic and Social Affairs: World Population Prospects: The 2012 Revision // URL: http://esa.un.org/wpp/Excel-Data/migration.htm (09.05.2015)
  8. Pew Research Center: The Future of World Religions: Population Growth Projections, 2010–2050 // URL: http://www.pewforum.org/2015/04/02/religious-projections-2010–2050/ (23.04.2015)
Основные термины (генерируются автоматически): развитых стран, коренного населения, политике развитых стран, рабочей силы, развивающейся интеграции стран, экономики стран пребывания, граждан стран СНГ, странах ОЭСР, коренного населения Западной, стран Африки, конфликтам коренного населения, представителей коренного населения, ряде стран, слаборазвитых стран, динамику перемещения населения, странах ОЭСР мигранты, национальной экономики, двойных стандартах, мусульманских стран, естественным приростом населения.

Ключевые слова

миграционная политика, Европейский союз, демографическая политика, международные миграционные потоки, страны-реципиенты, страны-доноры, последствия «Арабской весны»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос