The article describes the problem of forming the internal position of first graders in rural schools. Presents the results of studying of development of self-assessment of Junior schoolchildren in relation to their «way I«, as the main component of the internal position of a pupil and level of formation of this position.
Key words: internal position of the pupil, self-evaluation, primary school age, self-esteem, the «I«-concept
С самого раннего детства у ребенка формируется определенная система представлений о самом себе и своей личности, так называемый «образ Я», который включает в себя ряд определенных качеств, отношение к окружающему миру и, конечно же, самооценку.
Д. Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном возрасте ребенок проходит некий путь от выделения себя, как отдельного человека до самосознания [5].
Становление внутренней позиции ученика имеет долгий путь развития, так, в раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметная деятельность. Постепенно предметный мир сменяется на мир людей и общение с ними.
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, в ходе нее ребенок осваивает новые роли из жизни взрослых, учится общению, формирует в себе личностные качества, в ней развивается воображение и интеллектуальная сфера ребенка, как условия необходимые для формирования будущей внутренней позиции школьника.
Успешная сформированная внутренняя позиция школьника в младшем школьном возрасте обуславливает успешность ребенка в учебном процессе. С поступлением ребенка в школу происходит переход к новой ведущей деятельности (учебной), что оказывает огромное влияние на формирование его личности.Именно школа становится центром всей жизни ребенка, с ней связаны новые переживания [3].
Л. И. Божович подчеркивает, что гармоничная внутренняя позиция школьника необходима для освоения требований общества, как личности, осваивающей новую социальную роль, усваивающей учебный материал и выполняющей домашние задания, личности с оптимальным построением отношений с новыми людьми (учитель и одноклассники) [1].
К семи годам у ребенка формируется тесная связь между самосознанием ребенка и его внутренней позицией, что объясняется наличием внутренней мотивации обучения ребенка к школе. В своих исследованиях Л. И. Божович указано, что «личность ребенка формируется через мотивационную среду и что в готовности к школе на передний план выступает именно мотивация». Она выделила две группы мотивов, первой из которых, выступает потребность в общении с другими, окружающими ребенка людьми, и второй группой, является потребность в удовлетворении познаний, которые он уже не может получить дома [1].
В свою очередь, следует отметить, что внутренняя позиция ученика является неотъемлемой частью уровня психологической готовности ребенка к школе. К шести годам родители и родные начинают знакомить ребенка со школой и особенностями школьного обучения в игровой форме, на основе собственных позитивных воспоминаний из личного опыта обучения и рассказов о школе и школьной жизни. Ребенок осознает необходимость обучения в школе и узнает положительные стороны школьной жизни, которые формируют общее представление о ней.
К семи годам, поступая в школу, ребенок начинает соотносить свои собственные представления, чувства, эмоции и знания о школьном мире с услышанным ранее о школе. Начало обучения способствует усвоению ребенком его новой социальной роли, происходит признание им важности учения, как социально значимой деятельности. Внутренняя позиция ребенка выходит на новый социальный уровень и приводит к осознанию ребенком своего нового социального образа «Я».
Основой для формирования внутренней позиции школьника является его самооценка. Под самооценкой, мы понимаем — способность ребенка оценивать свои знания и умения, свою деятельность и ее результаты, а так же оценивать свои личностные качества и поведение.
Для первого класса нормой является высокая не всегда адекватная (чаще, несколько завышенная) самооценка. Дети высоко оценивают свою деятельность и ее результат, потому что они прикладывают много усилий для достижения результата. Самооценка первоклассников, опирается так же на мнение окружающих (сверстников и взрослых). Это сложное время для первоклассника, в связи с чем, взрослые стараются много хвалить ребенка, что естественно повышает и несколько идеализирует самооценку первоклассника.
Для выявления уровня развития самооценки первоклассников и сформированности у них внутренней позиции школьника мы провели ее изучение. В эксперименте приняли участие ученики первого класса Виткуловской СШ Сосновского района Нижегородской области в составе 16 человек (из них 10 девочек и 6 мальчиков в возрасте от 6 до 7 лет).
Для изучения самооценки мы использовали методику В. Г. Щур «Лесенка» [4], так же была проведена экспериментальная беседа по определению «внутренней позиции школьника», разработанная Н. И. Гуткиной [2].
Нами был выявлен уровень сформированости самооценки ребят (с ориентацией на отношение к самому себе окружающих его людей (матери и учителя)), результаты исследования представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты изучения уровня самооценки первоклассников по методике В. Г. Щур «Лесенка»
Результаты, представленные на рисунке 1, свидетельствуют о том, что у всех первоклассников была выявлена либо высокая (что в принципе является нормой для этого возраста), либо адекватная самооценка как по отношению к себе, так и по отношению к матери и учителю.
По отношению к своему «образу Я» у всех 16 первоклассников (100 %) выявлен высокий уровень развития самооценки, что может свидетельствовать о том, что у детей успешно формируется система собственных взглядов, отношений, требований и оценок явлений окружающей действительности.
Следует отметить, что в ходе беседы с учителем начальной школы, мы выяснили, что, в основном, проблем во взаимоотношениях с одноклассниками, в «новом» школьном коллективе, у детей нет. Со сменой ведущей деятельности первоклассника, меняется и система отношений с окружающими людьми, за основу оценки чего-либо, ребенок, пока, берет мнение родителей и учителя, так как они являются наиболее значимыми для него, в этом возрасте.
По шкале «Мама» 14 учащихся начальной школы, что составило 88 % от общего числа детей, участвующих в эксперименте, имеют высокую самооценку по отношению к матери. Это может быть объяснено тем, что с поступлением ребенка в школу родители предъявляют больше требований к ребенку. Эти требования связаны с требованиями, предъявляемыми по отношению к ребенку, прежде всего учителем: выполнение домашнего задания, посещение занятий и возможных дополнительных занятий, кружков, секций, школ дополнительного образования, необходимостью большей концентрации внимания на учебном процессе, нежели, чем в игре, ведь она по-прежнему остается значимой деятельностью для ребенка.
2 испытуемых (12,5 %) из 16 имеют средний уровень самооценки по шкале «Мама». Можно предположить, что такие результаты объясняются неблагополучием некоторых семей. Конечно же, каждая мать старается максимально огородить своего ребенка от любых негативных воздействий на ребенка, но не стоит забывать о следующем факторе — все дети из сельских семей, некоторые из семей не благополучны. Тем не менее, показатели в норме, значит, выбранный метод воспитания матерей положительно влияет на самооценку первоклассников.
По шкале «Учитель» 8 первоклассников, что составило 50 % от общего числа, имеют высокую самооценку, у другой половины — самооценка по отношению к учителю, находится на среднем уровне, что свидетельствует о хороших отношениях между первоклассниками и учителем. Учитель играет важную роль в формировании «образа Я» первоклассника, поскольку является значимым для него человеком, мнение которого учитывается им при оценке чего-либо. В отношениях с учителем, ребенок старается проявить себя с хорошей стороны, чтобы его похвалили, поставили положительную отметку. Первоклассник мотивирует себя на успешное обучение, чтобы не оказаться неуспешным, замечания учителя очень значимы для него.
Так же нами была проведена экспериментальная беседа по определению «внутренней позиции школьника», разработанная Н. И. Гуткиной [2]. Данная беседа направлена на определение «внутренней позиции школьника», она включает вопросы, помогающие определить наличие познавательной и учебной мотиваций у ребенка, а также культурный уровень среды, в которой он растет. Последнее имеет существенное значение для развития познавательной потребности, а также личностных особенностей, способствующих или, наоборот, препятствующих успешному обучению в школе.
Вопросы № 1 и № 9 не являются ключевыми, т. к. на них практически все дети отвечают утвердительно, а потому они не являются информативными. Результаты беседы на остальные вопросы оказались следующими.
На вопрос № 2 (Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?) 14 учащихся (87,5 %) ответили «нет», что свидетельствует о сформированности внутренней позиции у детей. Соотношение и достоверность этого убеждения можно проследить в ответах на 7 вопрос (Почему ты хочешь идти в школу?). У 12 первоклассников (75 %) желание пойти в школу связано, не с внешними признаками ученика (красивое платье, портфель банты, пенал и т. д.), а именно с учебной деятельностью (научиться читать, писать,в школе можно всему научиться). Таким образом, можно сказать, что в целом, у большей части учеников сформирована внутренняя позиция школьника.
На 11 вопрос анкеты: «Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? Почему?». 13 первоклассников (81,25 %) не раздумывая, ответили, что хотели бы стать учениками, что может свидетельствовать о желании ребенка учиться в школе, а значит, и о сформированности его внутренней позиции школьников.
По мнению Н. И. Гуткиной, если ребенок в этой игре выбирает роль ученика и сам ход игры максимально сводит к реальности (то есть делают задания, которые получали на уроке от учителя, читают, соблюдают время урока, дисциплину, пишут диктанты и другие учебные задания), то можно говорить об успешной сформированности внутренней позиции школьника [2].
На 12 вопрос (В игре в школу, что тебе хочется, чтобы было длиннее: перемена или урок? Почему?) так же 13 человек (81,25 %) отдали свое предпочтение увеличению времени отведенного на урок, что говорит о мотивированности детей к учебному процессу, их желании заниматься учебной деятельностью.
3 ребенка (18,75 %) на все рассмотренные вопросы отвечали, что не хотят идти в школу, предпочли бы остаться дома, что свидетельствует о том, внутренняя позиция школьника не сформирована. В ходе игры в школу, дети выбирали роль учителя, объясняя, что хотят проявить себя как «хороший учитель», который не задает больших домашних заданий, делает большие перемены и вместо скучных уроков проводит игры. Такой выбор первоклассников может свидетельствовать о неготовности ребенка к школе, негативном отношении к учебному процессу и, конечно же, о несформированности внутренней позиции школьников.
В целом, можно сказать, что у большей части детей (81,75 %) выявлена успешная адаптация к новым условиям обучения, положительная мотивация к учебной деятельности и сформированная внутренняя позиция школьника.
Таким образом, можно сделать вывод, о том, что у первоклассников сформирована высокая самооценка по отношению к себе, маме и к учителю. Высокая самооценка для ребят этого возраста является нормой.Обнаружено, что высокая, и адекватная самооценка, как правило, соответствует оптимальному уровню развития внутренней позиции школьника.
Литература:
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. — М.: Академический Проект, 2000. — 3-е изд., перераб. и доп. — 184 с.
- Уривская Н. С., Калинина Т. В. Проблема формирования личности ребенка младшего школьного возраста в условиях школьного обучения // Новая наука: Проблемы и перспективы. — 2016. — № 3–2 (67). — 195–198 c.
- Щур В. Г. Методика изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей // Психология личности: теория и эксперимент. — М., 1982. — 114 с.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.