Автор: Абдрахманова Гульназ Альбертовна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (128) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 20.11.2016

Статья просмотрена: 62 раза

Библиографическое описание:

Абдрахманова Г. А. Отличия специальной оценки условий труда от аттестации рабочих мест // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 146-147.



Тема специальной оценки условий труда (далее СОУТ) весьма актуальна, ведь в последнее время уделяется огромное внимание увеличению объема продаж и стоимости покупок в различных организациях, но работодателями перестает учитываться состояние здоровья работников. С целью определения степени воздействия на сотрудников вредных факторов и установления компенсаций раньше проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда (далее АРМ).

Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» вступил в силу с 1 января 2014 г., который предусматривает упразднение процедуры аттестации рабочих мест по условиям труда. Порядок аттестации многократно менялся, но так и остается далеким от совершенства.

Целью СОУТ (а раньше и аттестации) является улучшение условий труда, снижение влияния вредных факторов во избежание получения травм и возникновения профессиональных заболеваний, что в свою очередь приводило бы к уменьшению дополнительного тарифа за работу во вредных условиях труда.

Основной задачей аттестации являлось измерение и сравнение уровня опасных и вредных производственных факторов на рабочем месте с гигиеническими нормативами, установление соответствующих классов условий труда в зависимости от превышения предельно допустимого уровня, осуществление проверки безопасности технологического оборудования, полноту и качество обеспечении работников спецодеждой [3].

Условия труда по степени вредности подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые,вредные(1–4степени), опасные [4].

По результатам аттестации формировались определенные списки лиц: кому следует проходить медицинские осмотры, кто должен получать молоко или спецодежду, а каким работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, полагаются какие-либо компенсации.

Механизм реализации аттестации не предусматривал никакой экономической заинтересованности в ней работодателя. Всего с 1 сентября 2008 г. по 1 января 2013 г. аттестация была проведена лишь в 110 тыс. организаций (2 % от действующих хозяйствующих субъектов) и с 1 января 2014 г. была упразднена.

Специальная оценка условий труда регулируется нормами Федерального закона, и создана для устранения недостатков аттестации. Производится независимой специализированной организацией, приглашенной работодателем. Проходит анализ состояния условий труда на заранее определенных рабочих местах с целью выявления на них опасных и вредных производственных факторов, определением эффективности применения средств индивидуальной и коллективной защиты, оценки уровня воздействия на работника факторов и определения степени отклонения от установленных нормативов. По состоянию на март 2015 года СОУТ подверглись более 1 млн. рабочих мест (производство — 30 %, сфера услуг — 43,8 %, прочие виды деятельности — 26,2 %). Мониторинг, проведенный Департаментом условий и охраны труда Минтруда России и ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минтруда России, охватил 74 субъекта РФ в основных Федеральных округах.

При АРМ аттестации подлежали все рабочие места, за исключением сотрудников, занятых за компьютерами менее 50 % рабочего времени [3]. Все рабочие места подлежат СОУТ, кроме рабочих мест дистанционных работников, надомников, и работников, не являющимися индивидуальными предпринимателями [2].

В течение шести месяцев со дня наступления указанных в ч. 1 ст. 17 закона о СОУТ случаев работодатель обязан провести внеплановую СОУТ:

1) организация новых рабочих мест;

2) получения предписания госинспектора труда в случаи выявленных в ходе проверки нарушений закона о СОУТ;

3) изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, оказывающее влияние на воздействие вредных факторов на работников;

4) изменения состава применяемых материалов или сырья, способных оказать влияние на воздействие вредных факторов на работников;

5) изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, оказывающих влияние на воздействие вредных факторов на работников;

6) произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве;

7) наличия предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций о проведении внеплановой СОУТ [6].

За невыполнение обязательств по коллективным договорам и соглашениям по СОУТ, должностные лица несут следующие виды ответственности в порядке, установленном законодательством (ст.419 ТК РФ):

  1. дисциплинарную (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям);
  2. административную (дисквалификация, административный штраф)
  3. уголовную (исправительные работы, лишение свободы) [5].

Можно выделить положительные и отрицательные стороны СОУТ. В качестве положительных будут выступать:

– четкая и понятная процедура проведения СОУТ со всеми правами и обязанностями сторон;

– государственным органам отводится только контролирующая функция;

– установлены классы условий труда (4 класса);

– установлены некоторые льготы для работников в зависимости от класса условий труда;

– определены параметры, предъявляемые к организациям, которые проводят СОУТ;

– открытый доступ результатов проведения СОУТ;

К отрицательным моментам относится:

– большие расходы работодателей на оборудование рабочих мест;

– дороговизна данной процедуры, осуществление за счет средств заявителя;

– в ФЗ не совсем ясно объяснен порядок осуществления государственного контроля за проведением СОУТ;

Литература:

  1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016)//Российская газета, N 256, 31.12.2001.
  2. Постановление Правительства РФ от 14.04.2014 N 290 (ред. от 25.04.2015) «Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей»//Собрание законодательства РФ, 28.04.2014, N 17, ст. 2056.
  3. Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н (ред. от 12.12.2012) «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»//документ утратил силу
  4. Приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н (ред. от 07.09.2015) «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2014 N 31689) // Российская газета, № 71, 28.03.2014.
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. От 30.12.2015) // «Российская газета», № 256, 31.12.2001
  6. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О специальной оценке условий труда» //Российская газета, № 295, 30.12.2013.
Основные термины (генерируются автоматически): условий труда, вредных факторов, оценки условий труда, рабочих мест, воздействие вредных факторов, специальной оценки условий, оценка условий труда, вредных производственных факторов, специальной оценке условий, аттестации рабочих мест, оценке условий труда», условиям труда, улучшение условий труда, вредных условиях труда, классов условий труда, состояния условий труда, класса условий труда, классы условий труда, «О специальной оценке, сотрудников вредных факторов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос