Библиографическое описание:

Идрисов Р. Х., Куштыев В. Д., Нигматзянов А. С. В. И. Ленин об объективности истины // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 597-599.



В.И.Ленин об объективности истины

Идрисов Рафис Хайдарович, магистрант;

Куштыев Владислав Динарович, магистрант;

Нигматзянов Алмас Салаватович, магистрант

Башкирский государственный аграрный университет (г. Уфа)

Важнейшие аспекты объективно-истинного знания в их ленинской трактовке можно представить следующим образом. Исходный пункт гносеологии марксизма — это признание объективной реальности, существующей независимо от человеческого сознания и отображаемого им. Знание, адекватно отображающее объективную реальность, есть объективная истина, поскольку в этом знании есть такое содержание, которое не зависит от субъекта. «Быть материалистом, — пишет В. И. Ленин, — значит признавать объективную истину, открываемую нам органами чувств. Признавать объективную, т. е. не зависящую от человека и от человечества истину, значит так или иначе признавать абсолютную истину» [1, с. 134–135]. С материалистической точки зрения объективность истины производна от объективности внешнего мира. Своеобразие истины в ее предметном измерении зависит от способа бытия объекта отражения и от способа освоения объекта [2; 3]. Человек не может познавать мир иначе как через движение идей, переход от незнания к знанию, от менее полного знания предметов окружающего мира к более полному знанию [4]. Идя по пути субъективизма, позитивисты и сторонники прагматизма это положение подменяют другим: человек не может познавать мир, не зависимый от движения идей. Критикуя релятивизм махистов, Ленин показал, что отрицание объективной реальности мира неминуемо ведет к отрицанию объективной истины [5; 6].

Знание, адекватно отображающее объективную реальность, есть объективная истина, поскольку конкретно-историческая форма этого знания обусловлена наличным уровнем и потребностями развития практики как материального, предметно-чувственного взаимодействия субъекта и объекта, адекватность этого знания объективному миру установлена объективным критерием практики, «Материалистическая диалектика Маркса и Энгельса ˂...˃ признает относительность всех наших знаний не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле исторической условности пределов приближения наших знаний к этой истине» [1, с. 139]. С материалистической точки зрения познание производно от практики, объективность истины производна от объективности практики. Объективно-истинное знание детерминировано практикой и потому является практической истиной с определенной сферой применимости, практически-адекватным отражением сущности, свойств и отношений предметов окружающего мира.

Будучи субъективным отражением объективного мира, знание включает акт оценки, момент отлета от действительности, по своей глубине и адекватности зависит от познавательной способности субъекта, от его социально-мировоззренческой позиции. Как указывает Ленин, «материализм включает в себя, так сказать, партийность, обязывая при всякой оценке события прямо, и открыто становиться на точку зрения определенной общественной группы» [1, с. 419]. Объективист, который ставит своей целью лишь констатацию фактов, всегда рискует сбиться на точку зрения апологета этих фактов. Материалист же не ограничивается указанием на необходимость процесса, а выясняет какой именно класс определяет эту необходимость. Таким образом, материалист «последовательнее объективиста и глубже, полнее проводит свой объективизм» [1, с. 418].

Человек познает действительность, чтобы преобразовать ее. Знание несет в себе прогрессивное содержание, ибо оно служит объективному ходу истории, расширяет свободу исторического действия людей, их господство над природой и над самими собой. «Господство над природой, проявляющее себя в практике человечества, есть результат объективно-верного отражения в голове человека явлений и процессов природы, есть доказательство того, что это отражение есть объективная, абсолютная, вечная истина» [1, с. 198]. С материалистической точки зрения свобода производна от необходимости, объективность истины производна от объективной необходимости исторического прогресса. Объективно-истинное знание детерминировано исторической необходимостью материального и духовного освобождения человека и потому является социально-значимой истиной [7; 8]. Своеобразие конкретной истины в ее оценочном измерении проявляется в масштабности и эвристической перспективности знания, где с «правом объекта» сливается «право субъекта» (К. Маркс), т. е. потребности и интересы индивида, социальной группы, общества. Иначе говоря, масштабность и эвристическая перспективность истины зависят от уровня отражения объективной ценностной предметности [9]. В этом плане показательно выделение фундаментальных или частных истин в ряду результатов науки, вечных книг в ряду литературных произведений, основных общечеловеческих моральных норм в ряду норм поведения и т. д. Человек не может познавать мир независимо от его оценки. Идя по пути субъективизма, идеалисты и ревизионисты это положение подменяют другим: человек не может познавать мир, независимый от оценки. Критикуя богдановское определение истины как только идеологической формы, Ленин показал, что оценочный аспект объективной истины органически связан с ее предметным и практическим аспектами. Игнорирование этой связи ведет к отрицанию объективной истины, к гносеологическому плюрализму [10; 11; 12]. Настаивая на том, что истина — это произвольное творение субъекта, и утверждая множественность истин, плюралисты постоянно ссылаются на факт существования эквивалентных теоретических описаний, различных идеологий, различных художественных моделей действительности и т. д. Этот факт не противоречит учению об объективной истине и не означает ни равноценности знаний в плане их истинности, ни отсутствия границы между истиной и заблуждением.

Множественность научно-теоретических построений относительно одного и того же объекта исследований при ближайшем рассмотрении оказывается отражением многокачественности самого объекта. За методологическими принципами и теоретическими моделями науки стоят существенные стороны и связи объекта отражения, и цели, которые человек преследует в своей практической деятельности, в конечном счете определяются объектом, его законами, его характером. Многосторонность объекта исследований отнюдь не исключает его целостности, объективной и закономерной связи его различных сторон, и поэтому содержательный синтез разнопредметных представлений объекта не только объективно возможен, но и с прогрессивным развитием науки необходимо реализуется в высших формах систематизации научного знания, в научной картине мира [13; 14]. По отношению к идеологии критерий объективности, выходящий за пределы ее реляционной связи с волей общественной группы, требует соотносить идеологию с объективным характером законов общественно-экономического развития, с объективными требованиями общественного прогресса, с гуманистической перспективой истории. Художественные модели действительности всегда индивидуальны и неповторимы по своему предмету, способу его изображения, авторскому отношению к изображаемому (ракурсы изображения зависят от значения изображаемого). Однако и для произведения искусства художественная правда (истина) соединяет в себе последовательное проведение определенной тенденции с объективностью. Здесь, согласно В. Г. Белинскому, субъективность художника заставляет его проводить через свою душу явления внешнего мира, а через то и в них вдыхать душу живую. Художественная правда означает соответствие логике жизни, ее исторической динамике. Она связана с общим социальным прогрессом человечества. Подводя итог, можно утверждать, что предметный, практический и оценочный аспекты объективно-истинного знания внутренне связаны и субординированы; их следует рассматривать как исходное, центральное и завершающее определения объективной истины. Отрицание системной связи этих определений, согласно В. И. Ленину, ведет к идеализму.

Литература:

  1. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 18. М.: Изд-во политической литературы, 1968. 423 с.
  2. Вардикян Р. В., Семенова Э. Р. Проблема объективности научного знания // Вестник научных конференций. 2015. № 3–1 (3). С. 35–36.
  3. Rakhmatullin R. Consciousness as a reflection // Nauka i studia. 2016. Т. 3. С. 947–950.
  4. Рахматуллин Р. Ю. Проблема объективности исторического знания или как возможен единый учебник истории // European Social Science Journal. 2014. № 8–3 (47). С. 69–73.
  5. Рахматуллин Р. Ю. Аналитическая философия науки: общая характеристика // Молодой ученый. 2014. № 16. С. 209–211.
  6. Рахматуллин Р. Ю. Позитивизм как первая философия науки // Вестник ВЭГУ. 2014. № 6 (74). С. 150–159.
  7. Тагиров С. Ф., Семенова Э. Р. Марксистская философия истории // Вестник научных конференций. 2016. № 1–5 (5). С. 185–186.
  8. Семенова Э. Р. Эмпирическое и теоретическое в научном познании // Вестник научных конференций. 2015. № 2–4 (2). С. 135–136.
  9. Лукманова Р. Х., Столетов А. И. Об особенностях философского знания // О вечном и преходящем Сборник научных статей. Уфа, 2012. С. 27–36.
  10. Rakhmatullin R. Pragmatism: general characteristics // Nauka i studia. 2015. Т. 11. С. 152–197.
  11. Рахматуллин Р. Ю. Истина как философская категория // Молодой ученый. 2014. № 13. С. 332–335.
  12. Лукманова Р. Х., Столетов А. И. Проблема истины в философии Хайдеггера // Философия и общество. 2008. № 4. С. 166–174.8.
  13. Рахматуллин Р. Ю. Научная картина мира как особая форма организации знания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 12–2 (38). С. 166–168.
  14. Камасина Р. Р., Семенова Э. Р. Научная картина мира как высшая форма научного знания // Вестник научных конференций. 2015. № 3–1 (3). С. 68–70.
Основные термины (генерируются автоматически): объективной истины, объективность истины производна, Вестник научных конференций, отрицанию объективной истины, материалистической точки зрения, научного знания, аспекты объективно-истинного знания, объективной реальности, отрицания объективной истины, предметов окружающего мира, Молодой ученый, аспект объективной истины, определения объективной истины, объективности истины, Научная картина мира, Проблема объективности, зрения объективность истины, объективной реальности мира, объекта отражения, отражения объективной ценностной.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос