Автор: Улухужаев Нарзуллохон Зиевадинович

Рубрика: Филология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (128) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 18.11.2016

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Улухужаев Н. З. Гипотаксический период с отношениями условия, причины и следствия // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 580-582.



Гипотаксический период с отношениями условия, причины и следствия

Улухужаев Нарзуллохон Зиевадинович, кандидат педагогических наук доцент

Наманганский государственный университет (Узбекистан)

Раскрыты вопросы, связанные с особенностями гипотаксического периода с отношениями условия, причины и следствия.

Ключевые слова: отношения условия, причины, следствия, оттенок причинного отношения, условные и причинные союзы, формы наклонений, реальные и ирреальные условия, бессоюзное прикрепление

Члены гипотаксического периода как сильной, целенаправленной и выразительной фигуры речи выражают синтаксические и смысловые отношения одновременности, разновременности, условия, причины и следствия, атрибутивные, изъяснительные, обстоятельственно-пространственные и другие [3].

Структурно-семантическая особенность гипотаксических периодов с условными отношениями выражается в том, что, во-первых, в повышении указываются явления, действия, состояния, свойства, при которых становятся возможными, неизбежными или желательными другие действия, указанные в понижении; во-вторых, отношения между повышением и понижением основаны на предположении: совокупность условий — это нечто предполагаемое, реально возможное или нереальное:

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре, –

Выучи русский язык!

(С. Абдулла. Выучи русский язык).

Приведенный пример примечателен тем, что между повышением и понижением периода можно отметить оттенок причинного отношения: почему нужно выучить русский язык? Однако контекст подсказывает, что в данном случае более уместным является вопрос: «при каком условии?».

Главными грамматическими показателями различий реальных и ирреальных отношений между повышением и понижением служат формы наклонений. Условные отношения передаются при помощи союзов если, ежели, коли, ли, раз, в случае если.

В зависимости от степени проявления условных отношений и с учетом структурных особенностей повышения и понижения допустимо деление таких периодов на собственно условные и условные с наложением других значений.

В периодах со значением реальных условий сообщается об одновременных или последовательных процессах, явлениях, состояниях, находящихся в условно- следственных отношениях. В членах периода и в той части понижения, к какой они непосредственно прикреплены, глагольное сказуемое имеет форму изъявительного или повелительного наклонения. Условно-следственные отношения особенно четко проявляются в случае, если сказуемые в повышении выражены формой будущего времени глагола или инфинитивом:

Если вдруг живое слово

Вдруг озарятся, как сияньем,

С их уст сорвавшись, упадет, изящно-дивные чары, –

И сквозь величия земного

О, как в нем сердце пламенеет!

Вся прелесть женщины мелькнет,

Как он насторожен и умилен!

И человеческим сознаньем

Пускай служить он не умеет, –

Их всемогущей красоты

Боготворить умеет он.

(Ф. И. Тютчев)

В периодах со значением реальных условий как для прошедшего, так и для настоящего временных планов трудно перечислить всевозможные сочетания видовременных форм глаголов- сказуемых в повышении и понижении, так как действия и события в них часто объединяются по условиям внутренней связи смыслов компонентов полипредикативного единства, в котором широта временных границ нередко устанавливается контекстом и может доходить до полной вневременности. При этом модальности в обеих частях периода могут не совпадать: «Если когда-нибудь… ваше сердце знало чувство любви, если вы помните её восторги, если вы хоть раз улыбнулись при плаче новорожденного сына, если что-нибудь человеческое билось когда-нибудь в вашей груди, то умоляю вас чувствами супруги, любовницы, матери, – всем, что ни есть святого в жизни, – не откажите мне в моей просьбе» (Пушкин)

Для выражения собственно условных отношений между частями — повышением и понижением — периода может использоваться союз когда [1]. Однако период с этим союзом условным можно считать лишь в том случае, если значение конкретных компонентов в целом позволяет выделить те, которые выражают обусловленность, и нет даже скрытых временных оттенков [2]. Как же на практике определить, что союз когда выражает не временные, а условные отношения? Для этого, как показывают наши наблюдения, необходимо руководствоваться следующим положением: если нельзя союз когда заменить словосочетанием в то самое время иможно это сделать сочетанием при тех самых условиях (в тех случаях, если), то такой период можно считать композицией с условными отношениями: «Когда зеленый сад, ещё влажный от росы, весь сияет от солнца и кажется счастливым, когда около дома пахнет резедой и олеандром, молодежь только что вернулась из церкви и пьет чай в саду, и когда все так мило одеты и веселы, и когда знаешь, что эти здоровые, сытые, красивые люди весь длинный день ничего не будут делать, то хочется, чтобы вся жизнь была такою» (Чехов. Дом с мезонином).

В гипотаксических периодах с причинно-следственными отношениями повышение содержит указание на причины совершения действий, событий или проявления признаков, состояний, о которых как о результате говорится в понижении. Члены периода связываются с понижением посредством небольшого числа причинных союзов и союзных сочетаний: так как, поскольку, когда, чтобы, как, оттого что, оттого ли, потому ли, вследствие того что, ввиду того что, благодаря тому что, всилу того что, из-за того что.

Значение следствия в указанном виде периода может быть усилено употреблением в понижении заключительных союзов-частиц то, так с обычным прибавлением к ним слов субъективного умозаключения (следовательно, значит, стало быть, выходит и др.):

«Но так как такие сцены с мужем были редки; так как жизнь наша была очень однообразна и я уже слишком близко к ней присмотрелась; так как, наконец, я развивалась и росла очень быстро и много уже начало пробуждаться во мне нового, хотя бессознательного, отвлекавшего меня от моих наблюдений, то яи привыкла, наконец, к этой жизни, к этим обычаям и характерам, которые меня окружали» (Ф. М. Достоевский)

Смысловые оттенки причинно-следственных отношений между повышением и понижением в значительной мере зависят от значение предлогов, входящих в состав отыменных причинных союзов, посредством которых связываются члены периода. Так в периодах с союзом благодаря тому что подчеркивается содействующая причина или благоприятствующие обстоятельства протекания событий, явлений, которые составляют предмет речи в понижении, и, наоборот, при помощи союза из-за того что в причинно-следственных периодах передаются неблагоприятные причины:

«Только благодаря тому, что озимые культуры были подкормлены вовремя, а затем прошли теплые дожди и наступили ясные дни; лишь благодаря тому, что в период налива колоса стояла нежаркая погода, а по зорям выпадала обильная роса; только благодаря тому, что весь массив был убран в период восковой спелости зерна и не прямым комбайнированием, а на свал, – только благодаря этому прибавка урожая составила вкруговую тридцать восемь центнеров с гектара» (газ. «Народное слово»).

Причинно-следственные отношения могут передаваться таким соотношением частей периода, в котором, кроме полифункционального союза когда, четко обозначены реальные значения причины и следствия, заключенных в повышении, и в членах периода обязательное наличие значений настоящего и прошедшего времени. Однако временные отношения здесь до конца не снимаются, так как союз когда сохраняет в себе темпоральные значения, идущие от его исторических связей с наречием когда. Такие периоды в большинстве своем занимают промежуточное положение между периодами с временными отношениями и периодами с отношениями причины.

«Когда же берег стал уходить из глаз моих, когда мы попали на стержень реки и страшная громада воды, вертящейся кругами, стремительно текущей с непреодолимою силою, обхватила со всех сторон и понесла вниз, как щепку, нашу косную лодочку, – я не мог далее выдержать, закричал, заплакал и спрятал свое лицо на груди матери» (Т. С. Аксаков)

Причинно-следственные отношения между повышением и понижением гипотаксического периода могут выражаться и при помощи причинного союза чтобы. Однако этот союз в составе периода приобретает некоторые композиционные особенности, выражающиеся в том, что, во-первых, в повышении сказуемые имею отрицательную форму; во-вторых, в главной части понижения имеются обстоятельственные члены со значением, утверждающим причинную основу развития действия в повышении и, в-третьих, присутствуют достаточно четкие в семантическом отношении слова, указывающие на доминирование причинных отношений над другими [2. 2]. Как показывают наши наблюдения, в таких периодах не всегда возможно провести границы между причинными и целевыми отношениями и уверенно определить, каких отношений больше и каких меньше. Не обеспечивает точного решения проблемы и использование методического приема обнаружения каких-то более сильных отношений путем трансформации и замены союза чтобы явно причинными союзами, ибо в этих случаях возможны наложения иных отношений:

«Чтобы не выйти на окопчики у разрушенной саманной фермы и не забрести на картофельное поле, утыканное от речки минами, чтобы не наткнуться на засаду вроде той, что была в ночь на первое мая, и чтобы не угодить в лапы какой-нибудь блуждающей в лесу группы немцев, – Козырев втихомолку опасливо осторожничал и все круче и круче брал вправо, вдоль старого оросительного канальчика, все еще полного водой: он боялся предательского покашливания старичка-«печенега» из Дубровки перенапряженных нервов Кати, давно готовой стрелять на всякий резкий шорох» (По И. Тилигузову)

Причинно-следственные отношения в гипотаксических периодах могут выражаться и без союзов, при помощи особой (причинной) интонации:

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова, –

Выучи русский язык!

Мир разобщенных безрадостно тесен,

Спаянных мир необъятно велик,

Сын мой! Работай, учись, будь людям полезен, –

Выучи русский язык!

(С. Абдулла «Выучи русский язык»)

В данных периодах в повышении названа причина того, о чем сообщается в понижении.

В заключении отметим, что основные конструктивные признаки любого вида гипотаксического периода регламентированы характером обобщенного обозначения каких-то отношений между предметами и явлениями объективной действительности, поэтому все многообразие видов этого периода можно выявить при обнаружении специфических особенностей их композиций.

Литература:

  1. Карпов А. Н. Поликомпонентные единства с идентичными элементами в русской монологической речи. АДД, – Москва, 1983. – 34 С.
  2. Улухужаев Н. З. Анафорические единства в русской монологической речи// Актуальные проблемы русской и узбекской филологии. – Наманган. – 2006. С. 245–248.
  3. Улухужаев Н. З. О периодической форме речи и её трактовках // Хамидовские чтения. – Наманган. – 2009. С. 125–129.
  4. Улухужаев Н. З. Гипотаксический период в русской монологической речи // Молодой ученый. – 2016. – № 10. – С. 1500–1501.
  5. Улухужаев Н. З. Гипотаксический период с отношениями одновременности // Молодой ученый. – 2016. – № 21. – С. 1328–1330.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, гипотаксического периода, Улухужаев Н, оттенок причинного отношения, Причинно-следственные отношения, условными отношениями, отношениями условия, значением реальных условий, Гипотаксический период, Молодой ученый, членах периода, гипотаксических периодах, особенностями гипотаксического периода, условных отношений, Члены гипотаксического периода, причинных союзов, понижением гипотаксического периода, смысловые отношения одновременности, понижением периода, отношениями причины.

Ключевые слова

причины, отношения условия, следствия, оттенок причинного отношения, условные и причинные союзы, формы наклонений, реальные и ирреальные условия, бессоюзное прикрепление

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос