Гипотаксический период с отношениями условия, причины и следствия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (128) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 18.11.2016

Статья просмотрена: 52 раза

Библиографическое описание:

Улухужаев, Н. З. Гипотаксический период с отношениями условия, причины и следствия / Н. З. Улухужаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 580-582. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35374/ (дата обращения: 08.10.2024).



Гипотаксический период с отношениями условия, причины и следствия

Улухужаев Нарзуллохон Зиевадинович, кандидат педагогических наук доцент

Наманганский государственный университет (Узбекистан)

Раскрыты вопросы, связанные с особенностями гипотаксического периода с отношениями условия, причины и следствия.

Ключевые слова: отношения условия, причины, следствия, оттенок причинного отношения, условные и причинные союзы, формы наклонений, реальные и ирреальные условия, бессоюзное прикрепление

Члены гипотаксического периода как сильной, целенаправленной и выразительной фигуры речи выражают синтаксические и смысловые отношения одновременности, разновременности, условия, причины и следствия, атрибутивные, изъяснительные, обстоятельственно-пространственные и другие [3].

Структурно-семантическая особенность гипотаксических периодов с условными отношениями выражается в том, что, во-первых, в повышении указываются явления, действия, состояния, свойства, при которых становятся возможными, неизбежными или желательными другие действия, указанные в понижении; во-вторых, отношения между повышением и понижением основаны на предположении: совокупность условий — это нечто предполагаемое, реально возможное или нереальное:

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре, –

Выучи русский язык!

(С. Абдулла. Выучи русский язык).

Приведенный пример примечателен тем, что между повышением и понижением периода можно отметить оттенок причинного отношения: почему нужно выучить русский язык? Однако контекст подсказывает, что в данном случае более уместным является вопрос: «при каком условии?».

Главными грамматическими показателями различий реальных и ирреальных отношений между повышением и понижением служат формы наклонений. Условные отношения передаются при помощи союзов если, ежели, коли, ли, раз, в случае если.

В зависимости от степени проявления условных отношений и с учетом структурных особенностей повышения и понижения допустимо деление таких периодов на собственно условные и условные с наложением других значений.

В периодах со значением реальных условий сообщается об одновременных или последовательных процессах, явлениях, состояниях, находящихся в условно- следственных отношениях. В членах периода и в той части понижения, к какой они непосредственно прикреплены, глагольное сказуемое имеет форму изъявительного или повелительного наклонения. Условно-следственные отношения особенно четко проявляются в случае, если сказуемые в повышении выражены формой будущего времени глагола или инфинитивом:

Если вдруг живое слово

Вдруг озарятся, как сияньем,

С их уст сорвавшись, упадет, изящно-дивные чары, –

И сквозь величия земного

О, как в нем сердце пламенеет!

Вся прелесть женщины мелькнет,

Как он насторожен и умилен!

И человеческим сознаньем

Пускай служить он не умеет, –

Их всемогущей красоты

Боготворить умеет он.

(Ф. И. Тютчев)

В периодах со значением реальных условий как для прошедшего, так и для настоящего временных планов трудно перечислить всевозможные сочетания видовременных форм глаголов- сказуемых в повышении и понижении, так как действия и события в них часто объединяются по условиям внутренней связи смыслов компонентов полипредикативного единства, в котором широта временных границ нередко устанавливается контекстом и может доходить до полной вневременности. При этом модальности в обеих частях периода могут не совпадать: «Если когда-нибудь… ваше сердце знало чувство любви, если вы помните её восторги, если вы хоть раз улыбнулись при плаче новорожденного сына, если что-нибудь человеческое билось когда-нибудь в вашей груди, то умоляю вас чувствами супруги, любовницы, матери, – всем, что ни есть святого в жизни, – не откажите мне в моей просьбе» (Пушкин)

Для выражения собственно условных отношений между частями — повышением и понижением — периода может использоваться союз когда [1]. Однако период с этим союзом условным можно считать лишь в том случае, если значение конкретных компонентов в целом позволяет выделить те, которые выражают обусловленность, и нет даже скрытых временных оттенков [2]. Как же на практике определить, что союз когда выражает не временные, а условные отношения? Для этого, как показывают наши наблюдения, необходимо руководствоваться следующим положением: если нельзя союз когда заменить словосочетанием в то самое время иможно это сделать сочетанием при тех самых условиях (в тех случаях, если), то такой период можно считать композицией с условными отношениями: «Когда зеленый сад, ещё влажный от росы, весь сияет от солнца и кажется счастливым, когда около дома пахнет резедой и олеандром, молодежь только что вернулась из церкви и пьет чай в саду, и когда все так мило одеты и веселы, и когда знаешь, что эти здоровые, сытые, красивые люди весь длинный день ничего не будут делать, то хочется, чтобы вся жизнь была такою» (Чехов. Дом с мезонином).

В гипотаксических периодах с причинно-следственными отношениями повышение содержит указание на причины совершения действий, событий или проявления признаков, состояний, о которых как о результате говорится в понижении. Члены периода связываются с понижением посредством небольшого числа причинных союзов и союзных сочетаний: так как, поскольку, когда, чтобы, как, оттого что, оттого ли, потому ли, вследствие того что, ввиду того что, благодаря тому что, всилу того что, из-за того что.

Значение следствия в указанном виде периода может быть усилено употреблением в понижении заключительных союзов-частиц то, так с обычным прибавлением к ним слов субъективного умозаключения (следовательно, значит, стало быть, выходит и др.):

«Но так как такие сцены с мужем были редки; так как жизнь наша была очень однообразна и я уже слишком близко к ней присмотрелась; так как, наконец, я развивалась и росла очень быстро и много уже начало пробуждаться во мне нового, хотя бессознательного, отвлекавшего меня от моих наблюдений, то яи привыкла, наконец, к этой жизни, к этим обычаям и характерам, которые меня окружали» (Ф. М. Достоевский)

Смысловые оттенки причинно-следственных отношений между повышением и понижением в значительной мере зависят от значение предлогов, входящих в состав отыменных причинных союзов, посредством которых связываются члены периода. Так в периодах с союзом благодаря тому что подчеркивается содействующая причина или благоприятствующие обстоятельства протекания событий, явлений, которые составляют предмет речи в понижении, и, наоборот, при помощи союза из-за того что в причинно-следственных периодах передаются неблагоприятные причины:

«Только благодаря тому, что озимые культуры были подкормлены вовремя, а затем прошли теплые дожди и наступили ясные дни; лишь благодаря тому, что в период налива колоса стояла нежаркая погода, а по зорям выпадала обильная роса; только благодаря тому, что весь массив был убран в период восковой спелости зерна и не прямым комбайнированием, а на свал, – только благодаря этому прибавка урожая составила вкруговую тридцать восемь центнеров с гектара» (газ. «Народное слово»).

Причинно-следственные отношения могут передаваться таким соотношением частей периода, в котором, кроме полифункционального союза когда, четко обозначены реальные значения причины и следствия, заключенных в повышении, и в членах периода обязательное наличие значений настоящего и прошедшего времени. Однако временные отношения здесь до конца не снимаются, так как союз когда сохраняет в себе темпоральные значения, идущие от его исторических связей с наречием когда. Такие периоды в большинстве своем занимают промежуточное положение между периодами с временными отношениями и периодами с отношениями причины.

«Когда же берег стал уходить из глаз моих, когда мы попали на стержень реки и страшная громада воды, вертящейся кругами, стремительно текущей с непреодолимою силою, обхватила со всех сторон и понесла вниз, как щепку, нашу косную лодочку, – я не мог далее выдержать, закричал, заплакал и спрятал свое лицо на груди матери» (Т. С. Аксаков)

Причинно-следственные отношения между повышением и понижением гипотаксического периода могут выражаться и при помощи причинного союза чтобы. Однако этот союз в составе периода приобретает некоторые композиционные особенности, выражающиеся в том, что, во-первых, в повышении сказуемые имею отрицательную форму; во-вторых, в главной части понижения имеются обстоятельственные члены со значением, утверждающим причинную основу развития действия в повышении и, в-третьих, присутствуют достаточно четкие в семантическом отношении слова, указывающие на доминирование причинных отношений над другими [2. 2]. Как показывают наши наблюдения, в таких периодах не всегда возможно провести границы между причинными и целевыми отношениями и уверенно определить, каких отношений больше и каких меньше. Не обеспечивает точного решения проблемы и использование методического приема обнаружения каких-то более сильных отношений путем трансформации и замены союза чтобы явно причинными союзами, ибо в этих случаях возможны наложения иных отношений:

«Чтобы не выйти на окопчики у разрушенной саманной фермы и не забрести на картофельное поле, утыканное от речки минами, чтобы не наткнуться на засаду вроде той, что была в ночь на первое мая, и чтобы не угодить в лапы какой-нибудь блуждающей в лесу группы немцев, – Козырев втихомолку опасливо осторожничал и все круче и круче брал вправо, вдоль старого оросительного канальчика, все еще полного водой: он боялся предательского покашливания старичка-«печенега» из Дубровки перенапряженных нервов Кати, давно готовой стрелять на всякий резкий шорох» (По И. Тилигузову)

Причинно-следственные отношения в гипотаксических периодах могут выражаться и без союзов, при помощи особой (причинной) интонации:

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова, –

Выучи русский язык!

Мир разобщенных безрадостно тесен,

Спаянных мир необъятно велик,

Сын мой! Работай, учись, будь людям полезен, –

Выучи русский язык!

(С. Абдулла «Выучи русский язык»)

В данных периодах в повышении названа причина того, о чем сообщается в понижении.

В заключении отметим, что основные конструктивные признаки любого вида гипотаксического периода регламентированы характером обобщенного обозначения каких-то отношений между предметами и явлениями объективной действительности, поэтому все многообразие видов этого периода можно выявить при обнаружении специфических особенностей их композиций.

Литература:

  1. Карпов А. Н. Поликомпонентные единства с идентичными элементами в русской монологической речи. АДД, – Москва, 1983. – 34 С.
  2. Улухужаев Н. З. Анафорические единства в русской монологической речи// Актуальные проблемы русской и узбекской филологии. – Наманган. – 2006. С. 245–248.
  3. Улухужаев Н. З. О периодической форме речи и её трактовках // Хамидовские чтения. – Наманган. – 2009. С. 125–129.
  4. Улухужаев Н. З. Гипотаксический период в русской монологической речи // Молодой ученый. – 2016. – № 10. – С. 1500–1501.
  5. Улухужаев Н. З. Гипотаксический период с отношениями одновременности // Молодой ученый. – 2016. – № 21. – С. 1328–1330.
Основные термины (генерируются автоматически): отношение, русский язык, повышение, понижение, союз, член периода, отношение условия, том, причинное отношение, форма наклонений.


Ключевые слова

причины, отношения условия, следствия, оттенок причинного отношения, условные и причинные союзы, формы наклонений, реальные и ирреальные условия, бессоюзное прикрепление

Похожие статьи

Гипотаксический период в русской монологической речи

В статье рассматриваются вопросы, связанные с гипотаксическим периодом как сильной, целенаправленной и выразительной фигурой речи.

Осознанные сновидения

В работе изучены природа, история изучения, применение в современной жизни, последствия и доказательства существования данного явления.

Гипотаксический период с отношениями одновременности

Представлена краткая характеристика явления одновременности в гипотаксическом периоде.

Социальное событие как целостность

В статье изучается феномен социального события как целостность путем исследования статической, динамической и эмерджентной сложности. Определена структура социального события, состоящая из предпосылки, повода, причины, условия, субъекта, объекта, пре...

Общие черты категорий «непреодолимая сила» и «случай»

В статье исследуется вопрос о месте категории непреодолимой силы и казуса в системе философских понятий случайности и необходимости. Актуальность данной темы связана с вызовами современного мира и обусловлена освобождением от ответственности участник...

Межличностная аттракция: основные понятия и факторы

В статье автор приводит различные определения аттракции и симпатии. Также им перечисляются и объясняются отдельные виды аттракции и ее факторы.

Закономерный характер развития феномена счастья

Необходимость исследования объясняется фрагментарным мировоззренческим измерением социального бытия. Определить закономерные взаимосвязи развития счастья как системного общественно-исторического феномена позволяет раскрытие содержания понятия «счасть...

Проблемы исследования деривационной системы в процессе преподавания курса современного русского языка

Деривация характеризуется прежде всего приватными оппозициями языковых единиц. По тому как деривация располагается во времени в современной лингвистике принято различать историческую и синхроническую деривацию. Историческая деривация – это производно...

Психологические аспекты совместной деятельности

Авторы данной статьи дают общую характеристику совместной деятельности, описывают ее основные психологические аспекты, затрагивают тему взаимосвязи между общением и совместной деятельностью.

Сопоставительный анализ временных отношений в сложноподчиненных предложениях с отношением разновременности в русском и персидском языках

Временные предложения с отношением разновременности обычно передают информацию об очередности ситуаций; это значение, в зависимости от семантики того или иного союза, может осложняться добавочными семантическими компонентами. Конкретизация признака о...

Похожие статьи

Гипотаксический период в русской монологической речи

В статье рассматриваются вопросы, связанные с гипотаксическим периодом как сильной, целенаправленной и выразительной фигурой речи.

Осознанные сновидения

В работе изучены природа, история изучения, применение в современной жизни, последствия и доказательства существования данного явления.

Гипотаксический период с отношениями одновременности

Представлена краткая характеристика явления одновременности в гипотаксическом периоде.

Социальное событие как целостность

В статье изучается феномен социального события как целостность путем исследования статической, динамической и эмерджентной сложности. Определена структура социального события, состоящая из предпосылки, повода, причины, условия, субъекта, объекта, пре...

Общие черты категорий «непреодолимая сила» и «случай»

В статье исследуется вопрос о месте категории непреодолимой силы и казуса в системе философских понятий случайности и необходимости. Актуальность данной темы связана с вызовами современного мира и обусловлена освобождением от ответственности участник...

Межличностная аттракция: основные понятия и факторы

В статье автор приводит различные определения аттракции и симпатии. Также им перечисляются и объясняются отдельные виды аттракции и ее факторы.

Закономерный характер развития феномена счастья

Необходимость исследования объясняется фрагментарным мировоззренческим измерением социального бытия. Определить закономерные взаимосвязи развития счастья как системного общественно-исторического феномена позволяет раскрытие содержания понятия «счасть...

Проблемы исследования деривационной системы в процессе преподавания курса современного русского языка

Деривация характеризуется прежде всего приватными оппозициями языковых единиц. По тому как деривация располагается во времени в современной лингвистике принято различать историческую и синхроническую деривацию. Историческая деривация – это производно...

Психологические аспекты совместной деятельности

Авторы данной статьи дают общую характеристику совместной деятельности, описывают ее основные психологические аспекты, затрагивают тему взаимосвязи между общением и совместной деятельностью.

Сопоставительный анализ временных отношений в сложноподчиненных предложениях с отношением разновременности в русском и персидском языках

Временные предложения с отношением разновременности обычно передают информацию об очередности ситуаций; это значение, в зависимости от семантики того или иного союза, может осложняться добавочными семантическими компонентами. Конкретизация признака о...

Задать вопрос