Автор: Минаев Александр Викторович

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (128) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 15.11.2016

Статья просмотрена: 629 раз

Библиографическое описание:

Минаев А. В. Механизм государственного регулирования внешней торговли РФ в условиях ВТО: сущность и направления совершенствования // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 201-205.



Вступление 22 августа 2012 года России во Всемирную Торговую Организацию [7] потребовало серьезных преобразований механизма государственного регулирования внешней торговли, обеспечивающего экономическую безопасность России и интересы российских предпринимателей. Устав ВТО серьезно ограничивает возможности государства, связанные с защитой своих интересов в сфере внешней торговли [8].

Механизм государственного регулирования представляет собой совокупность 2-х основных составляющих:

– Институты

– Формы, методы и инструменты

Первостепенной составляющей раскрываемого механизма является институциональная. Она включает:

  1. уполномоченные государственные органы
  2. негосударственные институты (могут участвовать в ряде случаев):

– союзы экспортеров и предпринимателей;

– торгово-промышленные палаты;

– уполномоченные органы иностранных государств

– международные организации посредством специального международного правового договорного механизма.

При этом следует заметить, что система органов, участвующих в государственном регулировании внешнеторговой деятельности, представлена тремя уровнями: федеральным, региональным (субъекты РФ), местным.

Вторая составляющая механизма государственного регулирования ВТД — функциональная — представлена инструментами, различными типами государственных мероприятий во внешнеторговой сфере [10].

Экономические инструменты включают инструменты, воздействующие через стоимостные показатели — таможенные пошлины и таможенные сборы, налогообложение экспортно-импортных операций, тарифных льгот.

Лабиринт Административные средства включают: квотирование, лицензирование, установление запретов, предписания санитарного и ветеринарного характера, технические стандартов.

Применяемые инструменты в совокупности составляют метод государственного регулирования ВТД.

Основные методы регулирования ВТД:

– Таможенно-тарифное регулирование, в основе которого механизм применения ввозных и вывозных таможенных пошлин, регламентируется таможенным законодательством данной страны;

– Нетарифное регулирование: метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.

Нетарифные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности отличаются большим разнообразием. По данным П. Х. Линдерта [10] насчитывается более 50 различных способов нетарифного регулирования. В соответствии с классификацией ЕЭК ООН всё многообразие нетарифных методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно разделить на три группы. Меры прямого ограничения, Таможенные и административные формальности, Прочие нетарифные методы [3].

Некоторые случаи применения нетарифных методов представлены ниже:

– различия между внутренними и мировыми ценами и несоответствие их структуры по ряду основных товаров российского экспорта;

– дефицит сырьевых и иных товаров на внутреннем рынке;

– защита общественной морали, правопорядка, охрана жизни и здоровья граждан, окружающей среды, животных и растений;

– обеспечение обороны страны и безопасности государства;

– необходимость выполнения международных обязательств, принятых на себя Российской Федерацией.

В свою очередь, цели применения таможенно-тарифного регулирования:

Лабиринт – регулирование внешней торговли товарами в интересах защиты экономической безопасности;

– для защиты внутреннего рынка РФ;

– стимулирование прогрессивных структурных изменений в экономике.

В результате применения таможенно-тарифного регулирования, устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины.

Необходимо отметить, что инструментарий государственного регулирования внешней торговли включает в себя помимо таможенно-тарифного и нетарифного методов и ряд дополнительных методов регулирования. Так, «вспомогательный» метод государственного регулирования — меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности. Данный метод нацелен на обеспечение благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, таких, как:

– кредитование участников внешнеторговой деятельности;

– функционирование систем гарантий и страхования экспортных кредитов;

– организация торговых выставок и ярмарок;

– проведение кампаний по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки;

– информационное обеспечение внешнеторговой деятельности.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, под механизмом государственного регулирования внешней торговли следует понимать совокупность институтов, методов, средств, направленных на регулирование деятельности по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью на международном, государственном, региональном и местном уровнях.

Схематично механизм государственного регулирования внешней торговли представлен на рис. 1.

В результате присоединения к ВТО Россия приняла обязательства по реформированию механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности, что выдвигает на повестку дня целый ряд правовых, финансовых, организационных и кадровых проблем, решение которых возможно только общими усилиями органов исполнительной власти, бизнес–ассоциаций и общественных организаций.

Лабиринт Анализ задач, связанных с подобными преобразованиями показал необходимость подготовки кадров, как среди государственных служащих, так и в предпринимательских кругах с учетом специфики участия в ВТО. Изучая актуальные проблемы, связанные с преобразованием механизма государственного регулирования в новых условиях, мы приходим к выводу о необходимости подготовки методической литературы для чиновников и предпринимателей. И те, и другие ощущают острый недостаток в справочной литературе, из которой они могли бы почерпнуть необходимые для практической работы сведения. Государственным органам предстоит организовать курсы повышения квалификации для работников, занимающихся вопросами торговой политики, с упором на содержание соглашений ВТО. Для предпринимателей должна быть развернута работа с целью разъяснения последствий присоединения, его выгод и угроз, а так же разработки мер по снижению рисков.

Очевидно, что и правительство РФ подчинит свое участие в ВТО обеспечению благоприятных условий для деятельности отечественного бизнеса на внешних рынках и внутри страны. Исходя из этого, после вступления страны в ВТО, исполнительной власти предстоит организовать реализацию мер, направленных на достижение этой цели.

Рис. 1. Механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности России

Первый блок таких мер должен привести в соответствие законодательство РФ относительно принятых перед ВТО обязательств. Изменения требуют правовые нормы, касающиеся страховых услуг, в частности, повышения общей квоты иностранного капитала в страховом секторе услуг и разрешения открытия в стране филиалов иностранных страховых компаний. Законодательство в области оказания услуг связи потребуется дополнить положением об отмене лимита на участие иностранных поставщиков услуг в капитале телекоммуникационных компаний. Существует необходимость внесения дополнений в законодательные акты, об осуществлении прямых иностранных инвестиций в Россию, отменяющие нормативы, перечисленные в Соглашении ВТО о торговых аспектах инвестиционных мер и трактуемые как количественные ограничения. Ожидается изменение в законы, регламентирующие порядок осуществления госзакупок (в случае принятия решения о присоединении к регулирующему их соглашению ВТО). Россия — как член ЕАЭС, который проводит единую торговую политику в отношении третьих стран, предстоит инициировать внесение в соглашения ЕАЭС положений, касающихся обеспечения транспарентности этой политики в формулировках, максимально близких к нормам ВТО. Существует необходимость приведения санитарных и фитосанитарных норм Евразийской экономической комиссии в соответствие с нормативными документами, основанными на международных стандартах и рекомендациях. Так же, как и технические регламенты и стандарты.

При разработке нормативных актов, все нормативные документы, касающиеся регулирования торговли товарами и услугами, прав интеллектуальной собственности должны публиковаться в официальных источниках и вступать в силу только после публикации. Проекты таких актов должны быть доступны предприятиям и частным лицам из стран–членов ВТО, с тем, чтобы они могли дать свои комментарии.

Вторым блоком, необходимо принять меры по созданию организационно–правовой инфраструктуры, обслуживающей нужды отечественных участников внешнеэкономической деятельности и их зарубежных партнеров. К необходимым элементам такой инфраструктуры относятся:

– информационные центры по вопросам технического регулирования, санитарной и фитосанитарной защиты, в которых можно получать необходимые сведения о действующих в стране и разрабатываемых нормах и правилах в упомянутых сферах;

– судебные, арбитражные или иные административные органы для обжалования действий властей, включая таможенные, связанных с применением различных мер регулирования торговли.

Третий блок мер — унификация российской статистической и финансовой отчетности.

И заключительный блок мер — должен обеспечить участие представителей правительства в текущей работе ВТО. Это необходимо потому, что Россия перешла в число полноправных членов этой организации, что дает ей возможность работать во всех межгосударственных органах ВТО на постоянной основе. Очевидно, что для эффективного участия в проводимых обсуждениях требуются квалифицированные кадры, свободно владеющие иностранными языками.

Специалисты видят необходимость в формировании аналитического центра (в составе Минэкономразвития России либо как аппарат Торгового представителя России в ВТО), для предварительной проработки проблем, обсуждаемых в ВТО.

Обозначенный перечень необходимых действий государственных органов по адаптации к членству в ВТО может расшириться, если Дохийский раунд ВТО введет в действие новые нормы и правила.

Лабиринт Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что сущность механизма государственного регулирования внешней торговли проявляется в применении совокупности институтов, методов, средств, направленных на регулирование деятельности по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью на международном, государственном, региональном и местном уровнях. Основными направлениями совершенствования механизма государственного регулирования внешней торговли в связи со вступлением в ВТО должен стать комплекс мер, состоящий из четырех блоков:

– приведение нормативных документов в соответствие с требованиями ВТО;

– создание необходимых звеньев организационно–правовой инфраструктуры;

– унификация российской статистической и финансовой отчетности;

– участие представителей правительства РФ в текущей работе ВТО.

Реализация обозначенных направлений, в свою очередь, потребует соответствующей подготовки кадров и специальной методической документации.

Литература:

  1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учебник.- М.: АСТ, 2012.
  2. Грошев, Д. А. Модернизация механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности России в процессе становления Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС: автореф. дисс. — Ростов н/Д, 2012.
  3. Кудров В. Место России в мировой экономике в начале XXI века // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 5.
  4. Мировая экономика и международные отношения. / Под.ред. А. С. Булатова, Н. Н. Ливенца. — М.: Магистр,2008. — 654 с.
  5. Оболенский Владимир Петрович Присоединение к ВТО: задачи переходного периода // Российский внешнеэкономический вестник. 2012. № 7. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/prisoedinenie-k-vto-zadachi-perehodnogo-perioda
  6. Официальный сайт Центра экспертизы по вопросам ВТО http://www.wto.ru/
  7. Россия вступила в ВТО // INTERFAX.RU. URL: (дата обращения: 10.10.2016).
  8. Устав ВТО, Марракешское соглашение об учреждении ВТО // Рабочая Группа Комитета РСПП по интеграции в ВТО. URL: http://www.rgwto.com/wto.asp?doc_id=3192&id=3667 (дата обращения: 08.10.2016).
  9. Петросян А. Д. Развитие методологии государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отраслях промышленности // Аудит и финансовый анализ. № 3, 2012
  10. Полуэктов А., Многосторонняя система ГАТТ: до и после “уругвайского” раунда. Внешняя торговля — М., 1994 г., № 4
Основные термины (генерируются автоматически): государственного регулирования, государственного регулирования внешней, регулирования внешней торговли, механизма государственного регулирования, государственного регулирования внешнеторговой, внешнеторговой деятельности, регулирования внешнеторговой деятельности, метод государственного регулирования, Механизм государственного регулирования, внешней торговли товарами, государственного регулирования ВТД, государственного регулирования внешнеэкономической, регулирования внешнеэкономической деятельности, применения таможенно-тарифного регулирования, регулирования торговли, внешнеторговой деятельности России, методов государственного регулирования, механизм государственного регулирования, меры государственного регулирования, механизмом государственного регулирования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос