Игровая технология «Логические блоки Дьенеша» как средство развития сенсорных представлений у детей с нарушением зрения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Куликова, Е. Н. Игровая технология «Логические блоки Дьенеша» как средство развития сенсорных представлений у детей с нарушением зрения / Е. Н. Куликова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23.2 (127.2). — С. 62-66. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35340/ (дата обращения: 19.04.2024).



Очень грустный и вместе с тем тревожный факт настоящего времени это нарушения зрения среди детей. А ведь именно восприятие яркого мира красок, звуков, запахов, движений, тактильных ощущений, которые малыш получает, только родившись, становятся фундаментом для его полноценного, гармоничного развития. И, конечно же, основную информацию об окружающем мире малыши воспринимают с помощью зрения.

Многочисленные исследования и наблюдения показывают, что даже небольшое снижение остроты зрения в раннем дошкольном возрасте сказывается на понимании и осмыслении детьми окружающего мира: дети затрудняются в распознавании овощей, цветов, предметов одежды, обуви и многого другого, плохо ориентируются в пространстве, не могут правильно оценить и запомнить форму, величину и цвета окружающих предметов и т. п. Малыш имеет крайне мало информационного опыта, полученного зрительным путем, и это мешает его дальнейшему познанию окружающего. Ребенок, получающий нечеткое зрительное представление об окружающем мире, не уверен в своих движениях, снижается его двигательная активность, нарушаются быстрота, точность, координация, темп движений, возможны нарушения осанки. А ведь взрослый человек, даже сняв очки, все равно сможет сориентироваться, поскольку у него есть достаточный опыт восприятия и некоторые представления об окружающем мире.

Поэтому сегодня очень важно говорить о целенаправленном развитии восприятия и формировании представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве и т. п. Важно говорить о сенсорном развитии ребенка с нарушением зрения.

Современная методическая база располагает достаточно большим количеством игровых технологий, методических разработок по развитию сенсорных представлений у детей дошкольного возраста.

Мною была выбрана уникальная игровая технология Логические блоки Дьенеша, разработанная венгерским математиком и психологом Золтаном Дьенешем. Это набор из 48 геометрических фигур, который предназначен для детей от трех до восьми лет.

Основная проблема, с которой сталкиваются тифлопедагоги, это трудности восприятия предлагаемого материала детьми, имеющими нарушения зрения. Поэтому игровой и демонстрационный материал необходимо было адаптировать.

D:\аттестация\фото\IMG_4367.JPGСледуя поэтапной системе работы, необходимые схемы, символы, таблицы дополнялись силуэтными, контурными, цветными изображениями. В соответствии с рекомендациями врача офтальмолога по допустимым зрительным нагрузкам подбирался размер представляемого для рассматривания материала. Принимая во внимание характер зрительного нарушения, рабочие карты-схемы можно использовать как на вертикальных подставках, так и на горизонтальной плоскости.

На этапе развития у детей умения оперировать одним свойством, использовались такие игровые задания как: «Покажи такой же ….. (по цвету, по форме, по величине)», «Найди и назови (блок определенного цвета, формы, величины)», «Чудесный мешочек» (нахождение блока на ощупь по форме), «Собери бусы» (соблюдение последовательности) и т. п. Предлагаемые схемы выполнены в силуэтном и контурном изображении.

G:\ФОТО\IMG_9871.jpgG:\ФОТО\IMG_9869.jpg

G:\ФОТО\IMG_9872.jpg

G:\ФОТО\IMG_9873.jpg

На этапе развития навыков оперирования двумя признаками, использовались следующие игровые задания: «Найди и назови» (подбор по двум признакам, например: синий квадрат, красный круг), «Собери бусы» (соблюдение последовательности, например чередование маленького и большого блока), «Почтовый ящик» (подбор блока по двум признакам) и т. п.

G:\ФОТО\IMG_9867.jpgG:\ФОТО\IMG_9866.jpg

G:\ФОТО\IMG_9874.jpg

На этапе развития навыков оперирования тремя признаками, можно рекомендовать следующие задания: «Угадай фигуру» (подбор формы по трем признакам: цвету, форме, величине), «Хоровод» (соблюдение последовательности при выкладывании блоков), «Дорожки» и т. п.

Как самостоятельное игровое упражнение и как упражнение в комплексе образовательной деятельности, широко используются схемы для конструирования. Они выполнены в цветном изображении, силуэтном и контурном. Кроме того, на последующих этапах работы можно использовать цветные силуэты и цветные контуры.

Детям со сходящимся косоглазием весь рассматриваемый материал должен быть представлен на вертикальной подставке.

G:\ФОТО\IMG_9865.jpgДетям с миопией необходимо соблюдение «фонового режима», использование темных контрастных тонов.

G:\ФОТО\IMG_9875.jpg

Игровые упражнения, задания, комплексные занятия с дидактическим материалом «Логические блоки Дьенеша» использовались в рамках проекта «Страна необычных фигур». Он реализовался в период с сентября 2015 по май 2016 учебного года.

Результаты диагностики выявили видимые улучшения в развитии мелкой моторики пальцев рук и развитии зрительно-двигательной координации, в развитии глазодвигательных функций, фиксации взора. Отмечалось повышение уровня восприятия сенсорных эталонов, выделения объемных предметов в макропространстве, соотнесения их формы с заданным эталоном формы. Значительно увеличился уровень сформированности навыков ориентировки, определения местоположения и взаимоотношения между объектами. Повысился уровень анализирующего наблюдения, обучения способам анализа, сравнения, группировки, классификации, развития мыслительных операций.

Проследить динамику проведенной работы можно с помощью следующих диаграмм.

Рассматриваемая игровая технология, несомненно, поможет педагогам, дефектологам, психологам разнообразить, индивидуализировать работу с детьми, повысить уровень интеллектуальной нагрузки на занятии, развивать зрительное восприятие, внимание, интерес ребенка.

Ценность этой методики еще и в том, что ее можно рекомендовать для работы с любой категорией детей. Она будет актуальна для детей, имеющих проблемы в психическом развитии, интеллектуальном развитии, а также как форма – закрепление у детей, не имеющих отклонения в развитии. Главное условие – это правильная адаптация игрового и демонстрационного материала.

Работа в данном направлении может и не будет легкой, потребует затраты времени, усилий педагогов по адаптации материала, но она очень увлекательна и имеет положительные результаты. Это мастерская для творческих, неравнодушных, целеустремленных педагогов.

Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, ребенок, нарушение зрения, соблюдение последовательности, демонстрационный материал, признак, развитие, цвет, этап развития навыков оперирования.


Похожие статьи

Дети с нарушением зрения. Восприятие окружающего мира

Дети с нарушением зрения, как правило, посещают специальные учреждения (дошкольные образовательные учреждения

2) знать физиологические и возрастные особенности его развития; 3) уметь видеть отдельные признаки(симптомы)отклонений зрительного восприятия

Развитие мыслительных операций дошкольников 5–6 лет...

Важной особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является

Мне хотелось бы рассмотреть вопрос о готовности ребенка к школе с точки зрения дефектолога

Материал располагается последовательно, от простого к более сложному.

Развитие осязательного восприятия как компенсаторного...

Целью коррекционной образовательной деятельности по развитию осязания и мелкой моторики является формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира...

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста...

нарушение зрения, зрительное восприятие, ребенок, функция, острота зрения, пол зрения, развитие, бинокулярное зрение, игра, цвет.

Организация изобразительной деятельности слабовидящих детей...

Нарушения зрения в определенной мере ограничивают возможности развития изобразительных умений слабовидящих детей.

Ремезова Л. А. «Играем с цветом: Демонстрационный и раздаточный материал для формирования представлений о цвете»...

Создание условий для развития внимания у дошкольников...

В статье авторы раскрывают особенности развития внимания у детей с нарушением зрительного восприятия.

Дети с нарушением зрения ограничены в непосредственном зрительном восприятии окружающего мира, поэтому, чтобы обеспечить детям благоприятные...

Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия...

В первый год жизни цвет слит для ребёнка с остальными характеристиками предметов и не выделяется им, как самостоятельное, особое свойство окружающего предметного мира. Всё это говорит о том, что с детьми необходимо проводить специальную работу по развитию...

Развитие наглядно-образного мышления детей в процессе...

Мнемотаблицы по этикету служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей и ознакомлению

формирование навыков культурного поведения у детей в разнообразных жизненных ситуациях

Акимова Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром.

Проект по развитию микро- и макроориентирования у старших...

‒ Учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения

развитие детского мышления, памяти, воображения, креативности, а также коммуникативных способностей; Основные этапы проекта

Похожие статьи

Дети с нарушением зрения. Восприятие окружающего мира

Дети с нарушением зрения, как правило, посещают специальные учреждения (дошкольные образовательные учреждения

2) знать физиологические и возрастные особенности его развития; 3) уметь видеть отдельные признаки(симптомы)отклонений зрительного восприятия

Развитие мыслительных операций дошкольников 5–6 лет...

Важной особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является

Мне хотелось бы рассмотреть вопрос о готовности ребенка к школе с точки зрения дефектолога

Материал располагается последовательно, от простого к более сложному.

Развитие осязательного восприятия как компенсаторного...

Целью коррекционной образовательной деятельности по развитию осязания и мелкой моторики является формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира...

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста...

нарушение зрения, зрительное восприятие, ребенок, функция, острота зрения, пол зрения, развитие, бинокулярное зрение, игра, цвет.

Организация изобразительной деятельности слабовидящих детей...

Нарушения зрения в определенной мере ограничивают возможности развития изобразительных умений слабовидящих детей.

Ремезова Л. А. «Играем с цветом: Демонстрационный и раздаточный материал для формирования представлений о цвете»...

Создание условий для развития внимания у дошкольников...

В статье авторы раскрывают особенности развития внимания у детей с нарушением зрительного восприятия.

Дети с нарушением зрения ограничены в непосредственном зрительном восприятии окружающего мира, поэтому, чтобы обеспечить детям благоприятные...

Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия...

В первый год жизни цвет слит для ребёнка с остальными характеристиками предметов и не выделяется им, как самостоятельное, особое свойство окружающего предметного мира. Всё это говорит о том, что с детьми необходимо проводить специальную работу по развитию...

Развитие наглядно-образного мышления детей в процессе...

Мнемотаблицы по этикету служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей и ознакомлению

формирование навыков культурного поведения у детей в разнообразных жизненных ситуациях

Акимова Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром.

Проект по развитию микро- и макроориентирования у старших...

‒ Учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения

развитие детского мышления, памяти, воображения, креативности, а также коммуникативных способностей; Основные этапы проекта

Задать вопрос