Библиографическое описание:

Киселёва Н. А. Межведомственный творческий конкурс как форма сетевого взаимодействия по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО // Молодой ученый. — 2016. — №23.2. — С. 54-56.



В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей в условиях дошкольной образовательной организации. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями в соответствии с ФГОС ДО разработана новая форма сетевого взаимодействия «Межведомственный творческий конкурс». На примере конкретной формы работы раскрыт процесс формирования основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.

Ключевые слова: образовательная область, сетевое сотрудничество, межведомственный творческий конкурс, партнерские отношения.

В связи с вступлением в действие с 01.01.2016 г. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательная деятельность в дошкольном образовательном учреждении строится на основе образовательной программы, разработанной и утвержденной педагогическим коллективом. Содержание программы должно обеспечивать развитие личности ребенка, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы — образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования воспитанников по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется конкретными целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности.

В соответствии с ФГОС ДО, художественно-эстетическое развитие детей от 3-х до 8 лет предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

В процессе реализации данной образовательной области у детей формируется опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях и опыт художественно-творческой деятельности, возникающей от произведений под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.

Каждый ребенок по-своему воспринимает художественное произведение и художественные образы, обогащает их собственным чувствами, воображением и соотносит со своим личным опытом. В связи с чем, одной из ведущих задач деятельности педагога в этом направлении — поиск форм работы, направленных на развитие у дошкольников эмоциональной отзывчивости через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» как основы формирования художественно-эстетической культурыличности дошкольника.

С целью реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 38 «Журавушка» г. Волжского Волгоградской области» (далее — МДОУ д/с № 38) широко использует сетевое взаимодействие с социальными организациями городского округа — город Волжский Волгоградской области. Задачами данного сотрудничества направлены на совершенствования и поиск инновационных методик, технологий и форм работы с дошкольниками.

С 2008 г. МДОУ д/с № 38 заключает договор о сетевом взаимодействии и сотрудничестве с МБУ «МИБС» филиал № 11, главными задачами которого является:

1. Организация творческого досуга детей познавательной и гражданско-патриотической направленности;

2. Знакомство с различными видами искусства (литературным, театральным, изобразительным);

3. Популяризация литературного чтения среди старших дошкольников.

В результате многолетнего сотрудничества, в 2012 г. была разработана новая форма сетевого взаимодействия — Межведомственный творческий конкурс. К участию в конкурсе приглашаются дошкольные образовательные учреждения и начальное звено средних образовательных школ.

Важной особенностью данной формы работы является направленность на воспитание в детях гражданско-патриотических чувств, любви к Родине, к природе родного края, гордости за ее прошлое, ее историю, ее достижения, уверенности в том, что Россия — великое государство, могучая страна с историческим, героическим прошлым и счастливым будущим.

Проведение межведомственного творческого конкурса создает условия для:

— выявления креативных педагогических способностей у воспитателей, активизация творческой инициативы педагогов;

— построения партнерских взаимоотношений между дошкольным учреждением и семьями воспитанников в организации творческого досуга дошкольников.

— объединения детских общественных организаций с целью развития внутреннего детского творческого потенциала, которая находит отражение в задачах конкурса.

Работа по проведению Межведомственного творческого конкурса включает несколько этапов:

1. Подготовительный этап — разработка и утверждение положения о проведении конкурса всеми участниками (на основе типового положения о проведения конкурсов), определение сроков проведения, места проведения, тематики конкурса, содержания, категории участников, членов жюри и оргкомитета.

2. Основной этап — проведение конкурса, конкурсное выступление участников, заполнение протокола конкурса.

3. Заключительный этап — подведение итогов, награждение призеров и лауреатов.

Положение межведомственного творческого конкурса определяет:

— возрастную категорию участников (дети от 3 до 12 лет в зависимости от номинации);

— участников (воспитанники дошкольных учреждений, учащиеся начальной школы);

— место проведения — Библиотека-филиал № 11 или образовательные учреждения;

— форма проведения — отборочный тур (в ДОУ, школе) и итоговый тур (в библиотеке).

Хочется отметить многообразия форм межведомственного творческого конкурса:

— межведомственный литературно-поэтический конкурс,

— межведомственный литературно-художественный конкурс,

— межведомственный литературно-художественный караоке-конкурс,

— межведомственный литературно-музыкальный конкурс и др.

Форма конкурса определяет состав жюри, в который входят представители общественности (первостроители города, ветераны ВОВ, детские писатели и художники города, учителя детской музыкальной школы и др.) и номинации конкурсной программы: лучший чтец поэтического произведения, лучший исполнитель музыкального произведения, лучшая художественная работа; лучшая ручная работа, лучшая совместная работа. В 2015 году введена категория «Мастер» для участия в конкурсе педагогов в рамках аттестации педагогических работников.

Данная форма работы позволяет на основе тематического принципа построения образовательного процесса в ДОУ органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения, что находит отражение в разнообразии тематики конкурсов:

Природа России и родного края: «И снова осень…» (2012 г.), «Зима-кружевница» (2013 г.);

Творчество русских и советских поэтов «Несказанное, синее, нежное!» (посвященный творчеству С.Есенина, 2015 г.);

Памятные даты в истории России: «Нам подвиг Сталинграда — не забыть» (2012 г.), «Для Вас и о Вас — ВЕТЕРАНЫ» (2015); «ВОЛЖСКИЙ — город Солнца на Волге-реке!» (посвященный Дню города. 2014 г.); «В космосе — 108 минут, в памяти на века!» (посвященный космонавту Ю.Гагарину, 2016 г.);

Я в мире человек!: «Новый год спешит на праздник!» (2015 г.), «Мартофлёр: От всей души с поклоном и любовью!» (посвященный 23 февраля и 8 марта, 2016 г.).

Важнейшим условием обеспечения развития личности ребенка при реализации любой образовательной области, является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития их компетентности. Именно привлечение семей воспитанников к участию в межведомственных творческих конкурсах, способствовало выстраиванию партнерских взаимоотношений с педагогическим коллективом. Постоянный интерес детей к проведению конкурсов, вызывал у родителей внимательное отношение к стремлениям и потребностям ребенка и создание необходимых условий для их участия в конкурсном движении в семье (отбор репертуара, подготовка костюма, аксессуаров для выступления, музыкального сопровождения), что в итоге сформировало дружеские взаимоотношения с близкими для ребенка людьми. С каждым конкурсом увеличивалось количество родителей, посещавших конкурсы, что создавало комфортное психологическое состояние участников конкурса.

По результатам проведения межведомственных творческих конкурсов, администрация и педагоги детского сада, подготовившие участников, награждались благодарственными письмами.

Таким образом, проведение межведомственных творческих конкурсов повышает уровень качества образования в дошкольном учреждении, рейтинг МДОУ д/с № 38 среди других дошкольных организаций города.

В заключение статьи, хотелось бы выразить благодарность сотрудникам МБУ «МИБС» филиал № 11 и учителям МБОУ СШ № 2 г. Волжского Волгоградской области за долгосрочное сотрудничество в рамках сетевого взаимодействия и преемственности.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Приказы и письма министерства образования и науки РФ.(ООО» ТЦ Сфера», Москва, 2014).
  2. Интернет-ресурсы: сайт DETSTVO-GID, администратор сайта Головина Б. Г.
Основные термины (генерируются автоматически): межведомственного творческого конкурса, образовательной области, форма сетевого взаимодействия, реализации образовательной области, образовательной области «Художественно-эстетическое, области «Художественно-эстетическое развитие», творческий конкурс, Межведомственный творческий конкурс, новая форма сетевого, межведомственных творческих конкурсов, семьями воспитанников, творческого досуга, различных видах деятельности, художественно-эстетическое развитие, Межведомственного творческого конкурса, Волжского Волгоградской, создание необходимых условий, Волгоградской области, Проведение межведомственного творческого, Положение межведомственного творческого.

Ключевые слова

образовательная область, сетевое сотрудничество, межведомственный творческий конкурс, партнерские отношения

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос