Библиографическое описание:

Ершова В. Н., Брехова Н. П. Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры // Молодой ученый. — 2016. — №23.2. — С. 42-45.



Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры

Ершова Валентина Николаевна

В статье представлен опыт работы с детьми раннего возраста, рассказывается о значении пальчиковых игр в речевом развитии детей. Данная статья будет интересной воспитателям, работающим в группах раннего возраста.

Истоки способностей и дарований детей

находятся на кончиках пальцев.

В.А. Сухомлинский

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к развитию ребенка, стимулирует развитие речи, творческие способности, фантазию. Развитие мелкой моторики у детей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются.

Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей раннего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Исследования учёных показывают, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Мелкая моторика руки напрямую связана с речевой функцией. Это объясняется анатомическим строением головного мозга: проекция кисти руки занимает примерно треть площади двигательной проекции всей поверхности его коры, причем она располагается предельно близко к речевой зоне. Поэтому, развивая способность совершать точные движения пальцами, мы, активно развиваем и речевую функцию. Эта взаимосвязь была подтверждена множественными исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков. В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Фомичева). Авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.

Существует достаточно способов помочь малышу научиться совершать ловкие движение пальчиками. Особое место в этом плане занимают пальчиковые игры. Пальчиковые игры – это показ, инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук. Главная цель пальчиковых игр – улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка.

Пальчиковые игры это – дидактический и развивающий материал, который мы активно используем в работе с малышами.

Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:

1. Взрослый сам выполняет движения – ребёнок смотрит.

2. Взрослый выполняет движения ручками ребёнка.

3. Ребёнок выполняет движения своими ручками.

Существует несколько правил обучения детей пальчиковым играм, которым необходимо следовать:

1. Перед проведением пальчиковых игр, убедитесь в том, что у всех детей ручки теплые (предложите похлопать ручками, потереть ладошки, подышать на них или погреть тёплой водой под краном).

2. Подбирайте игры, которые малышу окажутся по силам. Сначала покажите все действия с пальчиками, а потом предложите повторить. Терпеливо помогайте ребёнку ставить пальчики как положено. Если снова не выходит – упростите игру, проработайте каждый этап отдельно.

3. Сопровождайте игры стихами и потешками. Их легко сочинить на ходу, сопровождая действия или придумать движения на подходящие стихи. Побуждайте ребёнка повторять за вами отдельные слова, а затем и весь текст.

4. В играх обязательно должен поучаствовать каждый из 10-и пальчиков малыша (все вместе или поочередно). Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).

5. Подбирайте игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти!

6. Играйте часто, но понемногу. В пальчиковых играх, как и везде, стоит придерживаться системы и последовательности.

Нами был подобран и систематизирован речевой материал. Особое внимание мы уделяли ознакомлению детей с потешками, так как дети с удовольствием вслушиваются в звучание народной речи, улавливают стихотворный ритм, с удовольствием выполняют действия пальчиками или кистью руки, согласно содержанию потешки. Всё это создаёт благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми. Они сосредоточенно выполняют движения, улыбаются, просят повторить упражнение или игру ещё. Это чрезвычайно важный момент зарождения у ребёнка интереса к пальчиковым играм. Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста не велик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей и интонация, с которой они произносятся, понятна детям. Потешки старались подобрать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами или кистью руки. Тексты потешек заучивали наизусть и следили за произношением, интонацией, эмоциональностью. Пальчиковые игры начинали с уже знакомых потешек, которые они знают от мам и бабушек, такие как «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «Сорока – белобока» и другие.

«Сорока - белобока»

«Сорока – белобока – дети на ладошке «варят» кашу

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала, – поочередно загибают пальцы с мизинца

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала! – показывают большой палец

Ты воды не носил, –грозят указательным пальцем большому пальцу

Дров не рубил,

Каши не варил –

Тебе нет ничего! – разводят обе руки в стороны

Вот тебе горшок пустой, – сжимают пальцы в кулак

Иди в угол и постой!» – указательным пальцем показывают на угол

«Киска - мурыска»

«Есть у киски глазки показывают свои глазки

Есть у киски ушки показывают ушки и шевелят ими

Есть у киски лапки, сжимают и разжимают кулачки

Мягкие подушки.

Киска, киска, не сердись грозят пальчиком

Не царапай деток,

Брысь!» хлопок в ладоши

Дождик, дождик, веселей

Исходная позиция: сидя или стоя.

Дождик, дождик, веселей! указательным пальцем правой руки стучать

по ладошке левой руки

Капли, капли не жалей. стучать указательным пальцем по каждому

пальцу левой руки, начиная с мизинца и обратно

Только нас не замочи, указательным пальцем левой руки

стучать по ладошке правой руки.)

Зря в окошко не стучи. стучать указательным пальцем по каждому

пальцу правой руки, начиная с мизинца и обратно

K:\2015г. лето фото\DSCF4589.JPG

Эти игры являются синтезом поэтического слова и движения. Здесь движение конкретизирует образ, а слово помогает более чётко и выразительно выполнять движения. При этом ребёнок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения и восприятия их на эмоциональном уровне. Потешки отличаются богатством форм и размеров. Одни совсем небольшие («Улитка», «Паучок», «Кукла-неваляшка»). Другие достаточно велики («Замок», «Бабушка», «Дом»). Для правильного восприятия потешек требуется показ соответствующих действий, предметов, разъяснения, предварительная работа. Залогом успешной работы с детьми раннего возраста является неоднократное повторение одной и той же игры.

Хочется сказать и о пальчиковом театре, который мы сами смастерили для детей. Такие фигурки с легкостью размещаются на ладошке у ребёнка, которыми он сможет манипулировать.

C:\Users\User_VS\Desktop\DSC06425.JPG

Сказки увлекают детей и содержанием, и художественной формой. Прежде чем познакомить детей со сказкой мы знакомили их с отдельными персонажами и, только потом объединяли в сказку. Для этого в группе был оформлен пальчиковый театр, в котором разместились герои известных сказок «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба». Ознакомление с русскими народными сказками способствует обогащению речи детей, воспитанию интонационной выразительности.

Работа по развитию речи детей раннего возраста должна осуществляться совместно с родителями, тогда она будет наиболее успешной и плодотворной. Поэтому, мы проводим беседы и консультации для родителей об особенностях воспитания, обучения и развития детей раннего возраста. Подобрали консультационный материл для родителей –

«Играем пальчиками и развиваем речь», «Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков» и т.д. Оформили памятки для родителей: «Потешки для малышей», «Пальчикам не дам скучать – буду весело играть», «Играем вместе с мамой». Организовали мастер-класс по пальчиковым играм «Дружные пальчики», рассказали и показали, как можно сделать пальчиковый театр в домашних условиях.

Очень важно не упустить момент и помочь малышу развить основные речевые навыки, среди которых исключительно важную роль играет совершенствование моторики пальцев и кистей рук. Пальчиковые игры нравятся детям, дарят радость общения и несут ощутимую пользу.

Литература:

1. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1999.

2. Мастюкова Е. М. Детская рука (о развитии навыков письма) // Дошкольное воспитание. – 1976. – № 11.

3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Основы теории и практики. М.: 2011.

4. Бардышева Т. Ю. Разговорчивые пальчики. (Развитие мелкой моторики рук). М., 2001.

5. «Первые шаги» – приложение к журналу «Обруч» Из опыта работы Московских педагогов.

6. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М.: 2013.

7. Рузина М. С., Афонькин С. Ю. Страна пальчиковых игр. М., 1997.

8. Соколова Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков. Дошкольное воспитание. № 6, 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): раннего возраста, детей раннего возраста, пальчиковых игр, речи детей, мелкой моторики, Пальчиковые игры, речи детей раннего, детьми раннего возраста, пальчиковые игры, движений пальцев рук, Развитие мелкой моторики, пальчиковым играм, тонких движений пальцев, развития детей, Развитие речи детей, воспитания детей раннего, группах раннего возраста, детей дошкольного возраста, развития детей раннего, запас детей раннего.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос