Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ершова, В. Н. Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры / В. Н. Ершова, Н. П. Брехова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23.2 (127.2). — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35333/ (дата обращения: 05.10.2024).



Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры

Ершова Валентина Николаевна

В статье представлен опыт работы с детьми раннего возраста, рассказывается о значении пальчиковых игр в речевом развитии детей. Данная статья будет интересной воспитателям, работающим в группах раннего возраста.

Истоки способностей и дарований детей

находятся на кончиках пальцев.

В.А. Сухомлинский

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к развитию ребенка, стимулирует развитие речи, творческие способности, фантазию. Развитие мелкой моторики у детей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются.

Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей раннего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Исследования учёных показывают, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Мелкая моторика руки напрямую связана с речевой функцией. Это объясняется анатомическим строением головного мозга: проекция кисти руки занимает примерно треть площади двигательной проекции всей поверхности его коры, причем она располагается предельно близко к речевой зоне. Поэтому, развивая способность совершать точные движения пальцами, мы, активно развиваем и речевую функцию. Эта взаимосвязь была подтверждена множественными исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков. В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Фомичева). Авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.

Существует достаточно способов помочь малышу научиться совершать ловкие движение пальчиками. Особое место в этом плане занимают пальчиковые игры. Пальчиковые игры – это показ, инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук. Главная цель пальчиковых игр – улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка.

Пальчиковые игры это – дидактический и развивающий материал, который мы активно используем в работе с малышами.

Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:

1. Взрослый сам выполняет движения – ребёнок смотрит.

2. Взрослый выполняет движения ручками ребёнка.

3. Ребёнок выполняет движения своими ручками.

Существует несколько правил обучения детей пальчиковым играм, которым необходимо следовать:

1. Перед проведением пальчиковых игр, убедитесь в том, что у всех детей ручки теплые (предложите похлопать ручками, потереть ладошки, подышать на них или погреть тёплой водой под краном).

2. Подбирайте игры, которые малышу окажутся по силам. Сначала покажите все действия с пальчиками, а потом предложите повторить. Терпеливо помогайте ребёнку ставить пальчики как положено. Если снова не выходит – упростите игру, проработайте каждый этап отдельно.

3. Сопровождайте игры стихами и потешками. Их легко сочинить на ходу, сопровождая действия или придумать движения на подходящие стихи. Побуждайте ребёнка повторять за вами отдельные слова, а затем и весь текст.

4. В играх обязательно должен поучаствовать каждый из 10-и пальчиков малыша (все вместе или поочередно). Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).

5. Подбирайте игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти!

6. Играйте часто, но понемногу. В пальчиковых играх, как и везде, стоит придерживаться системы и последовательности.

Нами был подобран и систематизирован речевой материал. Особое внимание мы уделяли ознакомлению детей с потешками, так как дети с удовольствием вслушиваются в звучание народной речи, улавливают стихотворный ритм, с удовольствием выполняют действия пальчиками или кистью руки, согласно содержанию потешки. Всё это создаёт благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми. Они сосредоточенно выполняют движения, улыбаются, просят повторить упражнение или игру ещё. Это чрезвычайно важный момент зарождения у ребёнка интереса к пальчиковым играм. Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста не велик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей и интонация, с которой они произносятся, понятна детям. Потешки старались подобрать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами или кистью руки. Тексты потешек заучивали наизусть и следили за произношением, интонацией, эмоциональностью. Пальчиковые игры начинали с уже знакомых потешек, которые они знают от мам и бабушек, такие как «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «Сорока – белобока» и другие.

«Сорока - белобока»

«Сорока – белобока – дети на ладошке «варят» кашу

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала, – поочередно загибают пальцы с мизинца

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала! – показывают большой палец

Ты воды не носил, –грозят указательным пальцем большому пальцу

Дров не рубил,

Каши не варил –

Тебе нет ничего! – разводят обе руки в стороны

Вот тебе горшок пустой, – сжимают пальцы в кулак

Иди в угол и постой!» – указательным пальцем показывают на угол

«Киска - мурыска»

«Есть у киски глазки показывают свои глазки

Есть у киски ушки показывают ушки и шевелят ими

Есть у киски лапки, сжимают и разжимают кулачки

Мягкие подушки.

Киска, киска, не сердись грозят пальчиком

Не царапай деток,

Брысь!» хлопок в ладоши

Дождик, дождик, веселей

Исходная позиция: сидя или стоя.

Дождик, дождик, веселей! указательным пальцем правой руки стучать

по ладошке левой руки

Капли, капли не жалей. стучать указательным пальцем по каждому

пальцу левой руки, начиная с мизинца и обратно

Только нас не замочи, указательным пальцем левой руки

стучать по ладошке правой руки.)

Зря в окошко не стучи. стучать указательным пальцем по каждому

пальцу правой руки, начиная с мизинца и обратно

K:\2015г. лето фото\DSCF4589.JPG

Эти игры являются синтезом поэтического слова и движения. Здесь движение конкретизирует образ, а слово помогает более чётко и выразительно выполнять движения. При этом ребёнок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения и восприятия их на эмоциональном уровне. Потешки отличаются богатством форм и размеров. Одни совсем небольшие («Улитка», «Паучок», «Кукла-неваляшка»). Другие достаточно велики («Замок», «Бабушка», «Дом»). Для правильного восприятия потешек требуется показ соответствующих действий, предметов, разъяснения, предварительная работа. Залогом успешной работы с детьми раннего возраста является неоднократное повторение одной и той же игры.

Хочется сказать и о пальчиковом театре, который мы сами смастерили для детей. Такие фигурки с легкостью размещаются на ладошке у ребёнка, которыми он сможет манипулировать.

C:\Users\User_VS\Desktop\DSC06425.JPG

Сказки увлекают детей и содержанием, и художественной формой. Прежде чем познакомить детей со сказкой мы знакомили их с отдельными персонажами и, только потом объединяли в сказку. Для этого в группе был оформлен пальчиковый театр, в котором разместились герои известных сказок «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба». Ознакомление с русскими народными сказками способствует обогащению речи детей, воспитанию интонационной выразительности.

Работа по развитию речи детей раннего возраста должна осуществляться совместно с родителями, тогда она будет наиболее успешной и плодотворной. Поэтому, мы проводим беседы и консультации для родителей об особенностях воспитания, обучения и развития детей раннего возраста. Подобрали консультационный материл для родителей –

«Играем пальчиками и развиваем речь», «Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков» и т.д. Оформили памятки для родителей: «Потешки для малышей», «Пальчикам не дам скучать – буду весело играть», «Играем вместе с мамой». Организовали мастер-класс по пальчиковым играм «Дружные пальчики», рассказали и показали, как можно сделать пальчиковый театр в домашних условиях.

Очень важно не упустить момент и помочь малышу развить основные речевые навыки, среди которых исключительно важную роль играет совершенствование моторики пальцев и кистей рук. Пальчиковые игры нравятся детям, дарят радость общения и несут ощутимую пользу.

Литература:

1. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1999.

2. Мастюкова Е. М. Детская рука (о развитии навыков письма) // Дошкольное воспитание. – 1976. – № 11.

3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Основы теории и практики. М.: 2011.

4. Бардышева Т. Ю. Разговорчивые пальчики. (Развитие мелкой моторики рук). М., 2001.

5. «Первые шаги» – приложение к журналу «Обруч» Из опыта работы Московских педагогов.

6. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М.: 2013.

7. Рузина М. С., Афонькин С. Ю. Страна пальчиковых игр. М., 1997.

8. Соколова Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков. Дошкольное воспитание. № 6, 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ранний возраст, указательный палец, ребенок, движение, левая рука, мелкая моторика, пальчиковый театр, правая рука, речевая функция.


Похожие статьи

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры

В статье представлен опыт работы по формированию математических представлений у дошкольников, приводятся примеры дидактических игр для работы с детьми в данном направлении.

Пути развития интеллектуальных способностей учеников начальных классов на уроках родного языка

В данной статье говорится о развитии интеллектуальных способностей детей на уроках родного языка.

Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста через дидактические игры

В статье представлен опыт по разработке дидактических игр по сенсорному раз-витию детей и является практическим материалом по развитию сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста

В данной статье представлен опыт работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста.

Игровые культурные практики воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены научно-методические основы и примеры использования игровых культурных практик в процессе воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование компетенций в области дискретной математики у обучающихся старших классов

В статье поднимается вопрос о формировании компетенций у старшеклассников в области дискретной математики.

Развитие творческой личности ученика в рамках воспитательной работы в школе

Статья описывает опыт работы по развитию творческих способностей школьников посредством интеграции в разных видах продуктивной деятельности. Статья может быть интересна широкому кругу педагогов. Она ориентирует читателя на использование опыта работы ...

Формирование духовной культуры младших школьников средствами театральной деятельности

В статье представлен опыт работы по формированию духовной культуры младших школьников средствами театральной деятельности.

Развитие мелкой моторики в конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

В статье описываются затруднения в области мелкой моторики, возникающие у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В качестве одного из педагогических средств развития мелкой моторики рассматривается конструктивная деятельность. Обос...

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье поднимается вопрос развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, рассказывается о значении дидактических игр для развития логических приемов умственных действий у дошкольников.

Похожие статьи

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры

В статье представлен опыт работы по формированию математических представлений у дошкольников, приводятся примеры дидактических игр для работы с детьми в данном направлении.

Пути развития интеллектуальных способностей учеников начальных классов на уроках родного языка

В данной статье говорится о развитии интеллектуальных способностей детей на уроках родного языка.

Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста через дидактические игры

В статье представлен опыт по разработке дидактических игр по сенсорному раз-витию детей и является практическим материалом по развитию сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста

В данной статье представлен опыт работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста.

Игровые культурные практики воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены научно-методические основы и примеры использования игровых культурных практик в процессе воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование компетенций в области дискретной математики у обучающихся старших классов

В статье поднимается вопрос о формировании компетенций у старшеклассников в области дискретной математики.

Развитие творческой личности ученика в рамках воспитательной работы в школе

Статья описывает опыт работы по развитию творческих способностей школьников посредством интеграции в разных видах продуктивной деятельности. Статья может быть интересна широкому кругу педагогов. Она ориентирует читателя на использование опыта работы ...

Формирование духовной культуры младших школьников средствами театральной деятельности

В статье представлен опыт работы по формированию духовной культуры младших школьников средствами театральной деятельности.

Развитие мелкой моторики в конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

В статье описываются затруднения в области мелкой моторики, возникающие у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В качестве одного из педагогических средств развития мелкой моторики рассматривается конструктивная деятельность. Обос...

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье поднимается вопрос развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, рассказывается о значении дидактических игр для развития логических приемов умственных действий у дошкольников.

Задать вопрос