Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьей. Из опыта работы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (127) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 14.11.2016

Статья просмотрена: 3225 раз

Библиографическое описание:

Брусянина, Е. Ю. Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьей. Из опыта работы / Е. Ю. Брусянина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 453-455. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35279/ (дата обращения: 26.04.2024).



Семья является одной из важных сфер и одним из главных объектов педагогической работы. Семья — базисная основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей.

Когда рождается ребенок с нарушениями в развитии, особенно интеллекта, у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, к другим людям. Вот почему решая вопросы реабилитации и интеграции в общество детей с умственной отсталостью, исключительно важно знать особенности не только этих детей, но и их семей: многие из них остро нуждаются в комплексной социальной поддержке.

Не всегда условия воспитания в семье бывают благоприятны для развития ребенка. Если воспитать нормального полноценного ребенка очень сложно, то воспитание ребенка с проблемами в развитии является во сто крат более трудным и ответственным. Эту ответственность родители несут перед своим ребенком и перед обществом, в котором он живет. Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного воспитания, то недостатки углубляются, а сами дети нередко становятся тяжелым бременем для семьи и общества.

Работа с родителями направлена как на профилактику возможных нарушений, так и на коррекцию неправильных, травмирующих ребенка стилей воспитания. Главная цель — обучение родителей эффективным навыкам коммуникации и способам выражения своей любви к ребенку.

По мнению С. Д. Забрамной: “Очень важно выработать единую линию работы с детьми, как педагогам, так и семье. Помощь родителей детям должна быть разумной и иметь коррекционную направленность; необходимо единство и в использовании мер воспитательного воздействия”.

Педагог должен хорошо представлять себе формирующуюся роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы, педагогу и следует выбирать направления и формы работы с родителями.

Для выработки единых линий коррекционно-воспитательного воздействия школы и семьи на учащихся используются различные формы работы с родителями.

В практической работе с родителями детей я предлагаю использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия.

Посещая детей на дому, выясняются условия семейного воспитания.

Очень важно, чтобы родители были уверены, что педагог приходит в семью не для выговора ребенку, не с жалобами на него, а как помощник в деле воспитания ребенка. Жалобы педагога на ребенка или обвинения родителей только удручают родителей и вызывают нередко жестокое и несправедливое отношение к ребенку, а со стороны детей — озлобленное конфликтное отношение к педагогу.

Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался. Поделиться радостными событиями, произошедшими в жизни ребенка.

Индивидуальные консультации педагога,одна из важнейших форм взаимодействия педагога с семьей. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию маршрута воспитания ребенка.

В работе с родителями переписка, телефонные разговоры используется довольно широко. Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или очень далеко живут.

Родительский вечер — это праздник общения родителей. Свободная беседа родителей друг с другом, обмен опытом разрешения различных ситуаций в своих семьях помогает иначе воспринимать трудности, лучше понять индивидуальные особенности ребенка, расширить возможности воспитания.

В течение учебного года внутри класса обычно проводятся различные мероприятия (дни именинников; чаепития, приуроченные к каким-либо праздникам и т. д.).

Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть. О проведении собрания родителей следует извещать заранее, указывая точную дату и время проведения. Подготовка родительского собрания должна проводиться очень тщательно. Собрание не должно длиться более 2-х часов.

Главное в отношении педагога с родителями — это доброжелательность. Нельзя обвинять родителей в чем-либо, т. к. после подобного отношения к себе родители не придут на собрание.

При работе с родителями необходимо соблюдать принцип опоры на все положительное. Педагоги знают, что у любого ребенка есть что-то хорошее, поэтому нужно обращать внимание родителей на этом, и пусть оно растет, вытесняя плохое.

Общешкольные родительские собрания проводятся 2–4 раза. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, заместители. В конце учебного года награждаются семьи, активно участвующие в жизни школы.

“День открытых дверей”. Родители могут посетить любые уроки. Организовывается школьная выставка, которая отражает результаты работы кружков. Такая форма работы с родителями дает им возможность увидеть реальные успехи своих детей в учебе и труде. У них укрепляется вера в возможности детей.

Практика показывает, что после посещения праздников большинство родителей не остаются равнодушными, у них даже снова возникает желание оказать помощь школе в организации воспитательной работы.

Выставки детских работ. Подобная форма работы также используется в основном, как сопутствующая другим формам, а не самостоятельная.

Так, например, выставки организовывают во время проведения дня открытых дверей, концертов, родительских собраний и т. д.

Следует особо выделить такую форму связи школы с семьей, как работа родительского комитета. Он вырабатывает план совместных действий по оказанию помощи семьям в воспитании детей, организовывает обмен опытом отдельных родителей, решает целый ряд вопросов, касающихся случаев, когда в той или иной семье воспитание ребенка поставлено не на должном уровне, решает другие вопросы. В классе можно оформить «Уголок для родителей», из которого они могут узнать, как проводится учебно-воспитательная работа в школе.

Осуществление всей этой работы, достижение в ней действительного успеха возможно только при индивидуальном подходе к каждой матери, к каждому отцу, при наличии такого контакта с родителями, когда каждый из них идет в специальную (коррекционную) школу — интернат со своими родительскими радостями и сомнениями, именно тогда родители класса сплачиваются в единый коллектив. Известные трудности возникают в работе с родителями, которые сами нуждаются в перевоспитании, а также с родителями, дети которых являются правонарушителями. Школа ведет строгий учет таких неблагополучных семей, поддерживает постоянную, деловую связь с работниками детской комнаты милиции.

Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с нарушениями интеллекта в семье и школе. Идя по такому пути, школа сможет привлечь родителей к воспитательной работе, расширяя уровень их педагогических знаний, создаст единую коррекционно-воспитательную систему школы и семье.

Подводя итог сказанному выше, отмечу, что воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью — это многофакторный, комплексный процесс, предполагающий социальною интеграцию воспитанников в современном обществе.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, семья, ребенок, форма работы, школа, воспитание детей, воспитание ребенка, воспитательная работа, обмен опытом, педагог.


Похожие статьи

Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие

ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебно-воспитательный процесс, семейное воспитание.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Взаимодействие семьи и школы по воспитанию...

Родители и педагогивоспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда они станут союзниками. В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс...

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

Работа с родителями в области нравственного воспитания детей

«Школа работы с детьми с ОВЗ». Журнал для родителей «Мы и наши дети».

Абонементная система как музыкально-просветительская форма работы с родителями в процессе нравственного и эстетического воспитания детей.

Осознание родителями своей ответственности за подготовку...

Педагогический всеобуч в школах, народных университетах, родительские собрания, конференции по обмену опытом воспитания, педагогические консультации, школа молодой семьи, соответствующие материалы средств массовой информации...

«Педагогическая гостиная» как инновационная форма...

Партнерство обозначает развитие отношений обеих сторон воспитательно-образовательного процесса (образовательной организации и семьи) на основе совместной ответственности за воспитание детей.

Семейный клуб — одна из эффективных нетрадиционных форм...

родитель, ребенок, семейный клуб, семья, учебно-воспитательный процесс, воспитание детей, образовательный процесс, образовательное учреждение, класс, школа.

Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого»...

Направления работы с семьями, воспитывающими детей с ТМНР, изменение условий домашнего воспитания, улучшение учебно-воспитательной работы в общеобразовательных организациях — все это является главными проблемами...

Похожие статьи

Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие

ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебно-воспитательный процесс, семейное воспитание.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Взаимодействие семьи и школы по воспитанию...

Родители и педагогивоспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда они станут союзниками. В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс...

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

Работа с родителями в области нравственного воспитания детей

«Школа работы с детьми с ОВЗ». Журнал для родителей «Мы и наши дети».

Абонементная система как музыкально-просветительская форма работы с родителями в процессе нравственного и эстетического воспитания детей.

Осознание родителями своей ответственности за подготовку...

Педагогический всеобуч в школах, народных университетах, родительские собрания, конференции по обмену опытом воспитания, педагогические консультации, школа молодой семьи, соответствующие материалы средств массовой информации...

«Педагогическая гостиная» как инновационная форма...

Партнерство обозначает развитие отношений обеих сторон воспитательно-образовательного процесса (образовательной организации и семьи) на основе совместной ответственности за воспитание детей.

Семейный клуб — одна из эффективных нетрадиционных форм...

родитель, ребенок, семейный клуб, семья, учебно-воспитательный процесс, воспитание детей, образовательный процесс, образовательное учреждение, класс, школа.

Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого»...

Направления работы с семьями, воспитывающими детей с ТМНР, изменение условий домашнего воспитания, улучшение учебно-воспитательной работы в общеобразовательных организациях — все это является главными проблемами...

Задать вопрос