Творческий проект образовательной услуги кружка по ДПТ «Новые технологии и старые традиции резьбы по дереву» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (127) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 14.11.2016

Статья просмотрена: 92 раза

Библиографическое описание:

Шадрин А. С. Творческий проект образовательной услуги кружка по ДПТ «Новые технологии и старые традиции резьбы по дереву» // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 536-539. — URL https://moluch.ru/archive/127/35220/ (дата обращения: 23.09.2018).



Творческий проект образовательной услуги кружка по ДПТ «Новые технологии и старые традиции резьбы по дереву»

Шадрин Александр Сергеевич, студент

Ишимский педагогический институт имени П. П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета

В статье описывается результат внедрения образовательной услуги по организации кружковой работы по декоративно-прикладному творчеству, спроектированной в ходе изучения курса «Методика обучения и воспитания технологии» и апробированной на базе МОУ СОШ №5 в г. Ишим Тюменской области.

Ключевые слова: образовательная услуга, кружковая работа, резьба по дереву.

Creative project education services group of the PTA, "New technologies and old traditions of wood carving"

Shadrin Alexander, student
Ishim pedagogical Institute
them. P. Р. Yershov (branch) of Federal STATE Autonomous educational institution "Tyumen state University"

The article describes the result of the introduction of educational services on the organization of the group work on decorative-applied art, designed in the course of the study course "Methodology of training and education technologies" and proven on the basis of MOU SOSH №5 in g. Ishim Tyumen region.

Keywords: educational service, clubs, woodcarving.

Объектом нашего исследования является кружок по декоративно-прикладному творчеству, который занимается художественной обработкой древесины, программа которого рассчитана на два года обучения. Искусство создания украшений для дома и мебели из дерева существует уже много столетий. Уже в конце XI века н.э. появились первые зачатки народного промысла, именуемого резьба по дереву. За прошедшее время это искусство сумело развиться до невероятных форм, каждая из которых уникальна и самобытна.

Необходимость осознания роли эстетического воспитания в педагогическом процессе образовательной школы говорит о том, что пора расширить границы искусства в школе: от искусства двигаться, петь, рисовать, лепить - к искусству мыслить, чувствовать, жить [1]. В педагогическом процессе заложены богатые потенциальные возможности соединения всех факторов и средств эстетического воспитания в единой системе, целостности, комплексности и непрерывности.

Мастера по обработке дерева из разных районов России приносили в свое дело частичку народного духа и собственной фантазии. Так появились знаменитые уже во всем мире виды резьбы: скобчатая, чернолаковая, геометрическая, контурная, абрамцево-кудринская, богородская, плоскорельефная, скульптурная и еще множество других. Изделия, украшенные резьбой, использовались в оформлении домов простых жителей и богатых купцов, впоследствии интерьеры дворцов и загородных усадьб русских царей были наполнены произведениями этого вида искусства. Немаловажную роль резной декор имел и в корабельном деле. Лодки, большие и малые суда часто украшались скульптурами из дерева, защищающими моряков на бескрайних водных просторах. Современную резьбу можно увидеть в загородных домах или городских квартирах в виде мебели и ее украшений, шкатулок и ваз, скульптур и статуэток, элементов отделки и декора [2, 51].

На сегодняшний день деревянная резьба все также популярна, как и много веков назад. Самую красивую и эксклюзивную мебель из древесины украшают именно этим видом народного искусства, которое в последнее время приобретает промышленные масштабы. Невероятный спрос на резные деревянные изделия и развитие современных технологий сделали возможным использование специализированных станков, облегчающих труд мастера и помогающих в осуществлении большего количества недоступных ранее идей.

Применение станков с числовым программным управлением (ЧПУ) для изготовления резных деревянных элементов способствовало распространению этого вида обработки древесины. За счет того, что все работы выполняются машиной, цена изделий существенно снижается, а значит, великолепная мебель с элементами резьбы может стоять дома практически у любого человека, не зависимо от его уровня дохода.

Симбиоз компьютерных технологий и искусства с многовековой историей приводит к поистине впечатляющим результатам. Изделия, созданные с помощью токарных станков с ЧПУ, поражают многогранностью форм и изяществом работы. Ведь станок в отличие от человека способен создавать даже самые мельчайшие узоры, диаметром в 1 мм. с поразительной точностью и чистотой исполнения [3, 36].

Современные токарные станки полностью автоматизированы и легки в использовании. Мастеру нужно создать на компьютере программу будущего резного изделия, перенести смоделированный рисунок на карту памяти, которую потом вставить в станок – теперь умная машина сделает всю работу без помощи человека. С тех самых пор как появилась резьба по дереву, она стала необычайно популярной и дошла до наших дней сквозь века благодаря своей исключительности и необычность. Ведь созданные из обыкновенной древесины предметы, больше похожие на кружево тонкой работы, не могут не привлекать внимание и не вызывать восхищение.

При организации разрабатываемой нами образовательной услуги учитывается уровень подготовленности по технологии; уровень подготовленности по интересам (кружкам, которые дети посещают); учитываются занятия вне учебной нагрузки; занятость мастерской.

Нами было спроектировано в ходе изучения курса «Маркетинг и менеджмент в образовании» образовательная услуга по организации кружковой работы по декоративно-прикладному творчеству для третьего года обучения по направлению художественная обработка древесины, которую мы назвали «Новые технологии и старые традиции резьбы по дереву». Апробирование данной образовательной услуги проходило на базе МОУ СОШ №5 в г. Ишим Тюменской области и учебных мастерских Ишмиского педагогического института им. П.П. Ершова (филиал) ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» в ходе педагогической практики.

Целью программы обучения является формирование знаний, навыков и умений столяра в области домой резьбы. Обучение предполагает решение следующих задач:

- раскрытие перед обучающимся истоков домовой резьбы в народном быте и роли декоративно-прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества;

- освоение по средствам кружковой деятельности навыков и умений в области домой резьбы;

- социализация воспитанников посредством возможностей творческого труда по программе кружковой деятельности.

Теоретическое обучение предусматривает ознакомление обучающихся с основами материаловедения для художественных работ, с художественной обработкой материалов, основными композициями домовой резьбы. В процессе занятий обучающиеся знакомятся с литературой и иллюстративным материалом, раскрывающим историю домой резьбы.

Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых обучающиеся создают свои собственные изделия в традициях домовой резьбы.

В процессе практического обучения кружковцы осваивают виды художественной обработки материалов в технике, свойственной конкретному художественному народному промыслу или производству, и изготавливают художественные изделия с учётом местных традиций.

Творческий процесс по созданию резных изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет ребятам в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения, и навыки в области художественно-технической деятельности.

Занимаясь резьбой, выпиливанием лобзиком, выжиганием, создавая компьютерные программы для станка обучающиеся на практике применяют знания и развивают навыки не только по изобразительному искусству, черчению, технологии, но и по другим учебным дисциплинам – физике, химии, биологии, географии, математике, информатике.

Весь процесс обучения носит творческий воспитательный характер, определённую художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечает функциональным и эстетическим требованиям, является общественно полезным. Для усиления профессиональной направленности обучения ребята знакомятся с разными специальностями, со структурой предприятий, основными этапами производственного процесса, оборудованием, условиями труда и отдыха рабочих, их творческой деятельностью.

Мы, в своей программе, постарались внедрить в практику цель, которую ставят перед студентами направления «Технологическое образование. Информатика», а именно: «Цель обучения – развитие научно-технологического мышления студентов при выполнении творческих проектов, а также формирование, закрепление и повышение у них технических, технологических и проектно-конструкторских знаний, умений и навыков. Основное содержание творческих проектов определялось принципом их связи с практической работой студентов и изготовляемыми ими предметами труда. Особенностью творческих проектов является направленность на достижение учебных целей, формирование у студентов дополнительных технических знаний и умений» [4,60].

Структура нашей программы предусматривает использование следующих разделов образовательной области "Технология":

* материаловедение;

* технология обработки древесины;

* элементы машиноведения;

* графика;

* техническое творчество;

* введение в художественное конструирование.


3 – й год обучения

«Новые технологии и старые традиции резьбы по дереву»

Темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Организация рабочего места. Охрана труда, пожарная и электробезопасность при изготовлении художественных изделий из дерева в мастерских.

2

2

2.

Народные художественные промыслы Западной Сибири. Экскурсия в музей.

2

10

12

3.

Контурная резьба по дереву. Изготовление и декорирование художественных изделий контурной резьбой

2

16

18

4.

Мозаика по дереву (интарсия).

4

16

20

5.

Основы композиции. Составление композиции узора. Перенос его на заготовку. Резание узора.

2

14

16

6.

Отделка изделия.

2

2

7.

Технология изготовления художественных изделий токарным способом.

2

4

6

8.

Изготовление простого художественного изделия токарным способом и декорирование его геометрической резьбой.

2

10

12

9.

Изготовление подсвечника с одной стойкой, с тремя стойками, на пять свечей.

1

13

14

10

Изготовление простого художественного изделия на станке с ЧПУ. Разработка компьютерной программы для станка.

2

18

20

11

Изготовление элемента домовой резьбы

20

20

12

Итоговое занятие

1

1

2

Итого

20

124

144

В результате исследовательской работы были подготовлены методические материалы и учебно-наглядные пособия для занятий кружка, альбом, в который включены фотографии и описание наиболее выдающихся образцов домовой резьбы юга Тюменской области и г. Ишим.

Литература:

  1. Козуб, Л.В. Проблемы формирования эстетического отношения человека к действительности на основе технологической подготовки в образовательном учреждении // Проблемы и перспективы физико-математического и технического образования: сб. материалов Всерос. науч.-практич. конф. (г. Ищим; 19-20 нояб. 2015 г.) / отв.ред. Т.С. Мамонтова. -Ишим, 2015. -С.108-115.
  2. Буриков, В.Г. Домовая резьба [Текст] / В.Г. Буриков, В.Н. Власов. - М.: 2013.
  3. Забелыпанский, Г.Б. Архитектура и эмоциональный мир человека [Текст] / Г.Б. Забелыпанский, Г.Б. Минервин и др. - М.: Стройиздат. 2010.
  4. Сидоров, О.В., Козуб, Л.В. Метод творческих проектов как средство развития научно-технологического мышления студентов, получающих технологическое образование / О.В. Сидоров, Л.В. Козуб // Высшее образование сегодня. - 2016. - № 5. - С. 59-64.
  5. Пономарев, С.А., Козуб Л.В. Реализация межпредметных связей при выполнении творческих проектов с учащимися 6 классов/С.А. Пономарев, Л.В. Козуб // Молодой ученый. -2016. - № 6-2 (110). - С. 72-76.
  6. Кусаинова, А.А., Козуб Л.В. Творческий проект образовательной услуги кружка по ДПТ «Техника Декупаж» по курсу «Маркетинг и менеджмент в образовании» / А.А. Кусаинова, Л.В Козуб. // Молодой ученый. - 2016. - № 6-2, (110). - С. 59-64.
  7. Смелкова, К.В., Козуб Л.В. Творческий проект образовательной услуги кружка «Оригинальное оформление подарков» по курсу «Маркетинг и менеджмент в образовании» / К.В. Смелкова, Л.В. Козуб//Молодой ученый. - 2016. - № 6-2, (110). - С. 107-113.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная услуга, домовая резьба, дерево, резьба, изделие, ишим, старая традиция резьбы, кружковая работа, декоративно-прикладное творчество, Тюменская область, станок.


Ключевые слова

образовательная услуга, кружковая работа, резьба по дереву

Похожие статьи

Трансформация педагогических основ резьбы по дереву...

Только знающий историю и духовные ценности народного творчества педагог сможет познакомить учащихся или участников кружка резьбы по дереву с огромным миром национального декоративно-прикладного искусства, научить их понимать...

Методика изучения народных художественных промыслов...

Осваивая декоративно-прикладное искусство, дети в первую очередь научаются самовыражению.

Народное искусство помогает овладеть разными техниками росписи, лепки, плетения, резьбы по дереву и мн. др.

Творческий проект образовательной услуги кружка по ДПТ...

Нами былоспроектировано в ходе изучения курса «Маркетинг и менеджмент в образовании» [1.2] образовательная услуга по организации кружковой работы по декоративно-прикладному творчеству «Техника Декупаж» и в последующем апробированной на базе МОУ СОШ №5 в г...

Традиции декоративно-прикладного искусства как средство...

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, эстетическое воспитание, традиции, эстетическое отношение, младшие школьники.

Широкий диапазон возможностей изготовления и применения изделий декоративно-прикладного творчества позволяет привлекать к...

Творчество народных мастеров Узбекистана | Статья в журнале...

Узбекистан, мастер, Бухара, декоративно-прикладное искусство, узбекский народ, интерьер мечети, древняя Бухара, ремесленное производство, возрождение традиций, фрагмент резьбы.

Народные традиции и технологии изготовления кулинарных...

Творческий проект образовательной услуги кружка по ДПТ «Новые технологии и старые традиции резьбы по дереву». Русские народные традиции как средство воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования...

Традиционно к материалам ДПИ относятся дерево, камень, ткань, стекло, металл. Методами данного вида искусства могут выступать отделка изделий росписью, резьбой, художественное литьё из металла, гипса, гончарное ремесло, работа с бумагой.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Трансформация педагогических основ резьбы по дереву...

Только знающий историю и духовные ценности народного творчества педагог сможет познакомить учащихся или участников кружка резьбы по дереву с огромным миром национального декоративно-прикладного искусства, научить их понимать...

Методика изучения народных художественных промыслов...

Осваивая декоративно-прикладное искусство, дети в первую очередь научаются самовыражению.

Народное искусство помогает овладеть разными техниками росписи, лепки, плетения, резьбы по дереву и мн. др.

Творческий проект образовательной услуги кружка по ДПТ...

Нами былоспроектировано в ходе изучения курса «Маркетинг и менеджмент в образовании» [1.2] образовательная услуга по организации кружковой работы по декоративно-прикладному творчеству «Техника Декупаж» и в последующем апробированной на базе МОУ СОШ №5 в г...

Традиции декоративно-прикладного искусства как средство...

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, эстетическое воспитание, традиции, эстетическое отношение, младшие школьники.

Широкий диапазон возможностей изготовления и применения изделий декоративно-прикладного творчества позволяет привлекать к...

Творчество народных мастеров Узбекистана | Статья в журнале...

Узбекистан, мастер, Бухара, декоративно-прикладное искусство, узбекский народ, интерьер мечети, древняя Бухара, ремесленное производство, возрождение традиций, фрагмент резьбы.

Народные традиции и технологии изготовления кулинарных...

Творческий проект образовательной услуги кружка по ДПТ «Новые технологии и старые традиции резьбы по дереву». Русские народные традиции как средство воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования...

Традиционно к материалам ДПИ относятся дерево, камень, ткань, стекло, металл. Методами данного вида искусства могут выступать отделка изделий росписью, резьбой, художественное литьё из металла, гипса, гончарное ремесло, работа с бумагой.

Задать вопрос