Автор: Комиссарова Анна Олеговна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (127) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 11.11.2016

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Комиссарова А. О. Инновационное развитие организации: основные принципы и подходы к развитию и реализации инноваций в сфере водоснабжения и водоотведения // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 247-249.



Прошедшее столетие богато крупными инновациями и успешным развитием инновационных процессов во всех сферах человеческой жизни. Однако решающим достижением века является не то или иное научное или технологическое открытие, нашедшее широкое практическое применение, а возникновение нового сегмента хозяйственной деятельности — инновационной системы, генерирующей все возрастающий поток инноваций, отвечающих динамично меняющимся общественным потребностям, а часто и формирующей их[3].

Одно из множества определений гласит, что инновация — это продукт (товар или услуга) научной деятельности, в результате применения которого в производстве происходят коренные изменения, влекущие за собой кардинальные организационно- распорядительные и производственно-технологические преобразования [2].

Одна из основных задач любого предприятия — повышение эффективности производства, и основным фактором, выступает развитие и внедрение инновационных процессов.

Инновационный процесс — это процесс, охватывающий весь цикл преобразования научного знания, научных идей, открытий и изобретений в инновацию.

Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения нововведений, который начинается с фундаментальных исследований, направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее общих закономерностей, необходимых для создания инноваций [1].

Инновационный процесс является основным условием ведения успешной деятельности организации, выпуском конкурентно способной продукции.

Инновационные процессы в экономике вызываются конкуренцией на рынке товаров и услуг.

Возможными новыми подходами на предприятии являются

‒ новые идеи;

‒ новое сырье, материалы и оборудование;

‒ новые методы управления, реорганизация предприятия;

‒ новые методы подготовки воды и очистки сточных вод, улучшение экологической обстановки;

‒ новые подходы к ценообразованию (тарифы);

‒ повышение качества услуг.

В управлении предприятиями водоснабжения и водоотведения (далее ВиВ) в качестве инновационных процессов следует рассматривать изменения в административных процессах управления, процессы обмена информацией, материально-вещественные процессы преобразования ресурсов в более качественные товары и услуги [1].

Согласно политики инновационного развития ОАО «Россети» выделяются следующие принципы в области инновационного развития, экологии, энергосбережения и энергетической эффективности:

  1. Принцип целенаправленности — последовательность четких краткосрочных и среднесрочных целей и приоритетов, обеспечивающих достижение стратегических целей;
  2. Принцип комплексной эффективности — ориентация на обеспечение улучшения экономических, энергетических, экологических и других показателей эффективности;
  3. Принцип ориентации на практическую реализацию — ориентация на внедрение новых технологий, наилучших доступных природоохранных практик и технологий, новых практик и компетенций;
  4. Принцип открытости — расширение возможностей взаимодействия с внешней средой;
  5. Принцип технологического лидерства — достижение передового мирового и отечественного уровня технологического развития и экологической безопасности;
  6. Принцип проблемоориентированности — решение существующих и ранее нерешенных задач, а также решение перспективных проблем.

Теоретически эти принципы применимы ко всем предприятиям и организациям, внедряющим инновационные процессы и системы.

Процесс внедрения любых инноваций подразделяется на определенные этапы, каждый из которых сопровождается определенными мероприятиями, грамотное управление которыми крайне необходимо.

Первый этап — подготовка изменений. Целью здесь является формирование «стартовой площадки» для запланированных преобразований. Подготовительный этап начинается с анализа внутренней среды предприятия с целью определения разрыва между действительным и желаемым положением дел в организации.

Важнейшим мероприятием на подготовительной стадии внедрения инноваций является анализ внешней среды организации (потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и др.).

Результатом проведенного исследования внутренней и внешней среды должно стать формулирование проблем развития предприятия, на устранение которых и будет направлена инновация. Четкое понимание и формулирование проблем позволяет найти их адекватные способы решения, что в свою очередь будет способствовать решению задач изменений.

Для успешной реализации стратегии преобразований на предприятии должна быть создана управленческая команда, способная эффективно (быстро, гибко, с наименьшими затратами) решать все возникающие в процессе изменений проблемы и задачи.

Вторым этапом внедрения инноваций является реализация изменений. Основная задача здесь состоит в последовательном осуществлении мероприятий по непосредственному внедрению инновации. Введение изменений проводится в соответствии с принятой программой.

Получение результатов изменений. На этом этапе, завершающем процесс введения инновации, происходит оценка значений полученных показателей и характеристик, выбранных ранее для определения эффективности нововведения. Сравнение полученных результатов с ожидаемыми не только позволяет оценить «плюсы» и «минусы» инновации, но и скорректировать процесс ее дальнейшего осуществления в работе организации.

Заключительный этап внедрения инноваций — мониторинг результатов изменений.

Существует необходимость контролировать этап закрепления результатов изменения с тем, чтобы своевременно выявить ошибки или узнать о возникшем неудовлетворении.

Особенности подходов к внедрению инновационного продукта в производство зависят от многих факторов, которые можно подразделить на четыре группы:

1. Технические факторы:

‒ соотношение типовых и инновационных технологических процессов;

‒ возможность использования стандартизированных и унифицированных средств технологического оснащения;

‒ возможность применения системы автоматизированного проектирования технологической оснастки;

‒ степень использования информационных технологий и др.

2. Экономические факторы:

‒ наличие достаточного количества финансовых средств (особенно собственных);

‒ возможность воспользоваться льготным кредитом;

‒ наличие фонда развития предприятия и (или) инновационного фонда;

‒ наличие фонда материального стимулирования персонала, задействованного в подготовке к производству и производстве новой продукции;

‒ возможность осуществления опережающего финансирования работ и др.

3. Организационные факторы:

‒ уровень специализации производства;

‒ возможность быстро провести аттестацию качества новой продукции по результатам исследования опытного образца или первой промышленной партии изделий и дать рекомендации по устранению недостатков;

‒ согласованность деятельности всех подразделений предприятия;

‒ уровень организации маркетинговых исследований по новой продукции;

‒ прочность связей с поставщиками ресурсов;

‒ разработанность каналов сбыта и др.

4. Социальные факторы:

‒ квалификация исполнителей и руководителей;

‒ условия труда;

‒ развитость социальной сферы и др.

Внедрение любой новации (нововведения) связано с использованием его как средства реализации резерва или ресурса предприятия.

Новая техника, прогрессивная технология или любая другая новация могут внедряться только в том случае, если с их помощью можно сократить расход того или иного ресурса. Отсюда следует, что требование к выбору конкретного вида новации, принципов и подходов к ее реализации будет определяться размерами, условиями выявления и другими особенностями резерва [1].

Важно, чтобы коммунальные предприятия не просто ожидали предложения новых технологий, но и взяли на себя инициативу в активном поиске инновационных решений в сфере ВиВ.

Литература:

  1. Клявина, Я. М. Совершенствование хозяйственной деятельности предприятия на основе развития инновационных процессов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. ­ Уфа.: РГБ, 2005.
  2. Миронов, Р. А. Диагностика и оценка уровня инновационного развития организаций на основе анализа их инновационного потенциала и конкурентного статуса. Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. — Нижний Новгород — 2010.
  3. Яковец, Ю. В., Кузык, Б. Н., Кушлин, В. И. Прогноз инновационного развития до 2005 г. с учетом мировых тенденций / URL: innov.etu.ru (дата обращения 1.10.2016 г.)
Основные термины (генерируются автоматически): инновационного развития, внедрения инноваций, инновационных процессов, результатов изменений, Инновационный процесс, инновационного развития ОАО, этап внедрения инноваций, области инновационного развития, Принцип комплексной эффективности, инновационного развития организаций, Основой инновационного процесса, Прогноз инновационного развития, сфере водоснабжения, этапом внедрения инноваций, стадии внедрения инноваций, внедрению инновационного продукта, Принцип технологического лидерства, Получение результатов изменений, реализации инноваций, формулирование проблем.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос