Цвет — важнейший инструмент дизайна | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №23 (127) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 14.11.2016

Статья просмотрена: 149 раз

Библиографическое описание:

Журиха А. М. Цвет — важнейший инструмент дизайна // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 570-572. — URL https://moluch.ru/archive/127/35157/ (дата обращения: 23.11.2019).



В статье отражены понятия: цвета как одного из важных инструментов дизайна, выявлено значение цвета и роль, которую он играет в дизайне, изучены характеристики цвета, описаны методики применения цвета в дизайне, выявлены их достоинства и недостатки.

Ключевые слова: дизайн, цвет, родовые названия цвета, цветовой круг, палитра цветов

Цвет — важный инструмент дизайнера, который активно изучается деятелями искусств еще со средневековья. При создании дизайнерского продукта с помощью цвета можно выразить специфику, особенные черты, определенное настроение продукта, но избрать нужную цветовую гамму, чтобы подчеркнуть неповторимость дизайнерского продукта, трудно.

Н. Т. Федоров подчеркивает, что обозначение «родовое название» того или иного цвета не является статичным, неизменным, так как на процесс восприятия любого цвета человеком оказывает влияние множество условий: свет, поверхность расположение цвета, цветосочетание и др. Давно доказано влияние цвета на психику человека и его эмоциональное состояние, но почему цвету придаются те или иные характеристики, в научной литературе не обосновано, цвет обозначается и не более того, а какой оттенок необходимо использовать и как он выглядит, как его получить, не описывается [8, с. 56].

Описанию характеристик цвета посвящено большое количество научных работ, но, тем не менее, имеют место некоторые сложности с пониманием цветовой природы, особенностей восприятия цвета человеческим зрением, все это приводит к тому, что дизайнеры подбирают цвета необоснованно, механически, часто совершая ошибки.

Феномен цвета в дизайне исследовали: К. Фрост, Г. Кнабе, Ю. Мелихов, С. Стефанов, О. Рожнова и др. В работах данных авторов рассмотрены отдельные аспекты и общие вопросы, как применять цвет в дизайне в целом. Комплексных работ о роли и значении цвета в дизайне не найдено.

А. Зайцев указывает: «Слова, которые обозначают цвет, определяют его не точно, кроме того, существует огромная номенклатура словесных обозначений цвета, например: «персиковый», «пурпурный», «индиго», «цвет вороньего крыла» и т. п. Но даже приведенным конкретным названиям, вероятно, соответствуют множество разных оттенков. Коренные же названия, более привычные слуху: «оранжевый», «фиолетовый», «белый», «черный» и др., не могут быть применимы для обозначения тона, так как могут обозначать множество тонов» [4, с. 59].

Как бы четко не были определены ассоциации родовых названий различных цветов, даже они не могут гарантировать правильного выбора дизайнерами, особенно тогда, когда учитываются пожелания клиента. По мнению Т. Ю. Быстровой, «от того, как определит дизайнер цвет «морская волна» или «персиковый», будет зависеть цветовая гамма пространства и эмоциональное состояние людей в этом пространстве» [2, с. 34].

Поэтому так важно точно обозначить, назвать, объединить и зафиксировать изменчивость параметров цветов, которые использует дизайнер. Особенности применения цветовой гаммы дизайнером вырабатывались с использованием научных разработок таких авторов, как И. Иттен и А. Г Манселл. Они разработали практические рекомендации и выделили классификационные признаки цвета, являющиеся актуальными по сей день. Отдельные аспекты использования цветовых характеристик в дизайнерском деле затронуты такими авторами как: Н. Г. Найденская, Е. В. Новощекина, И. А. Трубецкая. Данными исследователями разработаны методики как применить цветовые характеристики при создании имиджа.

Сезонная теория цветотипов изобретена И. Иттоном, которая нашла применение в дизайне. Теоретические выводы И. Иттена основаны на многолетних наблюдениях за школьными учащимися о том, как выбор цветазависит от человеческой внешности, человеческого характера и цветовых предпочтений. Теорию И. Итенна признали ученые и она не потеряла своей актуальности и сейчас. [5, с. 100]. Цветовой круг И. Иттена представлен двуслойным диском, с помощью круга можно варьировать использования цвета, круг нашел применение не только в разработке дизайнерских решений, но в иных областях, которые связаны с цветом.

Я считаю, что теоретические разработки И. Иттена, не исчерпывают логики в выборе цветов людьми или определении цвета дизайнером. Теория И. Иттена имела продолжение, в ее разработке приняли участие некоторые исследователи за рубежом: К. Джексон, А. Флюссер и др. Но даже детально разработанная теория не может дать понятный методический инструментарий, при наличие которого можно решить практические вопросы: как выбрать тот или иной цвет, как сочетать цвета в дизайне. Часто цвет выбирается сознательно, как маркетинговый ход, где в качестве цели выступает заинтересовать потребителя совершить покупку услуги или продукта [3, с. 156].

А. Г. Манселлом внесен значимый вклад в разработку теории цветоведения, который заключается заключающейся в предложении выделить для обозначения оттенков три характеристики цвета: цветового тона, насыщенность и светлоты.

К положительным чертам теории А. Г. Манселла относится наглядность, четкое выделение совокупности основных признаков цвета.

А. Г. Манселом создано целостное, простое для визуального восприятия цветовое пространство, которое объединяет характеристики цвета, помогает человеку, который не обладает специальным образованием в области цветоведения охватить взглядом тот или иной оттенок цвета [2, с. 39]. К отрицательным чертам теории относится отсутствие такой характеристики, как температура цвета. Несмотря на это подход А. Г. Манселла ориентирован на практиков и дает четкий инструментарий.

Цветовой круг в цветоведении условно разделен на зоны «теплую» -это красный, оранжевый, желтый цвета и «холодную»: зеленый, синий, фиолетовый цвета. Такой подход не совсем оправдан. Представляет интерес концепция Р. Арнхейма. Основной постулат концепции — любой цвет может выступать как теплым, так и холодным, открывающий широчайшие возможности для работы с природным колоритом внешности человека, решением дизайнерских задач.

При этом «температурная» характеристика цвета выступает как сложная и нестабильная, изменчивая для восприятия. Это создает прецедент для открытия дискуссии среди теоретиков и практиков. От разработки данного вопроса зависит более широкое представление о цветовой гармонии, которая определяет подбор оттенков и сочетаний [9, с. 161].

Проследим, как отдельные характеристики цвета используются в инструментах профессионалов. Так при осуществлении колористического анализа внешности человека дизайнеры, используют такой инструмент, как «Шкала контрастности по светлоте», демонстрирующий три основных варианта.

Когда дизайнер использует ахроматическую шкалу для работы, данный подход оправдан с целью простоты и четкости восприятия именно светлоты, но, при демонстрации и выборе цвета для клиента, лучше показать изменчивость светлоты и других характеристик цвета, так как они связанны (например, выбирать светло-розовую ткань) и воспринимаются целостно. Это означает, что наряду с дифференцированными шкалами могут существовать более синтетичные [2, с. 40].

Итак, важной задачей при нахождении оттенков цвета, которые подчеркивают природный колорит человека или участвуют в оформлении гармоничного дизайнерского решения: интерьера, продукта, является создание наглядной и простой системы работы с четырьмя признаками цвета — цветовой тон, насыщенность, светлота, температура.

Литература:

  1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие: Учебное пособие. Пер. с англ. В. Н. Самохина. — М.: Просвещение, 2014. — 330 с.
  2. Быстрова Т. Ю., Методика подбора цветового тона в дизайне. //Академический вестник УралНИИпроект РААСН. — 2013. — № 3. — С. 34–43.
  3. Железняков В. Н. Цвет и контраст: Учебное пособие. — М.: Академия, 2014–366 с.
  4. Зайцев А. Наука о цвете и живопись: Учебное пособие. — М.: Владос, 2016. — 388 с.
  5. Иттен И. Искусство цвета: Учебное пособие. — Пер. с англ. — М.: Просвещение, 2011. — 400 с.
  6. Найденская Н. Г., Новокщенова Е. В., Трубецкова И. А. 100 % цвета: справочник цветосочетаний: Справочное издание. — М.: Феникс, 2014. — 500 с.
  7. Серов Н. В. Символика цвета: Учебное пособие. — СПб.; Страта, 2015. — 388 с.
  8. Федоров Н. Т. Курс общего цветоведения: Учебное пособие. — М.: Академия, 2015. — 200 с.
  9. Хендерсон В., Хеншоу П. Цвет и стиль: Учебное пособие. Пер. с англ.- М.: Эксмо, 2016. — 400 с.
Основные термины (генерируются автоматически): цвет, характеристика цвета, цветовой круг, дизайн, дизайнерский продукт, цветовой тон, значение цвета, дизайнер, разработка.


Ключевые слова

цвет, дизайн, родовые названия цвета, цветовой круг, палитра цветов

Похожие статьи

Методы использования колористики в дизайн-проектировании

Цель: поиск цветовых решений, учитывая особенности использования и назначение упаковочной продукции, выявление параметров влияния цвета на психологию и физиологию человека.

Роль дизайна в жизни человека | Статья в журнале...

Благодаря усилиям именитых дизайнеров и грамотном использовании, «небесно-голубой» стал цветом, который останется в истории надолго, в то время как сегодня девушка может надеть свитер данного оттенка, не придавая этому никакого значения. Дизайн занял своё место во...

Семантика цвета в аспекте межкультурных визуальных...

Потенциальные возможности цвета при разработке дизайнерских проектов очень велики. Верное цветовое решение может сделать проект не просто удачным, а даже исключительным, не имеющим себе равных.

Психология дизайна рекламы и средств её распространения

Цветовой круг – способ представления непрерывности цветовых переходов. Сектора круга окрашены в различные цветовые тона, размещенные в порядке расположения спектральных цветов, причем пурпурный цвет связывает крайние (красный и фиолетовый) цвета.

Коррекция индивидуальной цветовой палитры с помощью...

Цель, материалы иметоды исследования. В технологии имиджирования большое значение имеет выбор цвета. В костюме важен цвет не только одежды, но и головного убора, обуви, аксессуаров.

Особенности выбора цвета при разработке макетов наружной...

Ключевые слова: наружная реклама, рекламные носители, психология цвета, цветовые контрасты.

Удобочитаемость и грамотный дизайн гарантируют успешное достижение цели рекламной кампании.

Психология и символика цвета | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): цвет, какой цвет, красный цвет, цветовая гамма, свойство цвета, состояние покоя, день, краска, настроение.

Особенности выбора цвета при разработке макетов наружной рекламы.

Форма и общие вопросы формообразования в дизайне

К ним относятся геометрические характеристики: ориентация в пространстве, цвет, фактура, членение и другие образование.

Каждая выше изложенная понятия являются основой формообразования в дизайне, для развития дизайнерского искусства.

Определение цвета и его функции в рекламе | Статья в журнале...

Наука о цвете — цветоведение, дает нам представление о природе цвета, основных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке и цветовой культуре.

Похожие статьи

Методы использования колористики в дизайн-проектировании

Цель: поиск цветовых решений, учитывая особенности использования и назначение упаковочной продукции, выявление параметров влияния цвета на психологию и физиологию человека.

Роль дизайна в жизни человека | Статья в журнале...

Благодаря усилиям именитых дизайнеров и грамотном использовании, «небесно-голубой» стал цветом, который останется в истории надолго, в то время как сегодня девушка может надеть свитер данного оттенка, не придавая этому никакого значения. Дизайн занял своё место во...

Семантика цвета в аспекте межкультурных визуальных...

Потенциальные возможности цвета при разработке дизайнерских проектов очень велики. Верное цветовое решение может сделать проект не просто удачным, а даже исключительным, не имеющим себе равных.

Психология дизайна рекламы и средств её распространения

Цветовой круг – способ представления непрерывности цветовых переходов. Сектора круга окрашены в различные цветовые тона, размещенные в порядке расположения спектральных цветов, причем пурпурный цвет связывает крайние (красный и фиолетовый) цвета.

Коррекция индивидуальной цветовой палитры с помощью...

Цель, материалы иметоды исследования. В технологии имиджирования большое значение имеет выбор цвета. В костюме важен цвет не только одежды, но и головного убора, обуви, аксессуаров.

Особенности выбора цвета при разработке макетов наружной...

Ключевые слова: наружная реклама, рекламные носители, психология цвета, цветовые контрасты.

Удобочитаемость и грамотный дизайн гарантируют успешное достижение цели рекламной кампании.

Психология и символика цвета | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): цвет, какой цвет, красный цвет, цветовая гамма, свойство цвета, состояние покоя, день, краска, настроение.

Особенности выбора цвета при разработке макетов наружной рекламы.

Форма и общие вопросы формообразования в дизайне

К ним относятся геометрические характеристики: ориентация в пространстве, цвет, фактура, членение и другие образование.

Каждая выше изложенная понятия являются основой формообразования в дизайне, для развития дизайнерского искусства.

Определение цвета и его функции в рекламе | Статья в журнале...

Наука о цвете — цветоведение, дает нам представление о природе цвета, основных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке и цветовой культуре.

Задать вопрос