Библиографическое описание:

Жиженина Л. М., Клокова Т. Б., Киселева К. Г. Анализ результатов внеурочной деятельности в рамках раздела «Кровеносная и лимфатическая системы организма» в школьном курсе биологии 8 класса // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 473-477.



В статье рассматриваются вопросы организации внеклассной деятельности школьников на примере определения адаптационного потенциала системы кровообращения, типа саморегуляции кровообращения.

Ключевые слова: внеклассная деятельность, адаптационный потенциал, тип саморегуляции кровообращения, сердечно-сосудистая система

Внеурочная деятельность по биологии является составной частью учебно — познавательной работы учащихся. Наиболее полно учебно-воспитательные задачи разрешаются в тесном взаимодействии классно-урочного процесса с внеклассной деятельности учащихся. Приобретаемые учащимися знания и умения на уроках, становятся более расширенными на внеклассных занятиях и повышают интерес учащихся к предмету [1,3].

Мы проанализировали тематическое планирование раздела «Кровеносная и лимфатическая системы организма» учебника Биология. Человек. 8 класс [2,4].

Таблица 1

Тематическое планирование по разделам учебника «Биология. Человек. 8 класс» (70 ч, 2 чв неделю)

Раздел 6. Кровеносная илимфатическая системы организма (6 ч)

Транспортные системы организма

Замкнутое и незамкнутое кровообращение. Кровеносная и лимфатическая системы

Круги кровообращения

Органы кровообращения. Сердечный цикл. Сосудистая система, её строение.

Круги кровообращения. Давление крови в сосудах и его измерение. Пульс.

Лабораторные ипрактические работы

Измерение кровяного давления.

Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке (выполняется дома)

Строение и работа сердца

Строение и работа сердца. Коронарная кровеносная система. Автоматизм сердца

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения

Давление крови в сосудах и его измерение. Пульс.

Лабораторные ипрактические работы

Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа

Гигиена сердечно-сосудистой системы.

Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов

Физиологические основы укрепления сердца и сосудов. Гиподинамия и её последствия. Влияние курения и употребления спиртных напитков на сердце и сосуды. Болезни сердца и их профилактика. Функциональные пробы для самоконтроля своего физического состояния и тренированности

Первая помощь при кровотечениях

Типы кровотечений и способы их остановки. Оказание первой помощи при кровотечениях

Проанализировав программу (таблица 1), мы пришли к выводу о том, что недостаточно времени отводится изучению вопросов работы сердечно — сосудистой системы.

Нам было интересно узнать реальную картину знаний учащихся по данной тематике. С этой целью нами было проведено анкетирование по выявлению исходных и сформированных знаний учащихся. Анкетирование проводилось на учащихся 8 класса, всего в эксперименте участвовало 23 ученика. При выявлении исходных знаний, учащихся просили ответить на вопросы анкеты. Далее с учащимися проводили занятие, в рамках кружка, на котором рассматривали основные вопросы и измеряли артериальное давление, вычисляли такие показатели, как адаптационный потенциал (АП) по Р. М. Баевскому, тип саморегуляции кровообращения (ТСК). А после, уже при выявлении сформированных знаний, учащиеся отвечали на те же самые вопросы анкеты.

В отчете нами использованы такие термины, как показатель положительных и отрицательных ответов. Под положительным ответом, мы подразумеваем наличие правильного ответа. А под отрицательным ответом, мы подразумеваем либо наличие не правильного ответа, либо когда, ответа нет совсем.

По результатам эксперимента было установлено распределение ответов учащихся до и после занятия. Так анализируя соотношение ответов на первый вопрос анкеты (Рис. 1), мы видим, что больше половины класса (70 %) не знали ответа на данный вопрос и лишь чуть больше четверти класса знали примерно правильный ответ (30 %), до проведения занятия. Изучив ответы после проведения занятия, мы наблюдаем увеличение показателя положительных ответов (75 %).

Рис. 1. Соотношение ответов учащихся на вопрос анкеты: «Что такое артериальное давление?», до проведения занятия и после, (в %)

Проанализировав соотношение ответов учащихся на второй вопрос анкеты: «Каким прибором измеряется артериальное давление?», мы наблюдали резкое увеличение показателя положительных ответов после проведения занятия (98 %). Хотя и до проведения занятия показатель положительных ответов на хорошем уровне (61 %), по нашему мнению это может быть обусловлено тем, что тонометр в наше время довольно распространенный прибор.

Изучив соотношение на третий вопрос анкеты (Рис. 2), мы видим, что знания учащихся о составляющих артериального давления находились на низком уровне до проведения занятия, т. к. почти весь класс не ответил на данный вопрос (98 %). Но уже после проведения занятия, больше половины класса справились с поставленным вопросом (62 %).

Рис. 2. Соотношение ответов учащихся на третий вопрос анкеты: «Из чего складывается артериальное давление?», до проведения занятия и после, (в %)

Проанализировав результаты соотношения ответов учащихся на четвертый вопрос анкеты: «Умеете ли вы, самостоятельно определять частоту сердечных сокращений(пульс)?», мы видим, что до проведения занятия большая часть класса (74 %), уже умеют самостоятельно определять ЧСС, предположительно такие навыки учащиеся могли получить на уроках БЖД. Но уже после проведения занятия, наблюдается положительная динамика, весь класс (100 %), справился с ответом на данный вопрос.

Изучив результаты ответов учащихся на пятый вопрос анкеты: «Какие показатели артериального давления являются нормой?», мы видим, что до проведения занятия половина класса ответили на данный вопрос (55 %), после проведения занятия с вопросом справился почти весь класс (91 %).

Рассмотрев результаты ответов учащихся на шестой вопрос анкеты (Рис. 6), можно сделать вывод о том, что до проведения занятия все учащиеся класса не знали ответа на данный вопрос. После же проведения занятия, наблюдается положительная динамика, почти половина класса смогли ответить на поставленный вопрос (44 %).

Рис. 3. Соотношение ответов учащихся на шестой вопрос анкеты: «Как называется наивысшее давление крови на стенку сосуда во время сердечного удара?», до проведения занятия и после, (в %)

При анализе ответов учащихся на седьмой вопрос анкеты: «Как называется давление крови на стенку сосуда в период покоя сердца?», наблюдается сходная картина, как и с ответами на шестой вопрос, после проведения занятия, почти половина класса (42 %), справились с ответом на данный вопрос.

Изучив соотношение ответов на восьмой вопрос анкеты (Рис. 4), мы видим, что проведения занятий, только четверть класса (23 %), ответили на поставленный вопрос. После проведения занятия, показатель положительных ответов увеличился, почти весь класс справился с ответом на данный вопрос (83 %).

Рис. 4. Соотношение ответов учащихся на восьмой вопрос анкеты: «Как влияет стресс на частоту сердечных сокращений (пульс)?», до проведения занятия и после, (в %)

Проводя анализ результатов ответов учащихся на последние девятый и десятый вопросы, мы увидели одинаковую картину (Рис. 5 и 6). До проведения занятия, только несколько учащихся (16 % и 17 %), смогли ответить на заданный вопрос в анкете, но уже после проведения занятия, наблюдается увеличения показателя положительных ответов (76 % и 77 %).

Рис. 5. Соотношение ответов учащихся на девятый вопрос анкеты: «Что такое гипертония?», до проведения занятия и после, (в %)

Рис. 6. Соотношение ответов учащихся на десятый вопрос анкеты: «Что такое гипотония?», до проведения занятия и после, (в %)

Оценивая полученные данные можно предположить, что проведенное занятие в рамках кружка, является эффективным, т. к. во всех рассмотренных случаях наблюдалась положительная динамика, после проведения занятия. Хотя с некоторыми вопросами, учащиеся довольно хорошо справлялись и до проведения занятия, это может быть обусловлено тем, что учащиеся могли получить первичные знания на учебных занятиях, либо посредством саморазвития.

Литература:

  1. Марина А. В., Волкова С. И. Исследовательская работа при изучении раздела «Человек и его здоровье». / Биология в школе. — № 3. — 2013. — С.54–69.
  2. Учебник: Биология. Человек: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев. — 3 — е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2012. — 336 с.: ил.
  3. Внеклассная работа по биологии на современном этапе. — 2012. [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/603987/
  4. Рабочая программа для учителей по биологии. — 2013. [Электронный ресурс] URL: http://drofa-ventana.ru/metodicheskaja-pomosch/materialy/predmet-biologiya_type-rabochaya-programma/
Основные термины (генерируются автоматически): проведения занятия, вопрос анкеты, ответов учащихся, Соотношение ответов учащихся, положительных ответов, показателя положительных ответов, соотношение ответов, результаты ответов учащихся, показатель положительных ответов, соотношение ответов учащихся, саморегуляции кровообращения, проведения занятия показатель, проведения занятия половина, распределение ответов учащихся, проведения занятия большая, тип саморегуляции кровообращения, анализе ответов учащихся, соотношения ответов учащихся, результатов ответов учащихся, знаний учащихся.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос