Автор: Плешенков Сергей Викторович

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (127) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 15.11.2016

Статья просмотрена: 96 раз

Библиографическое описание:

Плешенков С. В. Актуальные направления административной реформы РФ в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 413-416.



В статье автор анализирует актуальные организационно-правовые подходы административной реформы РФ в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в частности, механизмы общественного контроля за деятельностью многофункциональных центров, а также определяет тенденции развития административной реформы РФ в данной сфере государственного и муниципального управления.

Ключевые слова: государственное и муниципальное управление, административная реформа РФ, многофункциональные центры, разделение властей, общественный контроль, государственные и муниципальные услуги

Административная реформа в РФ в области повышения эффективности деятельности органов власти всех уровней в настоящее время в большей степени нацелена на создание доступных, открытых, лишенных коррупциогенных факторов механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг.

По данным министерства экономического развития РФ на 1 января 2016 г. на территории Российской Федерации создано 2 684 центра и 10130 офисов государственных и муниципальных услуг. Значение показателя охвата населения «одним окном» составило более 94 %[5]. Центры создавались в «шаговой доступности» на всей территории страны. Основным критерием обеспечения такой доступности было открытие МФЦ в каждом городском округе и муниципальном районе из расчета 5 тыс. жителей на 1 окно обслуживания. Проведенная работа позволила в установленный срок обеспечить достижение целевого значения показателя — охватить «одним окном» к концу 2015 года не менее 90 % населения. Сегодня доля охвата по России составляет 95,3 % [5].

В рамках поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2013 года Министерство экономического развития выполнило работы по созданию единого бренда для системы МФЦ в Российской Федерации создан единый для всех регионов страны бренд МФЦ, который отражает существующие возможности и особенности актуального состояния организации системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ в контексте жизненных ситуаций заявителей[4]. Главная концептуальная идея бренда системы МФЦ заключается в том, что документы значимы людям, как в ключевые, так и обыденные моменты их жизни. Регистрация брака, рождение ребенка, регистрация бизнеса или нового дома и т. д. — в этих и других ситуациях гражданам важно получить нужные им документы без проблем и как можно быстрее вернуться к решению своей текущей жизненной ситуации. Реформа системы МФЦ нацелена делать процесс получения документов необременительным по времени и обстоятельствам заявителя. Данной логике реформы системы МФЦ соответствует, как текущее совершенствование нормативной-правовой базы, так и управленческие подходы к реализации государственных и муниципальных услуг в МФЦ. Современные тренды таковы, что гражданам в рамках его жизненной ситуации не нужно обращаться в разные организации, чтобы собрать все необходимые ему документы, а будет достаточно обратиться в один МФЦ. Для этого в нормативные-правовые акты внесены правки, расширяющие текущий перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в МФЦ в рамках девяти основных жизненных ситуаций: рождение ребенка, смена фамилии, выход на пенсию, индивидуальное жилищное строительство и земельно-имущественные отношения, утрата документов, открытие своего дела (малое предпринимательство), смена места жительства, утрата близкого человека, приобретение жилья [3]. Главные принципы единого бренда МФЦ определены: внимание к потребностям людей, дружелюбный сервис и комфорт, близкое расположение центров и офисов, а также доступность государственных услуг и инфраструктуры МФЦ каждому россиянину. Бренд МФЦ — «Мои Документы» с 2014 года стал контекстуальной основой МФЦ в субъектах РФ после прохождения стадии ребрендинга по всей стране. Информационная кампания, сопровождающая ребрендинг, проходила под лозунгом «На все случаи жизни». В 2016 году Министерство экономического развития РФ разработало новые предложения по развитию системы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде в рамках МФЦ в формате организационного бренда «Мои документы» на 2016–2018 гг. Данные предложения изложены в докладе директора Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России Алексей Херсонцев, который был представлен на Координационном совещании по реализации Указа Президента РФ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в субъектах РФ Центрального федерального округа, которое прошло в Калуге 16 марта 2016 г. [5] По словам Алексея Херсонцева, план мероприятий содержит три основных блока работ: общесистемные меры, направленные на совершенствование механизмов предоставления госуслуг на базе МФЦ, отдельных государственных услуг и мероприятия в рамках мониторинга реализации проекта. Алексей Херсонцев подчеркнул, что в плане особый акцент сделан на создание МФЦ, ориентированных на предоставление госуслуг субъектам МСП. В рамках данного раздела предусмотрена разработка специального информационного сервиса, обеспечивающего взаимодействие АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» и МФЦ в электронном виде. Система предоставления государственных и муниципальных услуг расширяется не только в количественном, но и в качественном параметрах.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. № 1284 «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей» (с изменениями и дополнениями)» и Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2015 г. N 197 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2012г. N 1284" Министерство экономического развития РФ создал и реализует инструмент обратной связи, позволяющий гражданам оценить качество предоставления государственных и муниципальных услуг, — это электронная публичная система «Ваш контроль»[7].

По информации портала Административной реформы РФ на 1 августа 2016 оценено более 7,7 миллионов государственных и в рамках проекта «Ваш контроль»[7]. На сайте проекта «Ваш контроль в апреле 2016 прошел опрос «Оценка россиянами качества государственных услуг в системе «Ваш контроль»», итоги которого следующие: 80 %-отлично,14 %-хорошо,3 %-нормально,1 %-плохо,2 %-очень плохо[8].

Таким образом, тенденции административной реформы РФ свидетельствуют о формировании базы оперативного и открытого управления в системе предоставления государственных и муниципальных услуг. Следующими организационно-правовыми мерами, следуя стратегии административной реформы РФ, станут совершенствование подходов к созданию регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг и развитие системы переподготовки кадров МФЦ России и субъектов РФ.

Литература:

  1. Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. № 1284 «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей» (с изменениями и дополнениями)» //CПС «КонсультантПлюс»
  2. Постановление Правительства РФ от 6 марта 2015 г. N 197 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2012г. N 1284"//CПС «КонсультантПлюс»
  3. Приказ Министерства экономического развития РФ от 27 мая 2016 г. N 322 «Об утверждении Методических рекомендаций по созданию и организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг»//CПС «КонсультантПлюс»
  4. Решения по итогам совещания о развитии сети многофункциональных центров государственных и муниципальных услуг (резолюция от 4 декабря 2013 года № ДМ-П16–90пр),//. URL: http://government.ru/orders/8879/(дата обращения 11.08.2016)
  5. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ,//.URL:http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/admReform/mfc/ (дата обращения 10.08.2016)
  6. Официальный сайт Портала Административной реформы РФ// URL:http://ar.gov.ru/ru/gos_uslugi_03_sbor_mnenij_grazhdan/index.html (дата обращения: 11.08.2016)
  7. Официальный сайт проекта «Ваш контроль»,//.URL: https://vashkontrol.ru/(дата обращения: 11.08.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): муниципальных услуг, предоставления государственных, административной реформы РФ, государственных услуг, системы МФЦ, Правительства Российской Федерации, экономического развития, системы предоставления государственных, области предоставления государственных, территориальных органов государственных, органов государственных внебюджетных, государственных внебюджетных фондов, электронном виде, Министерство экономического развития, реформы системы МФЦ, постановление Правительства Российской, бренда системы МФЦ, механизмов предоставления государственных, единого бренда МФЦ, Реформа системы МФЦ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос