Автор: Трыканова Светлана Анатольевна

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №23 (127) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 14.11.2016

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Трыканова С. А. Эффективность избирательного права: анализ кризисных явлений в современной мировой практике // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 354-356.



В статье автор проводит анализ актуальных дисфункциональных и кризисных явления реализации избирательного права в современных обществах в различных странах мирах. Определяются причины данного глобального организационно-правого кризиса системы публичного управления.

Ключевые слова: выборы, избирательное право, демократия, легитимность, публичная власть, парламентская республика. исполнительная власть

Современный мир испытывает кризис организационно-правого регулирования управления социально-политическими и социально-экономическими сферами управления. Яркий пример — это миграционная политика, как на национальном, так и интеграционном уровнях. Но все больше и больше объектом правонарушений становится электоральный процесс. Актуальный пример-выборы главы государства в США. В первую очередь, обращает на себя внимание факт игнорирование участия института международного общественного контроля в соответствие с международными стандартами ОБСЕ. Госдепартамент США не разрешил российским дипломатам, пожелавшим выступить в качестве наблюдателей на президентских выборах в США, представители России не были включены в состав наблюдательной миссии Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ ОБСЕ) на выборах в США в 2016 г. Наблюдателей ОБСЕ на выборах президента США 6 ноября 2016 г. объявили в Техасе персонами нон грата. Прокурор Техаса Грег Эботт отметил, что если наблюдатели этой организации приблизятся к избирательным участкам ближе чем на 100 футов (около 30 м), то они могут быть подвергнуты уголовному преследованию [1].

Во-вторых, наличие обозначение в информационном публичном пространстве материалов о фактах различного рода правонарушений. Как сообщает немецкая газета Frankfurter Allgemeine Zeitung, из избирательного процесса исключены порядка шести миллионов человек. Глава Бюро по демократическим институтам и правам человека Михаэль Георг Линк обратил внимание на то, что к голосованию не допущены 3,2 млн человека, которые находятся под следствием или судимых, а также порядка 2,6 млн граждан, отбывших наказание [2]. Первый и второй аспекты дисфункциональных явлений свидетельствует о кризисе института избирательного права в восприятии современного электората Очевидно, что в каждом обществе есть свой комплекс социально-политических, социально-экономических, национально-культурных и демографических причин кризиса восприятия избирательного права, но в ситуации глобальной социальной среды развития современного общества следует рассматривать общие проблемы развития кризиса восприятия выборов и избирательного права.

Прежде всего кризис восприятия современном электоратом в различных странах институтов выборов и избирательного права непосредственно связан с кризисом устойчивой принадлежности к партии и партийной идеологии. В глобальном мире формируются новые общие идеологемы, понятия «демократы», «республиканцы» и т. п. становится историческим наследием демократической традиции. У представителей различных социальных групп в настоящий период во всем мире единые требования к публичной власти-это демократия, республика, социальная защита, справедливость, устойчивое и безопасное развитие. В данной ситуации партийным институтам необходимо обращать внимание на тактические действия и результаты. В этой связи одним из механизмов выхода из кризиса партиципаторной принадлежности электората в современной мире может стать расширение практики управления в рамках парламентской республики как формы правления или увеличения влияния механизма партийного фактора в формировании исполнительной власти всех уровней.

Немаловажным фактором стала диверсификация роли международных правовых стандартов и международных организаций, которые как следствие ведет к снижению качества соблюдения принципов объективности и справедливости в системе национального права.

Причинам кризиса восприятия избирательного права так же является аспект возможности адаптации избирательной системы, партийной системы к традициям кристаллизации партийной партиципаторности электората. Изменениям избирательных систем в исторической ретроспективе и в современном мире посвящена обширная литература. Рассматривая избирательные системы как производные от систем партийных, Ж. Коломер [3, p.131] фиксирует следующую закономерность: при изменении электорального законодательства режимы с доминирующей партией или двумя основными партиями склонны двигаться в направлении ограничительных или исключающих формул, базирующихся на принципе большинства, тогда как в плюралистичной среде наблюдается тенденция к принятию более инклюзивных правил, в частности, пропорционального представительства. Причины подобного положения вещей он видит в рациональном поведении политических акторов. Крупные партии, будучи уверены в своем потенциале, стремятся исключить из электоральной конкуренции и сферы принятия решений менее влиятельных игроков. В свою очередь, малые партии, не рассчитывающие на значимый успех, равно как и сталкивающиеся с серьезными электоральными вызовами правящие партии, отдают предпочтение правилам игры, позволяющим им сохранять шансы на парламентское представительство даже при неблагоприятных условиях. С рациональным поведением политических акторов (партий), стремящихся обеспечить себе максимальное количество мест в ассамблеях, связывает изменения избирательного законодательства и К.Бенуа [4, p.145]. По его мнению, утверждение и трансформация избирательных систем суть следствие коллективного выбора политическими партиями институциональных альтернатив, в наибольшей степени отвечающих их интересам. В настоящей работе я тоже исхожу из того, что в качестве рациональных акторов политические партии отдают предпочтение электоральным правилам, способным максимизировать их долю мест в парламенте (относительно доли мест других партий), и что крупные партии склоняются в пользу скорее ограничительных правил, а малые — инклюзивных. Рассмотренные выше обстоятельства внесения поправок в российское избирательное законодательство наглядно иллюстрируют этот тезис. Рассмотренные выше обстоятельства внесения поправок в российское избирательное законодательство наглядно иллюстрируют этот тезис. Среди работ, анализирующих причины выбора тех или иных параметров избирательных систем в конкретных страновых контекстах, особый интерес с точки зрения проводимого здесь исследования представляют те, где описывается опыт режимов электорального авторитаризма(каковой утвердился в последние годы и в России). Наиболее показательным в этом плане является случай Мексики. По заключению А.Диаса-Кайероса и Б.Магалони [5,p.163], изучавших эффекты мексиканского избирательного законодательства, многолетнее доминирование Институционально-революционной партии (ИРП) в палате депутатов мексиканского конгресса обеспечивалось с помощью электоральных правил, диспропорционально награждавших правившую партию и вместе с тем препятствовавших образованию прочных оппозиционных коалиций. Для получения диспропорционально большого количества мандатов ИРП использовалась система относительного большинства в одномандатных округах. При этом, хотя оппозиционные партии стабильно добивались успеха в многомандатных округах, у них не возникало стимулов ни к координации вокруг единых кандидатов, ни к формированию антиинкумбентских коалиций, поскольку даже в сумме число завоеванных ими мандатов всегда было меньше, чем у ИРП. Таким образом, снижая в краткосрочной перспективе входные барьеры для обретения парламентского представительства, многомандатные округа, по сути, лишь консервировали систему, при которой большинство всегда оставалось за ИРП. Именно эта комбинация электоральных правил и позволяла ей долгое время удерживать лидирующие позиции, что являлось основной стабильного политического развития. В связи с анализируемым политико-правовым контектом, целесообразно обратиться в трём социологических законам взаимосвязи избирательных и партийных систем М.Дюверже («Политические партии» (1951)),которые формулируются следующим образом:

1) пропорциональная избирательная система обусловливает возникновение многопартийной системы, характеризующейся существованием автономных партий с жесткой внутренней структурой;

2) абсолютная мажоритарная избирательная система порождает партийную систему, в которой партии занимают гибкие позиции и стремятся к взаимному компромиссу;

3) относительная мажоритарная избирательная система влияет на формирование двухпартийной системы [6, p. 174].

Таким образом, конструктивный контент результата в качестве возможности внедрения данной избирательной системы на практике очевиден -это чёткая кристаллизация партийных интересов избирателей и формирования традиций устойчивой партийно-политической системы.

Глобальный кризис восприятия избирательного права и института выборов проявляет свои первоначальные признаки, поэтому экспертное сообщество и участники электорального процесса в лице представителей власти и публичной политики имеют возможность создать технологии нейтрализации данного деструктивного социального явления.

Литература:

  1. Официальный сайт газеты ИЗВЕСТИЯ,//.URL: http://izvestia.ru/news/538410 (дата обращения: 01.11.2016 г.)
  2. Официальный сайт газеты «Российская газета», //. URL: https://rg.ru/2016/10/27/v-obse-raskritikovali-predstoiashchie-vybory-prezidenta-ssha.html (дата обращения: 01.11.2016 г.)
  3. Colomer J. M. 2004. The Strategy and History of Electoral System Choice // Colomer J. M. (ed.) Handbook of Electoral System Choice. — N.Y.
  4. Benoit K. 2007. Electoral Laws as Political Consequences: Explaining the Origins and Change of Electoral Institutions // Annual Review of Political Science. Vol. 10.
  5. Diaz-Cayeros A., Magaloni B. 2001. Party Dominance and the Logic of Electoral Design in Mexico’s Transition to Democracy // Journal of Theoretical Politics. Vol. 13. № 3.
  6. Maurice Duverger Les Partis Politiques Librairie, Armand Colin Paris, 1951
Основные термины (генерируются автоматически): избирательного права, восприятия избирательного права, кризиса восприятия избирательного, избирательного законодательства, Эффективность избирательного права, реализации избирательного права, института избирательного права, кризис восприятия избирательного, избирательных систем, российское избирательное законодательство, мексиканского избирательного законодательства, изменения избирательного законодательства, обстоятельства внесения поправок, мажоритарная избирательная система, избирательного процесса, выше обстоятельства внесения, демократическим институтам, кризиса восприятия выборов, Причинам кризиса восприятия, организационно-правого кризиса системы.

Ключевые слова

выборы, демократия, избирательное право, легитимность, публичная власть, парламентская республика. исполнительная власть

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос