Социальный миф в современном мире | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (126) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 06.11.2016

Статья просмотрена: 557 раз

Библиографическое описание:

Гумерова, А. М. Социальный миф в современном мире / А. М. Гумерова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 22 (126). — С. 220-222. — URL: https://moluch.ru/archive/126/34974/ (дата обращения: 19.04.2024).



Миф издавна был попыткой объяснения сакрального, которое обладает огромной мощью, превосходящей во многом возможности человека. С помощью мифа человек стремился уберечь себя от неизвестного, пугающего, пытался создать «защитную оболочку» от воздействия на его сознания неведомого. Наука оказала существенное влияние на понимание значения и структуры мифа. То, что раньше раскрывалось с помощью мифических сцен и персонажей обрело, благодаря науке, рациональное объяснение.

Ключевые слова: миф, социальный миф, глобализация

Развитие науки в современном мире достигло больших высот, например, изучение космических объектов, то о чем древний человек и не догадывался, раскрывает многие тайны мироздания. Однако, потребность в мифе так же остра, как и раньше. Как пишет С. Московичи: «…достаточно мимолетного взгляда на публикации, выходящие огромными тиражами, чтобы удивиться, как много людей в нашем обществе доверяют гороскопу, обращаются к целителям или лечатся чудодейственными снадобьями. Мы наблюдаем, с какой интенсивностью практикуется магия во многих кругах, вплоть до университетских» [3].

Остается неясной причина потребности современного общества в мифе. Особенно актуально это относительно социальных мифов, которые обнаруживают себя во многих сферах человеческого бытия.

В современной культуре и в современной науке слово «миф» является общеупотребительным и популярным. Им пользуются политики, философы, психологи и литературоведы, тем не менее, этот термин является загадочным и таинственным. При обращении к разным авторам, энциклопедиям, источникам мы обнаружим, что понимание мифа в них не тождественно.

В своём первоначальном значении миф — это реальное событие, сакральное по своей природе, служащее примером для подражания. В работе

«Аспекты мифа» Мирча Элиаде определяет миф как одну из весьма сложных реальностей культуры, которую можно изучать и интерпретировать в самых многочисленных и взаимодополняющих аспектах. Миф — это рассказ о некоем творении, в котором сообщается, каким образом что-либо произошло, Миф ведет нас к истокам всего существующего в мире. Миф предъявляет людям образцы поведения в значимых жизненных ситуациях.

А. Ф. Лосев в «Диалектике мифа» говорит о том, что миф — «наиболее яркая и самая подлинная действительность». Это — совершенно необходимая категория мысли и жизни, подлинная и максимально конкретная реальность, в которой нет ничего лишнего, случайного, произвольного. Автор указывает на то, что миф может быть выдумкой, фантазией, только если мы говорим не о самом мифическом сознании, а о субъективном отношении к нему. Если мы хотим вскрыть сам миф, существо мифического сознания, а не отношение к нему, то миф представляется всегда как реальность, конкретность, жизненность. Миф содержит в себе строжайшую структуру и является логически, т. е. прежде всего диалектически необходимой категорией сознания и бытия [2].

Миф это не объяснение явлений, а выражение веры, переживаемой как действительность. В культуре миф выполняет важнейшую функцию, он выражает и обобщает верования, обосновывает сложившиеся моральные нормы, доказывает целесообразность обрядов и культов, содержит практические правила человеческого поведения. Поэтому миф не праздный продукт полудетского воображения, а активная социальная сила.

Очеловечивая и персонифицируя явления окружающего мира, миф, сводит их к человеческим представлениям. На этой основе становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а это один из самых простых способов упорядочивания его деятельности. Мифология часто используется в 20 и 21 в. как усилитель ценностей, обычно за счет их явного преувеличения и фетишизации.

Если раньше миф рассматривался в основном как донаучная форма объяснения окружающей действительности, в том числе социального мира, то к началу XX века на основе многочисленных исследований воззрения на миф качественно изменились. Миф в современном понимании — «это не только донаучная форма объяснения мира, но и мировоззренческое основание (или побуждение) для социальных действий людей в заданном направлении, выражающее определенные групповые, классовые, государственные или национальные интересы» [4].

Мы живем в эпоху глобализации мира. Средств массовой коммуникации создают инфраструктуру для глобального распространения информации, как рационального, так и мифологического характера. Глобальное распространение массовой культуры свидетельствует о том, что ее продукты, имеющие некоторые свойства мифа, имеют гораздо больший потенциал для воздействия на массы, чем общественно значимая информация, достоверно отражающая действительности. Процессы глобализации создают условия, в которых миф оказывается способным играть существенно иную роль в общественной жизни.

В чем же заключается эта новая роль? С какими последствиями для человека и общества столкнемся мы в результате всех этих изменений? Вот вопросы, на которые еще предстоит найти удовлетворительные ответы.

Литература:

  1. Косарев А. Философия мифа. Мифология и ее эвристическая значимость- М. ПЕР СЭ СПб. Университетская книга, 2000.-С.96–273
  2. Лосев А. Ф. «Диалектика мифа» Философское наследие. Том 130 М. изд. «Мысль» 2001. С.84–96
  3. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд //Психологический журнал. Том 16. — 1995, № 1- С. 5–23.
  4. Осипов Г. В. Социология и социальное мифотворчество — М Изд-во НОР-МА — ИНФРА, 2002 с. 145–361.
  5. Элиаде М. Аспекты мифа.- М.: Академический проект, 2010- С. 15–53.
Основные термины (генерируются автоматически): миф.


Похожие статьи

Мифы в современной культуре: негативная и позитивная роли

Актуальность темы обусловлена тем, что одно из важнейших направлений научного поиска в области духовной культуры — это исследование ее исторических предпосылок...

Миф - первоначальная форма науки? | Статья в журнале...

Вопрос, связанный с переходом нерационального знания в свою диалектическую противоположность, представляет собой действительно сложную проблему становления...

Мифы о всемирном потопе у разных народов

Наверное, всем известна библейская история о всемирном потопе и Ноевом ковчеге. Но эта легенда — не единственная, схожий сюжет существовал у разных народов.

Мифологема как ключевое понятие мифокритики: современные...

Ключевые слова: миф, мифема, мифологема, архетип, фрейм.

Научные исследования природы мифа зарубежных (Дж.

Концепция мифа в трактате Эрнста Кассирера «Философия...»

Статья посвящена анализу концепта мифа в работе немецкого неокантианца Эрнста Кассирера. Философ описывает миф как форму мышления...

«Еврейский миф» в Японии | Статья в журнале «Молодой ученый»

В последние несколько десятков лет в Японии набирает свою силу «еврейский миф» о происхождении японцев от потерянных колен Израиля.

Отец и сын в античной патриархальной культуре (на примере...)

Миф об Эдипе — излюбленный объект гуманитарных исследований. После того, как Зигмунд Фрейд привлек внимание к мифу и предложил его психоаналитическую интерпретацию...

Роль мифодизайна в формировании привлекательного имиджа...

Первая ассоциация, возникающая при слове миф — это воспоминания о прочитанных книгах про повествование богов и героев. Тем не менее, не следует полагать...

Природные стихии в персидской и русской мифологиях

Как известно, мифы составляли священное духовное наследие социума. Они были связаны со сложившимися в нем традициями...

Похожие статьи

Мифы в современной культуре: негативная и позитивная роли

Актуальность темы обусловлена тем, что одно из важнейших направлений научного поиска в области духовной культуры — это исследование ее исторических предпосылок...

Миф - первоначальная форма науки? | Статья в журнале...

Вопрос, связанный с переходом нерационального знания в свою диалектическую противоположность, представляет собой действительно сложную проблему становления...

Мифы о всемирном потопе у разных народов

Наверное, всем известна библейская история о всемирном потопе и Ноевом ковчеге. Но эта легенда — не единственная, схожий сюжет существовал у разных народов.

Мифологема как ключевое понятие мифокритики: современные...

Ключевые слова: миф, мифема, мифологема, архетип, фрейм.

Научные исследования природы мифа зарубежных (Дж.

Концепция мифа в трактате Эрнста Кассирера «Философия...»

Статья посвящена анализу концепта мифа в работе немецкого неокантианца Эрнста Кассирера. Философ описывает миф как форму мышления...

«Еврейский миф» в Японии | Статья в журнале «Молодой ученый»

В последние несколько десятков лет в Японии набирает свою силу «еврейский миф» о происхождении японцев от потерянных колен Израиля.

Отец и сын в античной патриархальной культуре (на примере...)

Миф об Эдипе — излюбленный объект гуманитарных исследований. После того, как Зигмунд Фрейд привлек внимание к мифу и предложил его психоаналитическую интерпретацию...

Роль мифодизайна в формировании привлекательного имиджа...

Первая ассоциация, возникающая при слове миф — это воспоминания о прочитанных книгах про повествование богов и героев. Тем не менее, не следует полагать...

Природные стихии в персидской и русской мифологиях

Как известно, мифы составляли священное духовное наследие социума. Они были связаны со сложившимися в нем традициями...

Задать вопрос