Автор: Гумерова Айгуль Мансуровна

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (126) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 06.11.2016

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Гумерова А. М. Социальный миф в современном мире // Молодой ученый. — 2016. — №22. — С. 220-222.



Миф издавна был попыткой объяснения сакрального, которое обладает огромной мощью, превосходящей во многом возможности человека. С помощью мифа человек стремился уберечь себя от неизвестного, пугающего, пытался создать «защитную оболочку» от воздействия на его сознания неведомого. Наука оказала существенное влияние на понимание значения и структуры мифа. То, что раньше раскрывалось с помощью мифических сцен и персонажей обрело, благодаря науке, рациональное объяснение.

Ключевые слова: миф, социальный миф, глобализация

Развитие науки в современном мире достигло больших высот, например, изучение космических объектов, то о чем древний человек и не догадывался, раскрывает многие тайны мироздания. Однако, потребность в мифе так же остра, как и раньше. Как пишет С. Московичи: «…достаточно мимолетного взгляда на публикации, выходящие огромными тиражами, чтобы удивиться, как много людей в нашем обществе доверяют гороскопу, обращаются к целителям или лечатся чудодейственными снадобьями. Мы наблюдаем, с какой интенсивностью практикуется магия во многих кругах, вплоть до университетских» [3].

Остается неясной причина потребности современного общества в мифе. Особенно актуально это относительно социальных мифов, которые обнаруживают себя во многих сферах человеческого бытия.

В современной культуре и в современной науке слово «миф» является общеупотребительным и популярным. Им пользуются политики, философы, психологи и литературоведы, тем не менее, этот термин является загадочным и таинственным. При обращении к разным авторам, энциклопедиям, источникам мы обнаружим, что понимание мифа в них не тождественно.

В своём первоначальном значении миф — это реальное событие, сакральное по своей природе, служащее примером для подражания. В работе

«Аспекты мифа» Мирча Элиаде определяет миф как одну из весьма сложных реальностей культуры, которую можно изучать и интерпретировать в самых многочисленных и взаимодополняющих аспектах. Миф — это рассказ о некоем творении, в котором сообщается, каким образом что-либо произошло, Миф ведет нас к истокам всего существующего в мире. Миф предъявляет людям образцы поведения в значимых жизненных ситуациях.

А. Ф. Лосев в «Диалектике мифа» говорит о том, что миф — «наиболее яркая и самая подлинная действительность». Это — совершенно необходимая категория мысли и жизни, подлинная и максимально конкретная реальность, в которой нет ничего лишнего, случайного, произвольного. Автор указывает на то, что миф может быть выдумкой, фантазией, только если мы говорим не о самом мифическом сознании, а о субъективном отношении к нему. Если мы хотим вскрыть сам миф, существо мифического сознания, а не отношение к нему, то миф представляется всегда как реальность, конкретность, жизненность. Миф содержит в себе строжайшую структуру и является логически, т. е. прежде всего диалектически необходимой категорией сознания и бытия [2].

Миф это не объяснение явлений, а выражение веры, переживаемой как действительность. В культуре миф выполняет важнейшую функцию, он выражает и обобщает верования, обосновывает сложившиеся моральные нормы, доказывает целесообразность обрядов и культов, содержит практические правила человеческого поведения. Поэтому миф не праздный продукт полудетского воображения, а активная социальная сила.

Очеловечивая и персонифицируя явления окружающего мира, миф, сводит их к человеческим представлениям. На этой основе становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а это один из самых простых способов упорядочивания его деятельности. Мифология часто используется в 20 и 21 в. как усилитель ценностей, обычно за счет их явного преувеличения и фетишизации.

Если раньше миф рассматривался в основном как донаучная форма объяснения окружающей действительности, в том числе социального мира, то к началу XX века на основе многочисленных исследований воззрения на миф качественно изменились. Миф в современном понимании — «это не только донаучная форма объяснения мира, но и мировоззренческое основание (или побуждение) для социальных действий людей в заданном направлении, выражающее определенные групповые, классовые, государственные или национальные интересы» [4].

Мы живем в эпоху глобализации мира. Средств массовой коммуникации создают инфраструктуру для глобального распространения информации, как рационального, так и мифологического характера. Глобальное распространение массовой культуры свидетельствует о том, что ее продукты, имеющие некоторые свойства мифа, имеют гораздо больший потенциал для воздействия на массы, чем общественно значимая информация, достоверно отражающая действительности. Процессы глобализации создают условия, в которых миф оказывается способным играть существенно иную роль в общественной жизни.

В чем же заключается эта новая роль? С какими последствиями для человека и общества столкнемся мы в результате всех этих изменений? Вот вопросы, на которые еще предстоит найти удовлетворительные ответы.

Литература:

  1. Косарев А. Философия мифа. Мифология и ее эвристическая значимость- М. ПЕР СЭ СПб. Университетская книга, 2000.-С.96–273
  2. Лосев А. Ф. «Диалектика мифа» Философское наследие. Том 130 М. изд. «Мысль» 2001. С.84–96
  3. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд //Психологический журнал. Том 16. — 1995, № 1- С. 5–23.
  4. Осипов Г. В. Социология и социальное мифотворчество — М Изд-во НОР-МА — ИНФРА, 2002 с. 145–361.
  5. Элиаде М. Аспекты мифа.- М.: Академический проект, 2010- С. 15–53.
Основные термины (генерируются автоматически): донаучная форма объяснения, первоначальном значении миф, культуре миф, Миф издавна, попыткой объяснения сакрального, помощью мифа, структуры мифа, понимание мифа, мифа» Мирча Элиаде, существо мифического сознания, Философия мифа, сферах человеческого бытия, необходимой категорией сознания, ПЕР СЭ СПб, Аспекты мифа, объяснения окружающей действительности, форма объяснения мира, свойства мифа, помощью мифических сцен, неясной причина потребности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос