Библиографическое описание:

Айтикеев А. А., Джаныбеков У. Д., Айтикеева А. А. Решение исходных проблем интеграции Евразийского экономического союза (ЕАЭС): переименование ЕАЭС в Евразийский союз (ЕАС) и его перспективы в пакетных проектах ЕАС // Молодой ученый. — 2016. — №22. — С. 134-137.



Материал статьи посвящен актуальной научно-практической задаче — анализу исходных проблем интеграции Евразийского экономического союза и их решениям, необходимости переименования Евразийского экономического союза в Евразийский союз, вводу в научный обиход новых терминов: пакетный проект Евразийского союза и пакетный процесс интеграции Евразийского союза, усилению интеграции.

Ключевые слова: интеграционные процессы, Евразийское экономическое пространство, Евразийский экономический союз, Евразийский союз, пакетный проект Евразийского союза, пакетный процесс интеграции Евразийского союза, базовый консолидирующий фактор, усиление интеграции, Содружество Независимых Государств, Европейский союз

В наши дни мировая экономика характеризуется высоким динамизмом изменений и глобализацией процессов экономической интеграции. Следуя требованиям времени, государства — члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС) стремятся к интеграции как на региональном, так и на международном уровне. Последовательные процессы: образования Таможенного союза (ТС), Единого экономического пространства (ЕЭП) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — стали первым результативным региональным интеграционным мегапроектом на постсоветском пространстве в XXI веке, положившим начало новому этапу интеграции на постсоветском пространстве, обусловленному нынешними геополитическими вызовами и объективными процессами глобализации.

ЕАЭС не имеет политических целей, а стремится удовлетворить экономические интересы, обеспечить взаимовыгодные условия для входящих в него стран с целью дальнейшего развития и укрепления экономических взаимоотношений.

29 мая 2014 года в Астане президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе. В 2015 году важнейшим событием для постсоветского пространства стало вступление в силу указанного договора — с 1 января 2015 года государствами — членами ЕАЭС стали Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, со 2 января — Республика Армения, а 12 августа Кыргызская Республика стала пятым полноправным членом ЕАЭС.

ЕАЭС — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о ЕАЭС. Органами управления ЕАЭС являются Высший Евразийский экономический совет (в состав совета входят президенты стран — членов ЕАЭС) и Евразийский межправительственный совет (в состав совета входят премьер — министры стран — членов ЕАЭС). Постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС — Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), руководимая председателем Коллегии Евразийской экономической комиссии.

В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

ЕАЭС образован в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств — членов ЕАЭС.

Итак, формат евразийского интеграционного объединения перспективен и представляется продуктивным в свете имеющегося мирового опыта, поскольку государства — члены ЕАЭС обретут конкурентоспособность на мировом уровне, объединившись на новых принципах и используя для этого потенциал Евразийского экономического пространства.

При этом в среде сторонников интеграции на базе ЕАЭС еще нет единого понимания принципов взаимодействия, алгоритмов функционирования консолидирующих факторов, которые должны лежать в основе интеграции. Так, базовый принцип взаимодействия может состоять либо в объединении государств с общим лидером, либо во взаимно интегрированном объединении равноправных участников, либо в сотрудничестве прежде всего попутчиков и лишь затем партнеров в решении вопросов.

Разумеется по экономическим причинам интеграция равноправных участников является перспективной и необходимой в контексте общемировой политической и экономической ситуации.

Еще есть много проблем, от грамотного решения которых во многом зависит будущая жизнеспособность ЕАЭС и его дальнейшая интеграция.

К формальной проблеме, препятствующей развитию интеграции государств — членов ЕАЭС, можно отнести выбор неперспективного названия объединения государств при его образовании, а именно, включение в исходный проект названия — «Евразийский союз» — слова «экономический», после чего объединение стало называться «Евразийский экономический союз».

Таким образом, при выборе названия объединения была допущена формальная ошибка вследствие излишней политической конъюнктуры.

К сожалению, данное название размывает приоритет интеграции в ЕАЭС в условиях глобализации процессов экономической интеграции.

Ведь объективные процессы глобализации в мире как раз и представляют собой прежде всего экономическую интеграцию почти всех стран мира друг с другом.

Следовательно, наличие в названии ЕАЭС слова «экономический» даже формально не отражает приоритетность экономической интеграции в ЕАЭС и не ориентирует на нее, а, наоборот, в условиях глобализации экономической интеграции размывает восприятие приоритетности экономической интеграции в ЕАЭС и самого образования ЕАЭС прежде всего населением государств — членов ЕАЭС, равно как и других стран.

Как отмечено выше, объективные процессы глобализации заключаются в первую очередь в экономической интеграции почти всех стран мира, при этом не требующей образования каких-либо экономических объединений государств.

В связи с этим необходимо устранить исходную формальную проблему укрепления и развития интеграции государств — членов ЕАЭС, содержащуюся в названии объединения, путем исправления неперспективного названия объединения.

А именно, следует название объединения «Евразийский экономический союз» изменить на «Евразийский союз». И чем скорее, тем лучше, поскольку именно в таком наименовании ясно будут отражены цели и задачи объединения и виден приоритет развития интеграции в объединении.

Например, в названии Европейского союза нет слова «экономический». И это верно, так как здесь слово «экономический» было бы не только лишним, но размывало бы объективные и субъективные цели образования объединения европейских государств и саму цель приоритетной интеграции в объединении, заключающуюся в создании единой европейской экономики.

Отметим, что каждая страна — член ЕАЭС, как и ранее, стремится самостоятельно участвовать в глобальных процессах экономической интеграции и почти в равной степени стремится интегрироваться как в ЕАЭС, так и в мировую экономику, — не придавая приоритета экономической интеграции в ЕАЭС.

Необходимо после изменения названия на Евразийский союз (ЕАС) или одновременно с процессом принятия нового названия объединения разработать пакетные проекты Евразийского союза (ЕАС) с целью запуска пакетных процессов интеграции Евразийского союза (ЕАС).

По нашему убеждению, назрела необходимость ввести в научный обиход новые термины, а именно, словосочетания «пакетный проект ЕАС» и «пакетный процесс интеграции ЕАС».

Поскольку государства — члены ЕАС входят в ЕАС как субъекты экономических отношений и как деятельные их участники, эти новые научные термины могли бы системно отражать формирование и разработку задач интеграции ЕАС, а также результаты интеграции.

Так, для ЕАС перспективными будут научная разработка и осуществление пакетных проектов ЕАС и пакетных процессов интеграции ЕАС с целью развития интеграции в объединении.

Первым пакетным проектом должен, как представляется, стать пакетный проект ЕАС «Разработка и принятие единой базы экономической политики ЕАС», учитывающий специфику экономик стран — участников ЕАС, причем по всем отраслям их экономик.

Последующими пакетными проектами ЕАС могли бы стать, например, пакетные проекты ЕАС: «Развитие нормативной правовой базы ЕАС и гармонизация законодательства государств — членов ЕАС»; «Интеграция предприятий ЕАС»; «Создание единого цифрового информационного пространства ЕАС»; «Социальные вопросы государств — членов ЕАС» и другие.

При этом необходимо принять и ввести в практику следующий базовый алгоритм развития интеграции ЕАС: вначале — пилотные проекты ЕАС, а по их результатам — пакетные проекты ЕАС.

То есть должен применяться двухшаговый последовательный базовый алгоритм продвижения и развития интеграции в ЕАС: пилотные проекты ЕАС — пакетные проекты ЕАС.

Как представляется, без перечисленных выше мер в ближайшие годы не будет ожидаемых результатов интеграции в ЕАЭС, более того, начнут появляться негативные настроения стран — участников ЕАЭС и их населения.

Большинство населения государств — членов ЕАЭС и части соседних стран одобряет образование Евразийского экономического союза, но вместе с тем наступает охлаждение: растет число относящихся к нему безразлично. Об этом сообщает пресс-центр Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР).

«Медовый месяц» евразийской интеграции закончился, — отмечает директор ЦИИ ЕАБР Евгений Винокуров. — Граждане все чаще начинают оценивать текущее состояние, конкретные результаты интеграции, то, как она влияет на их жизни». Таковы результаты ежегодного исследования ЦИИ ЕАБР «Интеграционный барометр ЕАБР» в 2016 году.

Государства ЕАЭС имеют различные национальные интересы и не однонаправленные векторы внешней политики, что при отсутствии базовых консолидирующих факторов ведет к ослаблению интеграции.

Вместе с тем пакетные проекты ЕАС станут реальными базовыми консолидирующими факторами. Более того — базовыми алгоритмами интеграции ЕАС, которые обеспечат запуск пакетных процессов интеграции ЕАС, то есть будут способствовать усилению интеграционных процессов.

В противном случае судьбу ЕАЭС, возможно, в ближайшие годы может ожидать судьба Содружества Независимых Государств (СНГ).

В частности, те или иные государства могут выйти из состава ЕАЭС, подобно Грузии, вышедшей из СНГ, или Украине, не ратифицировавшей Устав СНГ и не раз высказывавшей намерение выйти из состава Содружества. Как отмечено выше, отношение части населения государств — членов ЕАЭС и соседних стран меняется от положительного к безразличному.

Если будут выработаны и задействованы базовые алгоритмы, а именно, если будут своевременно разработаны и запущены пакетные проекты ЕАС, они станут реальными базовыми консолидирующими факторами, благодаря чему заработает пакетный процесс интеграции ЕАС, который явится основой усиления интеграции ЕАС и развития экономик стран — членов ЕАС.

Успехи экономического развития каждой страны — члена ЕАС смогут убедить Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан стать членами Евразийского союза. Уже в ближайшие годы ЕАС может объединить до 10 стран, причем более полно — с наднациональными органами, как в Европейском союзе.

Литература:

  1. Кожан В.И. Организация инфраструктуры предпринимательства в рамках Евразийского экономического союза между Россией и Белоруссией // Журнал «Российское предпринимательство». — 2016. — Том 17. — № 1. — с. 81-88. — doi:10.18334/rp.17.1.2199
  2. Матвеев М. М. Некоторые проблемы интеграции в условиях Евразийского экономического союза // Журнал «Экономика, предпринимательство и право». — 2015. — Т.5. — № 2. — с.73-78. — doi:10.18334/epp.5.2.414
Основные термины (генерируются автоматически): Евразийского экономического союза, экономической интеграции, Евразийского союза, интеграции Евразийского, интеграции ЕАС, интеграции Евразийского союза, членов ЕАЭС, развития интеграции, процесс интеграции, интеграции Евразийского экономического, пакетный процесс интеграции, пакетных процессов интеграции, процесс интеграции Евразийского, проблем интеграции Евразийского, пакетные проекты ЕАС, процессов экономической интеграции, процессов интеграции ЕАС, проект Евразийского союза, интеграции государств, исходных проблем интеграции.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос