Библиографическое описание:

Климова Т. Ф., Коркина Н. Л. Улучшение условий труда работников участка неразрушающего контроля ВЧДЭ-5 // Молодой ученый. — 2016. — №22.2. — С. 39-41.



Для улучшения условий труда дефектоскопистов на участке неразрушающего контроля ВЧДЭ-5 предлагается внедрить автоматизированный комплекс контроля колёсных пар «ПЕЛЕНГ-АВТОМАТ». Достоинствами комплекса является удобство и надежность, простота в эксплуатации, безопасность при проведении контроля. Комплекс сокращает время контроля колесных пар; повышает достоверность контроля за счет реализации новых утвержденных схем прозвучивания.

Ключевые слова: охрана труда, негативные факторы трудового процесса, дефектоскопия колесных пар, автоматизированный комплекс контроля колесных пар, трудоемкость дефектоскопирования.

Эксплуатационное вагонное депо Буй является структурным подразделением Северной дирекции инфраструктуры — структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры — филиала ОАО «РЖД». Специализация депо — текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов (ТОР); деповской ремонт (ДР) полувагонов, крытых вагонов, платформ, думпкаров, пожарных цистерн, зерновозов, вагонов-хопперов для перевозки цемента, ТР-1 и ТР-2 путевых машин, а также техническое обслуживание грузовых поездов своего формирования, осмотр пассажирских и пригородных поездов в пути следования.

Участок неразрушающего контроля создан в 2013 году и является подразделением вагонного депо. В соответствии со штатным расписанием участок неразрушающего контроля включает 8 сотрудников: бригадир и 7 дефектоскопистов по магнитному и ультразвуковому контролю. Руководителем, ответственным за организацию и проведение работ по неразрушающему контролю, является бригадир участка.

Работа дефектоскопистов связана с движущимся подвижным составом, движущимися механизмами, подвижными частями оборудования, имеет место запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны, шум на рабочем месте, повышенная напряженность магнитного поля, отраженная блесткость после чистовой обработки колесных пар, недостаточная освещенность рабочей зоны и т. д. Наиболее негативные факторы, воздействующие на дефектоскопистов: повышенный уровень контактного ультразвука (в зоне прохождения ультразвука в контролируемой детали и в зоне соприкосновения пьезоэлектрического преобразователя с пальцами рук); химические факторы (при работе с магнитными индикаторами).

В декабре 2013 г. проведена специальная оценка условий труда (СОУТ) рабочего места дефектоскописта по магнитному и ультразвуковому контролю, она осуществлялась ООО «Отраслевой Центр Промышленной Безопасности». Согласно результатам проведения СОУТ в отношении рабочего места дефектоскописта по магнитному и ультразвуковому контролю условия труда признаны допустимыми (класс 2) [3].

Для проведения неразрушающего контроля в ремонтных цехах депо создано десять постов. Рабочие места, на которых контролируются детали, оборудованы дефектоскопами, технологической оснасткой, необходимой для проведения контроля деталей вагонов. В тележечном отделении оборудованы рабочие места для дефектоскопирования следующих деталей: позиция визуального осмотра и дефектоскопирования деталей тележки; позиция дефектоскопирования подвески тормозного башмака. В контрольном пункте автосцепки организованы рабочие места для дефектоскопирования следующих деталей: корпуса автосцепки, хвостовика автосцепки; тягового хомута; клина тягового хомута, маятниковой подвески, стяжного болта поглощающего аппарата. В колесно-роликовом участке организованы рабочие места для проведения неразрушающего контроля следующих деталей и элементов колесных пар: наружных, внутренних и упорных колец; роликовых подшипников; элементов колесных пар [1, 2, 4].

Для улучшения условий труда работников участка неразрушающего контроля и повышения производительности труда предлагается внедрить автоматизированный комплекс контроля колёсных пар «ПЕЛЕНГ-АВТОМАТ». Комплекс стационарный, установка не требует дополнительной площади, дополнительных путей подачи колесных пар и изменений в технологическом процессе КРУ. Комплекс будет установлен на позиции дефектоскопирования колесных пар в колесном участке (количество постов не изменится), обслуживает комплекс один дефектоскопист. Дефектоскопист в процессе контроля комплексом не контактирует с проверяемой колесной парой, и следовательно, уменьшается влияние вредных производственных факторов, таких, как магнитные поля, ультразвуковые колебания, концентраты магнитных суспензий. Колесная пара после сухой очистки подается на повышенный рельсовый путь. Далее бригадир производит обмер к/п, и к/п прокатывается на позицию дефектоскопирования.

Достоинствами комплекса являются удобство и надежность, простота в эксплуатации, безопасность при проведении контроля (комплекс сам устанавливает колесную пару в требуемое положение, вращает в процессе поиска, разворачивает в горизонтальной плоскости), при этом одновременно обследуется несколько зон детали. Комплекс сокращает время контроля колесных пар; повышает достоверность контроля за счет реализации новых схем прозвучивания, которые утверждены ЦВ ОАО «РЖД»; исключает влияние человеческого фактора и уровня квалификации на качество контроля; уменьшает число ручных дефектоскопов, необходимых для контроля колесных пар; даст возможность организовать двусменную работу без снижения качества и производительности контроля колесных пар; отказаться от магнитопорошкового метода контроля колесных пар; автоматически формировать, систематизировать и хранить протоколы контроля всех колесных пар, проверяемых за смену и в течение срока службы колесных пар.

Внедрение автоматизированного комплекса контроля колесных пар «Пеленг-Автомат» уменьшит процент ручного труда, снизит трудоемкость дефектоскопирования на 30 %. Сокращение ставок приведет к снижению общего фонда заработной платы контингента колесно-роликового участка на 285 тыс. руб.

Литература:

  1. ГОСТ 18353–79. Контроль неразрушающий. Классификация видов и методов.
  2. Национальные и международные стандарты в области неразрушающего контроля. Сборник документов. — М.: ФГУП НТЦ «Промышленная безопасность», 2006. — 229 с.
  3. СТО РЖД 1.06.004–2010 «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД» Специальная оценка условий труда».
  4. СТО РЖД 1.11.002–2008 «Контроль неразрушающий элементы колесных пар вагонов. Технические требования к ультразвуковому контролю».
Основные термины (генерируются автоматически): колесных пар, контроля колесных пар, неразрушающего контроля, автоматизированный комплекс контроля, контроля колёсных пар, участка неразрушающего контроля, элементов колесных пар, неразрушающего контроля ВЧДЭ-5, проведения неразрушающего контроля, условий труда, комплекс контроля колёсных, комплекс контроля колесных, дефектоскопия колесных пар, дефектоскопирования колесных пар, проведении контроля, достоверность контроля, обработки колесных пар, колесных пар вагонов, комплекса контроля колесных, производительности контроля колесных.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос