Совершенствование налогового администрирования в России: от концепции к механизму досудебного урегулирования споров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 02.11.2016

Статья просмотрена: 798 раз

Библиографическое описание:

Белых, О. И. Совершенствование налогового администрирования в России: от концепции к механизму досудебного урегулирования споров / О. И. Белых. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 314-317. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34847/ (дата обращения: 12.10.2024).



В последние годы в Российской Федерации происходит последовательное реформирование налогового администрирования, включая налоговый контроль. Налоговые правоотношения претерпевают существенные изменения.

Существенные изменения затронули регулирование трансфертного ценообразования, расширение содержания и критериев взаимозависимых лиц, контролируемых сделок, введение института консолидированной группы налогоплательщиков, установление особого порядка осуществления мероприятий налогового контроля в отношении данной категории [1, с. 152].

Параллельно с данными нововведениями Федеральной налоговой службой Российской Федерации были широко внедрены электронные сервисы, организован межведомственный электронный документооборот.

Существенное преобразование и совершенствование претерпел и механизм досудебного урегулирования споров.

История развития института досудебного разрешения налоговых споров в Российской Федерации показывает, что до недавнего времени налогоплательщики и иные участники налоговых правоотношений отдавали предпочтение судебному урегулированию конфликтов. Важнейшим этапом в развитии института досудебного урегулирования налоговых споров является законодательное закрепление с 1 января 1999 года процедурных вопросов обжалования актов налоговых органов, действий и бездействия их должностных лиц в части I Налогового Кодекса Российской Федерации.

Количество налоговых споров, разрешаемых арбитражными судами, постоянно росло. Если в 1992 г. доля административных споров в общем количестве дел, рассмотренных арбитражными судами, не превышала 2 %, то в 2008 г. она составила более 60 процентов. В основном это споры, связанные с применением налогового законодательства, количество которых за 15 лет увеличилось в 22 раза. Все это обусловило необходимость реформирования и модернизации механизма досудебного разрешения налоговых споров.

С принятием Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» была изменена процедура судебной защиты — с 1 января 2009 года досудебное обжалование решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения стало обязательным. Законодателем была реализована концепция последовательного урегулирования налоговых споров: в досудебном и далее — в судебном порядке. Избранная организационно-правовая модель имеет существенные достоинства с точки зрения защиты прав и законных интересов налогоплательщиков, среди которых — институт апелляционного обжалования, невозможность ухудшения положения лица по результатам рассмотрения его жалобы.

Приказом ФНС России от 13.02.2013 № ММВ-7–9/78@ утверждена Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013–2018 годы. Этот документ определил цели, принципы, задачи и основные механизмы развития досудебного урегулирования налоговых споров на 2013–2018 годы.

Разработанный документ представляет собой систему основных направлений развития и совершенствования досудебного урегулирования налоговых споров, определяет цели, принципы, задачи и основные механизмы развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов на 2013–2018 годы, передает пресс-служба ведомства.

Стратегической целью Концепции является развитие внесудебных механизмов урегулирования налоговых споров, позволяющих добиваться разрешения налоговых споров без участия суда, в том числе развитие примирительных процедур, иных внесудебных процедур, позволяющих устранить конфликтные ситуации при обращении в Федеральную налоговую службу без необходимости подачи письменной жалобы, повышение прозрачности процедуры рассмотрения жалоб, упрощение способов взаимодействия, создание условий и стимулов для разрешения споров во внесудебном порядке.

Достижение стратегической цели означает реализацию качественно нового подхода к системе урегулирования налоговых споров, обеспечивающего:

‒ контроль за законностью и обоснованностью решений, вынесенных нижестоящими налоговыми органами;

‒ достижение высокой эффективности и объективности разрешения налоговых споров;

‒ создание информационно-аналитических баз решений, вынесенных по результатам рассмотрения жалоб, анализ судебной практики по налоговым спорам, перешедшим в судебную стадию разрешения;

‒ сокращение потенциальных причин возникновения налоговых споров (предотвращение налоговых споров);

‒ развитие примирительных процедур;

‒ максимальная оперативность и комфортность разрешения налоговых споров во внесудебном порядке, неконфронтационный подход;

‒ совершенствование информирования налогоплательщиков о процедуре досудебного урегулирования налоговых споров, ее преимуществах;

‒ мотивация налогоплательщиков к внесудебному разрешению налоговых споров;

‒ широкое использование современных информационных технологий [2].

В настоящее время в российском налоговом праве сформировалась двухуровневая система досудебного урегулирования налоговых споров.

Первый этап — предоставление возражений на акт налоговой проверки.

В соответствии с пунктом 6 статьи 100 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщик, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Аналогичное право предусмотрено и пунктом 5 статьи 101.4 Налогового Кодекса Российской Федерации при осуществлении иных мероприятий налогового контроля.

Данный этап не является обязательным. Предоставление возражений является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Возражения, предоставленные налогоплательщиком, совместно с актом и иными материалами налоговой проверки рассматриваются руководителем (заместителем) руководителя налогового органа в порядке, установленном Налоговым Кодексом российской Федерации.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Второй этап досудебного урегулирования является обязательным для налогоплательщика, поскольку его несоблюдение означает невозможность обращения в суд с исковым заявлением об отменен решения.

С 01 января 2014г. в связи с внесением изменений в Налоговый Кодекс Российской Федерации досудебное урегулирование налоговых споров стало обязательным для всех Актов налогового органа ненормативного характера.

То есть в досудебном порядке обжалуются не только решения, вынесенные по результатам налоговых проверок, но и любые другие акты ненормативного характера (требования, уведомления, постановления).

Акты налогового органа ненормативного характера могут быть обжалованы в судебном порядке только после обжалования их в вышестоящий налоговый орган.

Форма и содержание жалобы регламентированы Налоговым Кодексом Российской Федерации.

На сегодняшний день налоговое законодательство предусматривает, в зависимости от предмета спора и срока, в течение которого была подана жалоба, два вида производства по жалобе: апелляционное и стандартное.

Апелляционный порядок обжалования касается только двух видов, не вступивших в законную силу решений: о привлечении к налоговой ответственности и об отказе в привлечении к налоговой ответственности, которые выносятся в порядке статьи 101 Налогового Кодекса Российской Федерации по результатам проведения выездных и камеральных налоговых проверок.

В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа оспариваемое решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части (пункт 9 статьи 101 Налогового Кодекса Российской Федерации).

Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через инспекцию, ненормативный акт которой обжалуется. Инспекция в течение трех дней направляет жалобу со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 Налогового Кодекса Российской Федерации, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, но не более чем на один месяц.

Решение по иным жалобам, принимается налоговым органом в течение 15 дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней.

Федеральным законом «О внесении изменений в часть первуюНалогового Кодекса Российской Федерации» (Федеральный законот 01.05.2016 № 130-ФЗ (далее —Закон№ 130-ФЗ)) внесены изменения в отношении досудебного урегулирования налоговых споров, которые начали действовать с 2 июня 2016 года.

Основным концептуальным положением является установление возможности приостановить исполнение обжалуемых решений до итогового решения по жалобе при предоставлении банковской гарантии. Эта норма позволяет налогоплательщикам до урегулирования налогового спора в досудебном порядке на всех стадиях инициировать приостановление действий налогового органа по взысканию доначисленных налогов, пеней, штрафов.

Также для налогоплательщиков введена новая возможность: подача жалобы через личный кабинет налогоплательщика. Это предоставляет налогоплательщикам более широкие возможности для коммуникации с налоговыми органами, упрощает процедуру подачи жалобы и позволяет оперативно получить по ней ответ в электронном виде непосредственно в личном кабинете.

Кроме того,Законом№ 130-ФЗ предусмотрена возможность участия налогоплательщиков в рассмотрении жалобы, которое предусмотрено при рассмотрении жалобы по решениям, вынесенным по результатам налоговых проверок, в случае установления вышестоящим налоговым органом противоречий и расхождений между сведениями, содержащимися в материалах жалобы и представленными налогоплательщиком [3].

Концепцией предусмотрено, что через пять лет в России должно завершиться преобразование ныне действующей системы в систему внесудебного порядка решения налоговых споров, включая внедрение различных примирительных процедур и исключая участие суда. Новая система внесудебного разрешения споров в сфере налогов и сборов должна обеспечивать урегулирование подавляющего большинства налоговых конфликтов. Преимуществом данной системы станет реальное расширение прав и возможностей налогоплательщиков в части защиты своих интересов, что обусловит качественное преобразование налоговых отношений в обществе [1, с. 155].

Литература:

  1. Г. С. Айтхожина. Совершенствование налогового администрирования в России: от концепции к механизму досудебного урегулирования споров // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». — 2013. — № 4. — С. 152–155.
  2. Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013– 2018 гг.: утверждена Приказом ФНС России от 13 февраля 2013 г. № ММВ-7–9/78@. Консультант плюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=142219&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.5987947232725792#0 (дата обращения: 29.10.2016).
  3. Досудебное урегулирование налоговых споров // Российский налоговый портал. URL:http://taxpravo.ru/analitika/statya-380343-dosudebnoe_uregulirovanie_nalogovyih_sporov (дата обращения: 29.10.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, досудебное урегулирование, Налоговый Кодекс, налоговый орган, спор, вышестоящий налоговый орган, налоговая проверка, апелляционная жалоба, налоговое правонарушение, рассмотрение жалобы.


Похожие статьи

Цифровизация банковских процессов в Российской Федерации: возможности использования технологии «блокчейн»

Совершенствование системы управления антикоррупционными процессами в таможенных органах (на примере государства Уругвай)

Доктрина «связанных кредитных договоров» в РФ: проблемы правоприменения и способы их разрешения

Совершенствование информационного обеспечения управления безналичными расчетами: сегментация учета

Совершенствование организации внутреннего контроля в российских компаниях

Государственный надзор как форма контроля и реализации прав работников: современные нововведения

Совершенствование государственной политики по продвижению отечественных компаний на международный рынок: новые стратегии и инструменты

Изменения уголовно-процессуального законодательства на постсоветском пространстве: вестернизация или модернизация права?

Взыскание алиментов как способ защиты семейных прав: правовые пробелы и практическая эффективность

Совершенствование налогового администрирования: очередной этап

Похожие статьи

Цифровизация банковских процессов в Российской Федерации: возможности использования технологии «блокчейн»

Совершенствование системы управления антикоррупционными процессами в таможенных органах (на примере государства Уругвай)

Доктрина «связанных кредитных договоров» в РФ: проблемы правоприменения и способы их разрешения

Совершенствование информационного обеспечения управления безналичными расчетами: сегментация учета

Совершенствование организации внутреннего контроля в российских компаниях

Государственный надзор как форма контроля и реализации прав работников: современные нововведения

Совершенствование государственной политики по продвижению отечественных компаний на международный рынок: новые стратегии и инструменты

Изменения уголовно-процессуального законодательства на постсоветском пространстве: вестернизация или модернизация права?

Взыскание алиментов как способ защиты семейных прав: правовые пробелы и практическая эффективность

Совершенствование налогового администрирования: очередной этап

Задать вопрос