Библиографическое описание:

Еникеева А. М., Баймуратов Т. Р., Хамадеев Э. Ф., Насретдинова Л. М., Хусаенова А. А. Профессиональная мотивация студентов медицинского вуза // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 869-870.



Известно, что успешность учебной деятельности зависит от многих факторов психологического и педагогического порядка, а конкретно — факторов социально-психологических и социально-педагогических. Влияет на успешность учебной деятельности и сила мотивации, и ее структура как таковая.

Согласно закону Йеркса — Додсона, сформулированному несколько десятилетий назад, эффективность деятельности зависит от силы мотивации. Иными словами, чем сильнее побуждение к действию, тем выше результативность деятельности. Но прямая связь сохраняется лишь до определенного предела. Если какие-то результаты достигнуты, а сила мотивации продолжает увеличиваться, то эффективность деятельности начинает падать. Итак, мотив может обладать:

  1. Количественными характеристиками (по принципу «сильный-слабый»).
  2. Качественными характеристиками (внутренние и внешние мотивы). Здесь имеется в виду отношение мотива к содержанию деятельности. Если для личности деятельность значима сама по себе (например, удовлетворяется познавательная потребность в процессе учения), то перед нами внутренняя мотивация. Если же основной толчок к деятельности дают соображения социального престижа, зарплаты и т. д., то речь идет о внешних мотивах.

Однако недостаточно просто разделить мотивы на внутренние и внешние. Сами внешние мотивы могут быть положительными (мотивы успеха, достижения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты).

На протяжении последних 50 лет отечественные исследователи, говоря об учебной деятельности и ее успешности, прежде всего, подразумевали ведущую роль интеллектуального уровня личности. Безусловно, значения этого фактора нельзя недооценивать.

Высокая удовлетворенность профессией и намерение после окончания образовательной организации заниматься профессиональной деятельностью- залог успешной учебной деятельности студента.

А неудовлетворенность избранной профессии, даже при наличии способностей у студентов ведет к снижению успеваемости.

Сейчас исследователям уже не приходится сомневаться в том, что успеваемость студентов зависит в основном от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей. Между этими двумя факторами существует сложная система взаимосвязей. При определенных условиях (в частности, при высоком интересе личности к конкретной деятельности) может включаться так называемый компенсаторный механизм. Недостаток способностей при этом восполняется развитием мотивационной сферы (интерес к предмету, осознанность выбора профессии и др.), студент добивается больших успехов.

Однако дело не только в том, что способности и мотивация находятся в диалектическом единстве и каждый из них определенным образом влияет на уровень успеваемости. Наши исследования, проведенные в медицинском университете подтвердили, что сильные и слабые студенты отличаются вовсе не по интеллектуальным показателям, а по тому, в какой степени у них развита профессиональная мотивация. Конечно, из этого вовсе не следует, что способности не являются значимым фактором учебной деятельности. Подобные факты можно объяснить тем, что существующая система конкурсного отбора в вуз. Те, кто выдерживает отбор и попадает в число первокурсников, в целом обладают примерно одинаковыми способностями. В этом случае на первое место выступает фактор профессиональной мотивации; одну из ведущих ролей в формировании «отличников» и «троечников» начинает играть система внутренних побуждений личности к учебно-познавательной деятельности в вузе. В самой сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения.

Если студент разбирается в том, что за профессию он выбрал и считает ее достойной и значимой для общества, это, безусловно, влияет на то, как складывается его обучение. С помощью экспериментов на материале различных российских вузов было установлено, что больше всего довольны избранной профессией студенты 1 курса. Но в течение всех лет учебы этот показатель неуклонно снижается вплоть до последнего курса. Несмотря на то, что незадолго до окончания вуза удовлетворенность профессией оказывается наименьшей, само отношение к профессии остается положительным. Логично было бы предположить, что снижение удовлетворенности вызвано невысоким уровнем преподавания в конкретном вузе. Тем не менее, не следует переоценивать максимальную удовлетворенность профессией на первом году обучения. Студенты-первокурсники опираются, как правило, на свои идеальные представления о будущей профессии, которые при столкновении с реалиями подвергаются болезненным изменениям. Однако важно другое. Ответы на вопрос «Почему профессия нравится?» свидетельствуют, что ведущей причиной здесь выступает представление о творческом содержании будущей профессиональной деятельности. Например, студенты упоминают «возможность самосовершенствования», «возможность заниматься творчеством» и т. п. Что же касается реального учебного процесса, в частности, изучения специальных дисциплин, то здесь, как показывают исследования, лишь незначительное число студентов-первокурсников (менее 30°/о) ориентируются на творческие методы обучения.

С одной стороны, перед нами — высокая удовлетворенность профессией и намерение по окончании вуза заниматься профессиональной деятельностью, с другой — желание приобрести основы профессионального мастерства преимущественно в процессе репродуктивной учебной деятельности. Формирование реальных представлений о будущей профессии и о способах овладения ею должно осуществляться, начиная с 1-го курса.

Нами проведено экспериментальное исследование. Результаты исследования показали, что успешность обучения студентов зависит от:

  1. особенностей познавательных процессов (у половины из них преобладает низкий показатель произвольного внимания (50,4 %) и у 40,0 %- низкий показатель кратковременной зрительной памяти);
  2. отношения студентов к учению: 63,3 % из них положительно относится к учению, 36,7 % — отрицательно;
  3. состояния здоровья студентов: исследование показало, что успеваемость у 50,0 % связано с хроническими заболеваниями;
  4. профессиональной мотивации: часть студентов (50 %) склонна к виду деятельности «человек-человек», что характерно для Башкирского медицинского колледжа. У 46,7 % выражены отрицательные внешние мотивы к своей будущей профессиональной деятельности (стремление избежать критики со стороны преподавателя или сокурсников, стремление избежать возможных наказаний или неприятностей).

Хотя 75 % студентов поступили по собственному желанию,

11 %- по желанию родителей;

9 %- решили пойти по «стопам» родителей;

5 % — поступали по инициативе друзей.

Изучение социальных, психологических, биологических особенностей, образованности и воспитанности, особенностей интеллектуального развития, воли и эмоций, основных отношений и круга общения личности, характера студентов позволяет предупредить возникновение трудностей в обучении и тем самым повысить их успеваемость.

Тенденция увеличения успеваемости студентов возможна при учете не только их способностей, но и мотивационных факторов обучения.

Профессиональная мотивация, удовлетворенность профессией, положительное отношение к ней, также влияют на успеваемость студентов.

Основные термины (генерируются автоматически): учебной деятельности, удовлетворенность профессией, успешность учебной деятельности, внешние мотивы, будущей профессиональной деятельности, профессиональной мотивации, эффективность деятельности, успеваемость студентов, сила мотивации, вуза удовлетворенность профессией, будущей профессии, Профессиональная мотивация, учебной деятельности студента, Высокая удовлетворенность профессией, Профессиональная мотивация студентов, максимальную удовлетворенность профессией, фактором учебной деятельности, высокая удовлетворенность профессией, репродуктивной учебной деятельности, выше результативность деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос