Классификация факторов, влияющих на прибыль предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 31.10.2016

Статья просмотрена: 13360 раз

Библиографическое описание:

Хайдукова, Д. А. Классификация факторов, влияющих на прибыль предприятия / Д. А. Хайдукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 519-521. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34745/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются подходы к классификации факторов, влияющих на прибыль предприятия, дана собственная систематизация факторов анализа прибыли.

Ключевые слова:прибыль, факторы, влияющие на величину прибыли

Коммерческие организации в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли. В связи с этим показатель прибыли является наиболее важным при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Рыночные условия хозяйствования побуждают предприятия искать способы максимизации прибыли и повышения уровня рентабельности, формировать благоприятные условия для реализации знаний и умений работников предприятия.

На величину и динамику прибыли предприятия влияют различные факторы. Большинство авторов выделяет две группы факторов по отношению к предприятию: внешние и внутренние. Факторы внешней среды инициируются внешней средой функционирования предприятия, внутренние факторы создаются внутренней средой и возникают как следствие работы предприятия в целом или его персонала.

При этом авторы акцентируют внимание на различных видах внешних и внутренних факторов. Так, например, С. А. Тимофеева и П. Ю. Кибальчич к внешним факторам, влияющим на величину прибыли предприятия, относят: состояние рынка; цены и тарифы на топливо, энергию; нормы амортизации; систему налогообложения; нарушение дисциплины со стороны партнеров; благоприятные или неблагоприятные социальные и другие условия; объем и качество природных ресурсов. К внутренним факторам авторы относят: объем и качество проданной продукции; политику ценообразования предприятия; уровень себестоимости продукции; качество менеджмента; уровень образования и квалификации кадров; технический уровень производственных фондов; творческую инициативу; материальное положение и экономическую заинтересованность персонала [6].

С. А. Мироседи, Т. Г. Мироседи и Ю. С. Веремеева к внешним факторам относят социально-экономические условия, конъюнктуру рынка, уровень цен на производственные ресурсы, транспортные условия, уровень развития внешнеэкономических связей, природные условия. Внутренние факторы авторы подразделяют на основные (объем продаж, себестоимость продукции, структура продукции, цена и конкурентоспособность продукции, величина амортизационных отчислений) и неосновные (ценовые нарушения, нарушение условий труда, снижение качества, организационные нарушения, ведущие к штрафам и экономическим санкциям) [4].

О. В. Демчук, С. Г. Арефьева в числе внешних факторов выделяют факторы рыночной конъюнктуры (уровень конкурентоспособности продукции, изменение цен, уровень инфляции) и административно-правовые (политика государства в области налогообложения, субсидии государства), в числе внутренних — материально-технические (уровень экстенсивного и интенсивного использования производственных ресурсов), организационно-управленческие (уровень организации производства и труда), экономические (система экономического стимулирования на предприятии), социальные (условия труда) [1].

С. В. Еланцев также классифицирует факторы, влияющие на прибыль, на внешние и внутренние, при этом внутренние факторы подразделяет на производственные (характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов) и непроизводственные (связаны со снабженческо-сбытовой и природоохранительной деятельностью, социальными условиями труда). В свою очередь, производственные факторы подразделяет на экстенсивные и интенсивные [2].

К. Мингалиев выделяет следующие группы факторов, влияющих на прибыль предприятия:

‒ образующие прибыль факторы (выручка от продажи продукции и активов, внереализационные доходы, безвозмездная финансовая помощь);

‒ взаимовлияющие факторы (себестоимость продукции, цены, тарифы, производительность труда, фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств, налоги и налоговые санкции, процентные ставки по кредитам);

‒ факторы распределения (платежи в бюджет и внебюджетные фонды, платежи банкам на погашение кредитов и уплату процентов по ним);

‒ факторы использования (капитальные затраты, затраты на социальное развитие, дивиденды, материальная помощь) [3].

Г. Н. Чернышова факторы, влияющие на прибыль предприятия, подразделяет на факторы первого уровня (цена, себестоимость, ассортимент, объем продукции) и факторы второго уровня, влияющие на них (например, на величину цены продукции влияют такие факторы, как предпочтения покупателей, упаковка товара, место продажи, рентабельность продукции) [7].

В работе С. В. Сорокиной [5] представлена наиболее полная классификация факторов, влияющих на величину прибыли предприятия:

‒ в зависимости от вида деятельности предприятия выделены факторы операционной, инвестиционной и финансовой деятельности;

‒ в зависимости от среды генерирования факторов выделены эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние) факторы;

‒ в зависимости от периода воздействия выделены факторы постоянного, сезонного и разового воздействия;

‒ в зависимости от роли в формировании финансового результата выделены факторы, связанные с формированием доходов, и факторы, связанные с формированием затрат предприятия.

С нашей точки зрения, целесообразно дополнить классификацию факторов, влияющих на величину прибыли предприятия, следующими признаками классификации и типами факторов: уровень реализации факторов; природа возникновения факторов; степень обусловленности; тип воздействия факторов; тип критерия оценки; контролируемость воздействия.

В зависимости от уровня реализации, факторы можно классифицировать на: факторы макроуровня (страновые); факторы мезоуровня (региональные и отраслевые); факторы микроуровня (внутренние факторы предприятия).

В зависимости от степени обусловленности, факторы, влияющие на прибыль предприятия целесообразно подразделить на объективные, обусловленные объективно развивающимися процессами или обстоятельствами непреодолимой силы (например, стихийными бедствиями), и субъективные, создаваемые сознательно, целенаправленно отдельными группами людей, исходя из их личных и экономических интересов.

В зависимости от типа воздействия можно выделить факторы прямого воздействия (непосредственно влияющие на прибыль, например, величина доходов предприятия) и косвенного воздействия (опосредованно влияющие на прибыль, например, снижение спроса на продукцию предприятия влияет на величину прибыли через снижение доходов от продажи продукции).

По типу критерия оценки можно выделить количественные и качественные факторы, по контролируемости воздействия — контролируемые и неконтролируемые. По природе возникновения факторы можно классифицировать на экономические, социальные, организационные и прочие.

Представим обобщенную и дополненную классификацию факторов, влияющих на прибыль предприятия, в табл. 1.

Таблица 1

Классификация факторов, влияющих на прибыль предприятия

Признак классификации

Группы факторов

Отношение к предприятию

Внешние (экзогенные), внутренние (эндогенные)

Вид деятельности предприятия

Факторы операционной, инвестиционной, финансовой деятельности

Природа возникновения факторов

Экономические, социальные, организационные, политические, экологические, технологические, производственные, маркетинговые

Уровень реализации факторов

Факторы макро-, мезо- и микроуровня

Характер воздействия на процесс формирования прибыли

Экстенсивные, интенсивные

Длительность воздействия факторов

Факторы постоянного, сезонного, разового воздействия

Уровень влияния

Факторы первого и последующих уровней

Степень обусловленности факторов

Объективные, субъективные

Роль в формировании прибыли

Связанные с формированием доходов и формированием расходов

Тип воздействия факторов

Прямые, косвенные

Тип критерия оценки

Количественные и качественные

Контролируемость воздействия

Контролируемые и неконтролируемые

В анализе факторов, влияющих на величину прибыли, лежат резервы увеличения прибыли предприятия, основными из которых являются:

 обеспечение роста объема производства продукции на основе технического его обновления и повышения эффективности производства;

 стимулирование продаж продукции;

 изменение структуры производимой и реализуемой продукции за счет увеличения доли более рентабельной;

 снижение затрат на производство и сбыт продукции;

 установление реальной зависимости уровня цен от качества производимой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями;

 увеличение прибыли от прочей деятельности предприятия (от продажи основных фондов, ценных бумаг, иного имущества предприятия) [3].

В работе С. А. Мироседи, Т. Г. Мироседи и Ю. С. Веремеевой резервы повышения прибыли предприятия подразделены на две группы:

 тактические поэлементные (увеличение объема продаж продукции, сокращение затрат на производство, оптимизация структуры и продажи продукции);

 стратегические комплексные (увеличение разрыва между ценой и затратами на производство, увеличение выручки, повышение качества продукции и выход на новые рынки) [4].

Таким образом, анализ факторов, влияющих на прибыль предприятия, позволяет выявить резервы ее роста, обосновать мероприятия по повышению доходов и снижению расходов предприятия.

Литература:

  1. Демчук О. В., Арефьева С. Г. Прибыль и рентабельность предприятия: сущность, показатели и пути повышения // Проблемы экономики и менеджмента. — 2015. — № 8 (48). — С. 6–9.
  2. Еланцев С. В. Управление доходами, расходами и прибыль корпорации // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. — 2015. — № 1 (25). — С. 103–108.
  3. Мингалиев К. Н., Булава И. В. Финансовый менеджмент: Практикум. — М.: Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, 2012. — 140 с.
  4. Мироседи С. А., Мироседи Т. Г., Веремеева Ю. С. Факторы и резервы увеличения прибыли предприятия // Символ науки. — 2016. — № 5. — С. 161–165.
  5. Сорокина С. В. Система факторов, влияющих на формирование прибыли предприятия // Вiсник СевНТУ. Серiя: Eкономiка I фiнанси. — 2011. — Вип. 116. — С. 205–210.
  6. Тимофеева С. А., Кибальчич П. Ю. Направление анализа влияния различных факторов на прибыль предприятия // Научные записки Орел ГИЭТ. — 2012. — № 1(5). — URL: http://orelgiet.ru/docs/pdf/3_10_12_12.pdf
  7. Чернышева Г. Н. Специфика управления прибылью предприятия в условиях нестабильной экономики — URL: http://www.rusnauka.com/7_NITSB_2014/Economics/3_161483.doc.htm
Основные термины (генерируются автоматически): прибыль предприятия, величина прибыли, величина прибыли предприятия, контролируемость воздействия, природа возникновения, продажа продукции, тип воздействия, тип критерия оценки, уровень реализации, разовое воздействие.


Ключевые слова

факторы, прибыль, влияющие на величину прибыли

Похожие статьи

Принятие управленческих решений на основе вариативности финансовых результатов компании

В статье рассматривается понятие финансового результата, а также различных видов прибылей. Выявлены выводы о результативности деятельности хозяйствующего субъекта на основе определенного вида прибыли и в их совокупности. Выяснена вариативность финанс...

Прибыль как основной финансовый результат деятельности организаций торговли

В статье определена роль прибыли как результата деятельности организации торговли, проанализированы подходы к определению финансового результата торговой организации, исследованы основные виды прибыли торговых организаций, определены методики оптимиз...

Факторы, влияющие на экономическую эффективность деятельности предприятия

Рассмотрены понятие, особенности и классификация факторов, которые оказывают непосредственное влияние на эффективность деятельности предприятия.

Этапы проведения оценки стоимости компании

В данной статье представлена последовательность этапов проведения оценки стоимости компании, дана их характеристика, выявлены факторы, оказывающие влияние на стоимость компании. Сформулированы основные факторы и направления увеличения рыночной стоимо...

Проблемы формирования прибыли и направления их решения

При оценке проблем формирования прибыли рассматривается систематизация основных групп проблем, сделан сводный анализ возможных проблем управления прибылью и предложены направления их решений.

Классификации факторов инвестиционной привлекательности предприятия

В данной статье рассматриваются особенности подходов к определению инвестиционной привлекательности, выделяются классификационные группы факторов инвестиционной привлекательности

Финансовый результат организации и основные направления его использования при анализе развития организации

В данной статье рассмотрены вопросы определения понятия финансового результата деятельности предприятия (прибыли) и его использования для оценки процесса развития организации.

Оценка эффективности предпринимательской деятельности: основные подходы

В статье рассматриваются вопросы, связанные с оценкой эффективности предпринимательской деятельности. Изучены внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на оценку эффективности деятельности субъектов предпринимательства, а также принципы измер...

К вопросу о факторах, влияющих на эффективность деятельности предприятия

В статье автор исследует различные классификации факторов, оказывающих влияние на эффективность деятельности предприятия. Определяются сильные и слабые стороны факторов.

Сущность и понятие финансовых результатов деятельности организации

В данной статье рассмотрена финансовая деятельность организации по получению прибыли, внешние и внутренние факторы, влияющие на данный процесс. Также рассмотрены результаты финансово-хозяйственной деятельности организации с позиций различных участник...

Похожие статьи

Принятие управленческих решений на основе вариативности финансовых результатов компании

В статье рассматривается понятие финансового результата, а также различных видов прибылей. Выявлены выводы о результативности деятельности хозяйствующего субъекта на основе определенного вида прибыли и в их совокупности. Выяснена вариативность финанс...

Прибыль как основной финансовый результат деятельности организаций торговли

В статье определена роль прибыли как результата деятельности организации торговли, проанализированы подходы к определению финансового результата торговой организации, исследованы основные виды прибыли торговых организаций, определены методики оптимиз...

Факторы, влияющие на экономическую эффективность деятельности предприятия

Рассмотрены понятие, особенности и классификация факторов, которые оказывают непосредственное влияние на эффективность деятельности предприятия.

Этапы проведения оценки стоимости компании

В данной статье представлена последовательность этапов проведения оценки стоимости компании, дана их характеристика, выявлены факторы, оказывающие влияние на стоимость компании. Сформулированы основные факторы и направления увеличения рыночной стоимо...

Проблемы формирования прибыли и направления их решения

При оценке проблем формирования прибыли рассматривается систематизация основных групп проблем, сделан сводный анализ возможных проблем управления прибылью и предложены направления их решений.

Классификации факторов инвестиционной привлекательности предприятия

В данной статье рассматриваются особенности подходов к определению инвестиционной привлекательности, выделяются классификационные группы факторов инвестиционной привлекательности

Финансовый результат организации и основные направления его использования при анализе развития организации

В данной статье рассмотрены вопросы определения понятия финансового результата деятельности предприятия (прибыли) и его использования для оценки процесса развития организации.

Оценка эффективности предпринимательской деятельности: основные подходы

В статье рассматриваются вопросы, связанные с оценкой эффективности предпринимательской деятельности. Изучены внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на оценку эффективности деятельности субъектов предпринимательства, а также принципы измер...

К вопросу о факторах, влияющих на эффективность деятельности предприятия

В статье автор исследует различные классификации факторов, оказывающих влияние на эффективность деятельности предприятия. Определяются сильные и слабые стороны факторов.

Сущность и понятие финансовых результатов деятельности организации

В данной статье рассмотрена финансовая деятельность организации по получению прибыли, внешние и внутренние факторы, влияющие на данный процесс. Также рассмотрены результаты финансово-хозяйственной деятельности организации с позиций различных участник...

Задать вопрос