Философские выводы из революции вестествознании конца XIX— начала XX века
Семенова Эльвира Разифовна, кандидат философских наук, доцент;
Туркменов Рушан Фанильевич, магистрант
Башкирский государственный аграрный университет (г. Уфа)
Научная революция конца XIX — начала XX вв. представляет собой последовательную цепочку качественных изменений в естествознании. К этому периоду относятся открытие теории относительности и основ квантовой механики, пересмотр исходных представлений о пространстве, времени, движении…
Основные открытия и их влияние на философию:
- Открытие специальной теории относительности. Она была изложена Альбертом Эйнштейном в небольшой работе «К электродинамике движущихся тел». Представляет собой расширение ньютоновской механики, включающую в себя физику близких к световым скоростей. Основываясь на опытах Майкельсона-Морли по измерению скорости света, исходящего от движущихся источников, Эйнштейн подвергает сомнению принцип относительности Галилея, являющийся одним из основ классической механики. Используя преобразования Лоренца, он доказывает, что скорость света является постоянной величиной, не зависящей от скорости движения источника света. Ньютоновская механика стала рассматриваться как часть релятивистской. Из концепции Эйнштейна вытекало, что не существует ни абсолютного пространства, ни абсолютного времени, а существует лишь локальное пространство-время, которое изменяется вместе с изменением скорости системы [1]. С точки зрения философии это означало возникновение новой онтологии, следовательно, и новой научной картины мира. И, конечно же, это было революционное изменение в научном мировоззрении [2; 3].
- Открытие Эйнштейном общей теории относительности, содержание которой стало известным в 1916 году [4, с. 146–196; 5]. Это было дальнейшим развитием специальной теории относительности. Здесь Эйнштейн главное внимание уделяет роли массы в физических процессах. Его теория связывает воедино массу, энергию и гравитацию, являясь самой совершенной на сегодняшний день теорией тяготения. Именно на ней, прежде всего, основана знаменитая формула ХХ века E = m∙c2. Философское значение общей теории относительности заключается в том, что она вносит дополнительные характеристики в релятивистскую концепцию пространства-времени, позволяет доказывать единство материи, движения, пространства и времени. Важно отметить то, что Эйнштейн при изложении этих концепций всегда руководствовался принципом простоты, популяризировал свои теоретические идеи при помощи визуализированных представлений и примеров [6; 7; 8; 9].
- Открытие основ квантовой механики. Датой рождения квантовой механики считают 14 декабря 1900 года, когда Макс Планк на заседании Немецкого физического общества ознакомил присутствующих со своей статьей «К теории распределения энергии излучения в нормальном спектре». Суть статьи сводится к тому, что для описания микромира нужна постоянная величина h (постоянная Планка), при помощи которой измеряются квантовые эффекты [10]. Мировоззренческий вывод, который вытекал из квантовой механики полностью вписывался в философскую парадигму эпистемологического конструктивизма: картина мира конструируется в соответствии с нашими знаниями [11]. Квантовая механика обнаружила вероятностный характер законов микромира, а также неустранимый корпускулярно-волновой дуализм в фундаменте материи. В связи с появлением этих теорий меняется естественнонаучная картина мира и способ ее построения. Этих теории привели к смене методологических установок во всем естествознании.
- Открытие электрона. Еще в XVIII веке Б. Франклин высказал гипотезу о корпускулярной природе электричества. В 1897 английский физик Дж.Дж. Томсон при изучении катодных лучей обнаружил, что они представляют собой поток отрицательно заряженных частиц. Эти частицы двигались со скоростью меньшей скорости света, что говорило о том, что они обладали массой. Впоследствии они были обнаружены так называемой камерой Вильсона, а в 1911 году Резерфорд представил миру новую модель атома. Это открытие говорило о том, что атом не является последним и неделимым «кирпичиком» Вселенной. В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» делает из этого открытия философский вывод о неисчерпаемости материи: «электрон также неисчерпаем, как и атом». Онтология дополняется принципом бесконечности материи как вглубь, так и вширь. Кризис прежних представлений о материи привело некоторых ученых и философов к так называемому «физическому идеализму». Появились представления о дематериализации атома, существовании движения без материи. Были попытки замены понятия материи понятием энергии («энергетизм Освальда»). Против энергетизма восстал В. И. Ленин, подвергнув концепцию Освальда критике в указанной работе. Но с развитием квантовой физики он вновь появляется в науке и философии, главным образом, благодаря работам В. Гейзенберга. Мы не думаем, что энергетизм расшатывает основы материализма. Он достаточно обоснован и вытекает из концепции аннигиляции и из известной формулы Эйнштейна E = m∙c 2. Из этой формулы вытекает, что масса и энергия составляют одно единое целое и изменение массы может быть измерено при помощи величины энергии. И, наоборот. С другой стороны, известно, что элементарные частицы рождаются в полях (правда, неизвестно, почему вдруг поле начинает стягиваться в одну точку, образуя частицу). Также известно, что при встрече частицы и античастицы они уничтожают друг друга, превращаясь снова в физическое поле или группу фотонов. Это называется реакцией аннигиляции. Поэтому мы не считаем энергетизм Освальда или взгляды Гейзенберга «уничтожением» материализма. Конечно, если считать материей только вещество, то к такому выводу можно прийти. Но даже сам Ленин материю так не определял. По его мнению, материя — это то, что не является сознанием. Поскольку физическое поле (электромагнитное, гравитационное, ядерное) не является сознанием, то, следовательно, оно есть вид материи. Таким образом, новые открытия не указывали на исчезновение материи как первосубстанции, а лишь доказывали неисчерпаемость, вечность и бесконечность материи.
Все это способствовало формированию неклассической науки с его утверждением невозможности абсолютно объективного знания, замены принципа непротиворечивости принципом дополнительности, появлением когерентной и конвенциалистской концепции истины. Ученые стали придерживаться позитивистской методологии при характеристике научного знания, в которой суть теории сводилась к описанию, а не объяснению. Если в классической физике идеал объяснения и описания предполагал характеристику объекта «самого по себе», и знание характеризовалось как объективное, то в релятивистской и квантовой физике объект характеризуется в единстве с условиями наблюдения и эксперимента. И при характеристике объекта нужно было обязательно указывать в каких условиях получены результаты его исследования [12]. В естественные науки наконец-то переселяется кантовская «коперниканская революция», которая в центр исследования помещает не объект, а субъект. Субъект познания стал рассматриваться не в качестве фактора, мешающего познанию истины, а как важнейший детерминант, оказывающий решающее влияние как на характер исследования, так и на его результат. Если Эрнст Мах писал о влиянии на результат познания органов чувств человека, то в начале ХХ века стали задумываться о роли языка, при помощи которого обрабатывается научная информация. Можно уверенно утверждать, что наука перешла на новый качественный уровень
Литература:
- Эйнштейн А. Теория относительности. Избранные работы. Ижевск: Научно-изд. центр «Регулярная и хаотическая динамика», 2000. 224 с.
- Рахматуллин Р. Ю., Хамзина Д. З. Соотношение понятий «мировоззрение», «картина мира», «онтология» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 1–2. С. 156–159.
- Рахматуллин Р. Ю. Научная картина мира как особая форма организации знания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 12–2 (38). С. 166–168.
- Альберт Эйнштейн и теория гравитации: Сборник статей / Под ред. Е. Куранского. М.: Мир, 1979. 592 с.
- Wald Robert M. General Relativity. Chicago: The University of Chicago Press, 1984, 491 p.
- Рахматуллин Р. Ю., Габбасова Л. М. Роль обыденного сознания в онтологизации теоретической модели // Вестник ВЭГУ. 2005. № 1. С. 178–185.
- Рахматуллин Р. Ю. Визуализация как способ трансформации и развития научного знания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 3–2 (53). С. 163–165.
- Рахматуллин Р. Ю. Онтологизация как компонент научного познания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 12–1 (50). С. 160–162.
- Семенова Э. Р., Хамзина Д. З. Образные представления в научной коммуникации // Молодой ученый. 2013. № 7. С. 504–507.
- Дирак П. Принципы квантовой механики. М.: Наука, 1979. 480 с.
- Рахматуллин Р. Ю.,Семенова Э. Р. Генезис эпистемологического конструктивизма в европейской философии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 4–1 (66). С. 151–153.
- Рахматуллин Р. Ю. Позитивизм как первая философия науки // Вестник ВЭГУ. 2014. № 6 (74). С. 150–159.