Автор: Федотова Наталья Ивановна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 27.10.2016

Статья просмотрена: 58 раз

Библиографическое описание:

Федотова Н. И. Роль семьи как социального института в социализации детей // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 939-941.



Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру.

Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей.

Лев Николаевич Толстой

Актуальность: Семья выполняет важные государственные, общественные, семейные и личностные функции. Развитие личности ребёнка, его социализация происходит в общении, во взаимодействии с родителями. Семья как социальный институт играет важную роль в социализации детей.

Ключевые слова: Семья, личность, социализация, послесемейная, ребенок.

Семья является первой общественной ступенью в жизни человека.Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребёнок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни. В силу изменяющихся условий, семьи характеризуются различными типами и структурами. Семья выполняет важные государственные, общественные, семейные и личностные функции. В современных условиях возрастает социальная роль семьи. Семья как социальный институт играет важную роль в социализации детей. В развитии личности ребёнка современная семья испытывает на себе воздействие как позитивных, так и негативных процессов происходящих в обществе.

Развитие личности ребёнка, его социализация происходит в общении, во взаимодействии с родителями. Стили общения, варианты родительского поведения являются условиями формирования ребёнка и они разные в различных семьях. Большую группу семей составляют неблагополучные семьи. Это семьи с низким социальным статусом. На ребёнка оказывают негативное влияние такие факторы как педагогическая некомпетентность семьи, асоциальные отношения в ней, семьи с алкогольной зависимостью, конфликтные семьи с нарушением детско-родительских отношений и другие.

Первую послесемейную, общественную ступень в социальном развитии ребёнка занимает дошкольное образовательное учреждение. Проблема социальной работы с детьми из неблагополучных семей, поскольку их число растет, на сегодняшний день является актуальной. В семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной. Главное в деятельности ДОУ состоит в оказании помощи детям из неблагополучных семей.

Для повышения эффективности социальной работы важным является совершенствование взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Специалист по социальной работе, воспитатели, методисты и педагоги постоянно совершенствуют содержание и формы работы по социализации, добиваются обеспечения разнообразного социального взаимодействия на ребёнка в дошкольном учреждении. Важным направлением работы является помощь неблагополучным семьям в социализации личности ребёнка. В своей деятельности они исходят из того, что семья играет главную роль в этом процессе, духовном развитии детей, в здоровье. В современных условиях семья переживает трудности своего развития. Около 70 % семей составляют неблагополучные семьи. Это сказывается на его здоровье и социализации.

Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей, социализации в современном обществе. Изучение социально-психологического развития ребёнка позволило рассмотреть эмоции не только как предпосылку, но и как результат социализации личности ребёнка. Эксперимент показал, что детям, воспитывающимся в неблагополучных семьях, нужна помощь социального психолога.

Дошкольное образовательное учреждение — первый внесемейный социальный институт, первое учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое просвещение. От совместной работы родителей, педагогов, методистов и специалиста социальной работы зависит дальнейшее развитие ребёнка, а от уровня культуры родителей зависит результат социализации детей. Исследование показало необходимость и работы с неблагополучной семьёй, и выявление таких семей.

Социальная работа с неблагополучной семьей включает социальную диагностику, социальную терапию и социальную профилактику. Эффективными формами работы с неблагополучной семьёй являются индивидуальная работа, патронаж, консультационные беседы, тренинги, социальный мониторинг.

Проведение исследований позволяет сделать вывод о необходимости проведения специальной социально-профилактической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения с родителями и детьми и разработать рекомендации по ее реализации.

Для того чтобы процесс социализации ребёнка проходил успешно, необходимы специальные социальные программы. Главный смысл социальной профилактики заключается в создании условий для своевременной помощи детям.

Целесообразно вести профилактическую социальную работу с детьми из неблагополучных семей на этапе дошкольного возраста по трём направлениям: работа с родителями, работа с детьми, совместная работа с детьми и их родителями.

Работа с родителями включает объединение усилий специалистов ДОУ и родителей в процессе социализации детей. Принципиальные условия заключаются в создании особой формы общения между родителями и воспитателем.

Важнейшим результатом такой работы с родителями должна стать их активная позиция в социализации ребёнка.

Социальная работа с детьми проведённая по специальной программе, которая содержит несколько блоков, каждый из которых решает задачи социализации детей старшего дошкольного возраста дала положительный результат и используется в практической деятельности.

Метод совместной социальной работы с ребёнком и родителями, который проводился с использованием игр «Архитектор и строитель», «Воспоминание» и др. позволил сформировать понимание семьёй своего единства, взаимозависимости, необходимости общения с ребёнком как с личностью наделенной способностями, возможностями с присущими ей недостатками и повысить эффективность социализации детей.

Исследование показало, что наиболее эффективной в практике социализации ребёнка является работа с родителями и детьми одновременно.

Таким образом, социализация дошкольника носит комплексный характер и включает социально-экономическую, социально-бытовую, социально-правовую, медико-социальную, социально-педагогическую, социально-психологическую, социально-информационную, социально-организационную и другие составляющие. Деятельность ДОУ по социализации детей заключается в формировании направлений социальной работы с детьми, с семьей и совместной работе и с детьми и семьей, с учетом того, что в системе ДОУ целью социальной работы является социализация ребёнка, а в неблагополучной семье возникает необходимость учета социализации и самой семьи.

Литература:

  1. Конвенция о правах ребёнка и законодательство Российской Федерации. — М., 2001.
  2. Антология социальной работы в России. / Под. ред. М. В. Фирсова — М., 1994–1995.
  3. Варывдин В. А., Клемантович И. П. Управление системой социальной защиты детства. — М., 2004.
  4. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога. — М., 2001.
  5. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб., 1997.
  6. Гуров В. Н. Социальная работа с семьёй. — М., 2002.
  7. Дармодехин С. В. Семья и государство. — М., 2001.
  8. Дети группы риска: социальная, психолого-педагогическая помощь. — М., 2000.
  9. Дети социального риска и их воспитание./ Под ред. Л. М. Шпициной — СПб., 2003.
  10. Дивицына Н. Ф., Миронова Л. К. Социальная работа в вопросах и ответах. — М., 2006.
  11. Дубровина И. В., Фадеева З. Г., Губарева Т. Г. Стили родительского поведения. — М., 1998.
Основные термины (генерируются автоматически): социализации детей, социальной работы, личности ребёнка, социализации ребёнка, социализации личности ребёнка, результат социализации, Развитие личности ребёнка, социализации детей старшего, результат социализации детей, результат социализации личности, практике социализации ребёнка, эффективность социализации детей, процесс социализации ребёнка, процессе социализации детей, неблагополучных семей, социальный институт, необходимость учета социализации, дошкольного образовательного учреждения, неблагополучные семьи, Проблема социальной работы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос