Современные тенденции управления фирмой в условиях модернизации и диверсификации экономики Республики Узбекистан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Садикова И. А. Современные тенденции управления фирмой в условиях модернизации и диверсификации экономики Республики Узбекистан // Молодой ученый. — 2016. — №21.1. — С. 51-53. — URL https://moluch.ru/archive/125/34582/ (дата обращения: 23.09.2018).



Экономика любой национальной системы своей основной целью ставит развитие государства в целом, направленной на повышение благосостояния народа.

В условиях мирового кризиса для нашей республики производство конкурентоспособной продукции и повышение экономической эффективности является одним из самых важных приоритетных направлений.

Кризисные ситуации, возникающие вследствие неравномерного развития народного хозяйства и его отдельных частей, колебания объемов производства и сбыта, появление значительных спадов производства следует рассматривать не как стечение неблагоприятных ситуаций, а как некую общую закономерность, свойственную рыночной экономике.

Каждая фирма, являясь элементом системы народного хозяйства республики, призвана и должна работать на общий результат. Одним из приоритетных направлений по смягчению последствий мирового финансово-экономического кризиса, как определило правительство Узбекистана, является ориентированность на модернизацию и диверсификацию экономики.

В этой связи глава нашего государства Каримов И.А., подводя итоги 2015 года и определяя основные направления социально-экономического развития республики, отметил следующее: «Важнейшим приоритетом предусмотренной на 2016 год экономической программы должно стать безусловное продолжение начатых системных демократических реформ и модернизации страны, глубоких структурных преобразований в экономике, прежде всего в промышленности и сельском хозяйстве, опережающее развитие и защита интересов частной собственности, предпринимательства и малого бизнеса, обеспечение макроэкономической сбалансированности [2].

Для реализации поставленных задач в современных условиях актуальное значение приобретает антикризисное управление.

В последние годы проблемам антикризисного управления уделяется большое внимание. Это вызвано, прежде всего, тем, что экономика Узбекистана вступила на путь рыночных преобразований в условиях системного кризиса.

Антикризисное управление — это совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретной фирме.

Антикризисное управление является микроэкономической категорией и отражает производственные отношения, складывающиеся на уровне фирмы при ее оздоровлении или ликвидации.

По мере накопления знаний и опыта стала формироваться позиция, согласно которой антикризисное управление должно иметь ярко выраженную функцию, которая направлена на предотвращение банкротства фирм. Ее суть заключается в том, что антикризисное управление должно начинаться не с анализа баланса предприятия за предшествующий или текущий периоды функционирования и осуществления чрезвычайных мер по недопущению несостоятельности, а с момента выбора миссии фирмы, выработки концепции и цели ее предполагаемой деятельности, формирования и поддержания на должном уровне стратегического потенциала, способного в течение длительного периода обеспечивать конкурентное преимущество предприятия, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Многие авторы считают, что понятие «антикризисное управление» должно иметь расширительную трактовку.

Так, Э. А. Уткин предполагает, что главная задача антикризисного управления заключается в обеспечении такого положения предприятия на рынке, при котором в целях предотвращения банкротства и временных трудностей, в том числе и финансовых, на каждом предприятии посредством использования всех возможностей современного менеджмента разработана и на практике может быть реализована специальная программа, имеющая стратегический характер, которая «позволила бы остаться на плаву при любых рыночных коллапсах и коллизиях» [3, с.103].

Согласно такому подходу стратегический менеджмент играет важную роль в антикризисном управлении. По мнению автора, антикризисное управление и стратегический менеджмент родственные понятия. В широком смысле слова они направлены на устойчивое развитие фирмы, как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. Они также используют диагностику и мониторинг экономического и финансового состояния предприятия, изучают его внешнюю и внутреннюю среду.

В то же время антикризисное и стратегическое управление — самостоятельные экономические категории. У каждой из них свои цели, задачи и области применения. Стратегический менеджмент не рассматривает ситуации, связанные с выводом предприятий из кризисного состояния или с их ликвидацией. Основной задачей антикризисного управления является осуществление действий, направленных на преодоление кризисных ситуаций.

Кроме стратегического менеджмента важнейшими инструментами антикризисного управления являются такие новые формы управления, как риск-менеджмент, финансовое оздоровление, банкротство, реинжиниринг, реструктурирование, бенчмаркинг и др.

Структуру антикризисного управления фирм можно представить на наш взгляд в виде следующего рисунка.

Рис.1. Структура антикризисного управления

Рассмотрим содержание перечисленных составляющих частей антикризисного управления в отдельности.

Кризис-менеджмент включает управление несостоятельностью (банкротством) и управление процессом финансового оздоровления фирмы.

Под менеджментом банкротства понимается управление, направленное на принудительную или добровольную ликвидацию фирмы. Его основными элементами являются:

- Определение размера задолженности предприятия-банкрота перед кредиторами;

- Формирование конкурсной массы, т. е. имущества, принадлежащего несостоятельному предприятию;

- Разработка программы продажи имущества предприятия-банкрота и ее реализация;

- Удовлетворение требований кредиторов в порядке установленной очередности.

Под менеджментом процесса финансового оздоровления понимается управление, направленное на вывод фирмы из кризиса. Процесс финансового оздоровления — система мероприятий, направленных на улучшение финансово-экономического положения фирм с целью предотвращения их банкротства и повышения их конкурентоспособности.

Стратегический менеджмент представляет собой управление, направленное на реализацию стратегии развития предприятия согласно изменяющимся условиям внешней среды.

Риск-менеджмент — это управление рисками, направленное на снижение потерь от возможных негативных ситуаций в деятельности фирмы.

К основным элементам риск-менеджмента относятся:

- Классификация рисков и создание риск-классификатора;

- Обнаружение области повышенного риска;

- Оценка степени вероятности риска;

- Разработка программ предупреждения риска;

- Возмещение причиненного материального ущерба в результате наступления рискового события;

- Анализ и предупреждение рисков.

Реинжиниринг — преобразование фирмы на основе перехода от управления отдельными операциями к управлению межфункциональными бизнес-процессами, которые заканчиваются удовлетворением потребностей внешних (рыночных) или внутрифирменных клиентов.

Цель реинжиниринга — гибкое и оперативное приспособление к ожидаемым сдвигам в запросах потребителей и соответствующее изменение стратегии, технологии, организации производства и управления на основе эффективной компьютеризации. При этом достигается экономия в трансакционных и накладных расходах и сокращаются сроки исполнения заказов.

Бенчмаркинг — программно-целевое управление инвестиционными, инновационными и маркетинговыми проектами на основе рыночной оценки конкурентных позиций фирмы (продукции, затрат, технологий, всех видов менеджмента, отношений с клиентами и т. д.), лучшего мирового опыта в данной области и путей его освоения и развития.

Бенчмаркинг как составляющая антикризисного управления решает следующие вопросы:

- Какая фирма является главным конкурентом?

- Почему собственное предприятие не является лучшим?

- Что должно быть изменено или сохранено на предприятии, чтобы оно стало лучшим?

- Как выстроить соответствующую стратегию, чтобы стать лучшим из лучших?

- В обобщенном виде антикризисное управление характеризуется следующими признаками:

- Главная цель — обеспечение прочного положения на рынке и стабильно устойчивых финансов компании при любых экономических, политических и социальных метаморфозах в стране;

- Применение в основном тех управленческих инструментов, которые в условиях национальной экономики наиболее эффективны при устранении временных финансовых затруднений и в решении других текущих проблем фирмы;

- Главным условием деятельности является ускоренная и действенная реакция на существенные изменения внешней среды на основе заранее разработанных альтернативных вариантов, представляющих собой коммерческую тайну и предусматривающих различные трансформации в этой среде в зависимости от ситуации;

- В его основе лежит процесс постоянных и последовательных инноваций во всех звеньях и областях действий фирмы;

- Разработка и осуществление таких управленческих и финансовых механизмов, которые позволили бы выбраться из трудностей с наименьшими для фирмы потерями.

Учет и использование вышеперечисленных современных методов по эффективному и успешному управлению фирмами позволит им добиться поставленных целей и приумножить прибыль. Еще одним веским аргументом в пользу антикризисного управления, можно с уверенностью утверждать, что деятельность любой фирмы как в период кризиса, так и после него требует управления, без которого невозможно не только ее эффективное функционирование и развитие, но и само существование.

Литература:

  1. Закон Республики Узбекистан «О банкротстве» 2010.
  2. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на расширенном заседании кабинета министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год16.01.2016.
  3. Уткин Э. А., Панов В. В. Антикризисное управление. М.: Тандем; Экмос, 2000. – 103с.
  4. Иванов Г. П. Антикризисное управление: От банкротства — к финансовому оздоровлению — М., 2010.
  5. Кривенко Н. И., Левадный Р. О. Антикризисное управление маркетингом и сбытом как один из инструментов разработки антикризисной программы предприятия. 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): антикризисное управление, стратегический менеджмент, финансовое оздоровление, внешняя среда, ситуация, управление.


Похожие статьи

Финансово-оздоровительная стратегия предприятия в условиях...

Ключевые слова:финансовое оздоровление, финансовая стратегия, антикризисное управление финансами, стратегический менеджмент. В связи с частыми столкновениями с экономической кризисной ситуацией на микроуровне...

Разработка стратегии как инструмента антикризисного...

антикризисное управление, стратегия, предприятие, антикризисная стратегия, внешняя среда, устранение причин, кризис, кризисная ситуация, начальная стратегия, хозяйственная деятельность.

Соотношение категорий стратегического менеджмента...

стратегическое управление, антикризисное управление, регулярный менеджмент, предприятие, внешняя среда, регулярное управление, стратегическое планирование, управление...

Теоретико-методологические основы антикризисного...

антикризисное управление, предприятие, кризисное состояние, внешняя среда, антикризисная программа, кредиторская задолженность, критическое состояние, стратегическое планирование, финансовое оздоровление...

Особенности антикризисного управления предприятиями малого...

Определенный интерес вызывает теория применения антикризисного финансового менеджмента [3]. При этом управление

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, антикризисное управление, изменение, инновация, компания, внешняя среда...

Научные подходы к антикризисному управлению предприятием

Ключевые слова: антикризисное управление, кризис, диагностика, несостоятельность, жизненный цикл предприятия, факторы кризиса. Нестабильная экономическая ситуация в России в настоящее время, да и в мире в целом...

Суть планирования антикризисного управления в современной...

В антикризисном управлении ключевым считают финансовый менеджмент, так как он дает

Основные термины (генерируются автоматически): антикризисное управление, кризис, антикризисное планирование, планирование, возможность, время кризиса, внешняя среда...

Региональное антикризисное управление: теоретический аспект

В теории менеджмента выделяют более 30-ти типов управления (планово-директивное, экономическое, социально-регулируемое, нормативное, автократическое, коллегиальное, корпоративное, либеральное, административное, стратегическое, антикризисное и др.).

Особенности антикризисного управления предприятиями малого...

антикризисное управление, антикризисная программа, антикризисный финансовый менеджмент, организационное развитие, подход, процесс преобразований, системная технология вмешательства, финансовое оздоровление.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Финансово-оздоровительная стратегия предприятия в условиях...

Ключевые слова:финансовое оздоровление, финансовая стратегия, антикризисное управление финансами, стратегический менеджмент. В связи с частыми столкновениями с экономической кризисной ситуацией на микроуровне...

Разработка стратегии как инструмента антикризисного...

антикризисное управление, стратегия, предприятие, антикризисная стратегия, внешняя среда, устранение причин, кризис, кризисная ситуация, начальная стратегия, хозяйственная деятельность.

Соотношение категорий стратегического менеджмента...

стратегическое управление, антикризисное управление, регулярный менеджмент, предприятие, внешняя среда, регулярное управление, стратегическое планирование, управление...

Теоретико-методологические основы антикризисного...

антикризисное управление, предприятие, кризисное состояние, внешняя среда, антикризисная программа, кредиторская задолженность, критическое состояние, стратегическое планирование, финансовое оздоровление...

Особенности антикризисного управления предприятиями малого...

Определенный интерес вызывает теория применения антикризисного финансового менеджмента [3]. При этом управление

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, антикризисное управление, изменение, инновация, компания, внешняя среда...

Научные подходы к антикризисному управлению предприятием

Ключевые слова: антикризисное управление, кризис, диагностика, несостоятельность, жизненный цикл предприятия, факторы кризиса. Нестабильная экономическая ситуация в России в настоящее время, да и в мире в целом...

Суть планирования антикризисного управления в современной...

В антикризисном управлении ключевым считают финансовый менеджмент, так как он дает

Основные термины (генерируются автоматически): антикризисное управление, кризис, антикризисное планирование, планирование, возможность, время кризиса, внешняя среда...

Региональное антикризисное управление: теоретический аспект

В теории менеджмента выделяют более 30-ти типов управления (планово-директивное, экономическое, социально-регулируемое, нормативное, автократическое, коллегиальное, корпоративное, либеральное, административное, стратегическое, антикризисное и др.).

Особенности антикризисного управления предприятиями малого...

антикризисное управление, антикризисная программа, антикризисный финансовый менеджмент, организационное развитие, подход, процесс преобразований, системная технология вмешательства, финансовое оздоровление.

Задать вопрос