Общие сведения о строительстве на зарубежном Крайнем Севере | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 29.10.2016

Статья просмотрена: 985 раз

Библиографическое описание:

Кулигина, Е. С. Общие сведения о строительстве на зарубежном Крайнем Севере / Е. С. Кулигина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 161-163. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34551/ (дата обращения: 24.12.2024).



Для строительства в условиях Крайнего Севера необходимо знать общие сведения о конструктивных решениях, организационных мероприятиях борьбы с суровой природой Севера в малоосвоенных отдаленных районах, знать каковы перспективы дальнейшего развития северных областей в связи с новейшими исследованиями и изучением Крайнего Севера.

Строительство на зарубежном Крайнем Севере также представляет интерес. В нем можно отметить широкое использование последних достижений техники и ряд интересных решений при освоении новых отдаленных северных районов.

К Крайнему Северу на Американском континенте можно отнести Аляску, северные территории Канады и Гренландию, а в Европе — север Скандинавского полуострова. Все эти области, с точки зрения их современного экономического освоения, количества населения и природных условий, отличаются друг от друга, что естественно, накладывает свой отпечаток на характер строительства.

Аляска — это огромный полуостров, в различных районах которого неодинаковые климатические условия и условия строительства. На южном и юго-западном побережьях климат мягкий, морские порты зимой не замерзают, на склонах гор — богатая растительность с деревьями, достигающими высоты 45м. Однако и здесь сильно пересеченная местность, сплошь заросшая густой растительностью, торфяные болота и постоянные дожди делают условия строительства нелегкими. К северу земля покрыта снегом и льдом с октября по июль, сила ветра доходит до 40м/сек, а снегозаносы достигают высоты 30м. На 80 % площади Аляски распространены вечномерзлые грунты.

Высокие темпы строительства на Аляске вызваны не столько условиями ее экономического развития, сколько стратегическими соображениями. Начиная с 1950г. Благодаря глобальным оборонным планам на ранее совершенно пустынных территориях стали усиленно строиться военные и военно-морские базы, стратегические дороги и аэродромы.

По административному делению канадский Крайний Север отделяется от остальной территории страны параллельно 60°с.ш. Северная часть самая изолированная, малонаселенная и труднодоступная часть суши на всем северном полушарии.

На канадских северных территориях, за исключением небольшой полосы у границы на юго-западе, отмечается сплошное распространение вечномерзлых грунтов, а часть Арктического архипелага покрыта ледниками.

Оживление строительства на канадском Крайнем Севере началось в 50-х годах прошлого столетия, когда там были открыты богатые залежи полезных ископаемых, а также открыты весьма перспективные нефтяные районы и железорудные месторождения. Однако и здесь, как и на Аляске, оживленная строительная деятельность началась из-за стратегических соображений.

Главными объектами строительства на Севере Канады являются дороги, аэродромы, гидростанции, военные объекты, небольшие населенные пункты и сооружения, связанные с добычей полезных ископаемых.

Лишь узкая прибрежная полоса Гренландии свободна ото льда. Площадь свободных земель оценивается в 0,4 млн.км2. Вся остальная часть острова покрыта ледниковой шапкой с толщиной льда более 3км.

Все населенные места и вся промышленность Гренландии сосредоточены на прибрежной узкой гористой полосе. Это полоса достигает местами 200–250 км и представляет собой плоскогорья высотой 400–600 м, чередующиеся с горными массивами высотой до 2000 м. Восточное побережье образуют покрытые горными ледниками хребты.

С точки зрения строительной техники, в Гренландии представляет большой интерес военно-воздушная и экспериментальная база в Тьюле, расположенная на северо-западе острова. База обосновалась на границе гренландской ледяной корки на площади свыше 250 км2. Она является экспериментальной базой для испытания новых конструкций и материалов в особо трудных климатических и природных условиях. Считается также, что уроки в Тьюле могут пригодиться при решении вопросов высадки людей на другие планеты.

С точки зрения строительства на Крайнем Севере, север Скандинавии не представляет особых трудностей. Там нет вечномерзлых грунтов, климат не столь суров, территории хорошо обжиты, имеются хорошие транспортные коммуникации.

Освоение Севера с каждым годом приобретает значение в экономике этих стран. В северных областях содержится значительная часть потенциальных мировых природных ресурсов, в скорейшей разработке которых заинтересованы не только страны-хозяева этих областей, но и другие государства. Так, например, в освоении железорудных и нефтяных месторождений Канады заинтересована не только сама Канада, но и США, Япония и Германия. Большая доля вложений в развитие горнодобывающей промышленности канадского Севера принадлежит другим странам. Но государство принимает на себя основную долю расходов по изучению новых районов, проведению изыскательских и научно-исследовательских работ.

Факторы, которые отличают зарубежное строительство на Крайнем Севере от строительства в других районах, те же, что и в России, а именно:

‒ суровый климат и короткий строительный сезон;

‒ наличие в большинстве случаев вечномерзлых грунтов, которые вызывают много технических проблем в вопросе устойчивости сооружений;

‒ трудности доставки материалов и механизмов из-за больших расстояний и отсутствия транспортных путей;

‒ изолированность большинства строительных площадок и связанная с этим проблема рабочей силы и ее расселения.

Поэтому каждую строительную площадку рассматривают и изучают предварительно и всесторонне с точки зрения экономики и организации строительства.

Высокая стоимость содержания людей и короткий строительный сезон заставляют на стройках Крайнего Севера широко использовать детали и целые строительные конструкции заводского изготовления, доставляемые на место работ из обжитых районов. Строительство на Крайнем Севере характерно тем, что оно осуществляется на базе последних достижений науки и техники с применением новейших методов производства работ, с привлечением широких кругов ученых и специалистов-техников. В проектировании городов, промышленных предприятий, энергетических и транспортных сооружений принимает участие, как правило, большое количество исследовательских учреждений, специализированных фирм и отдельных специалистов, выделяемых для этой цели различными правительственными ведомствами. На изыскания и проектирование затрачиваются большие средства. Обычно они превышают в 10 раз расходы на проектирование аналогичных объектов в областях умеренного климата. Характерно строительство и тщательной, продуманной до мельчайшей деталей подготовкой. Сроки, отводимые на изыскания, проектирование и разработку плана организации строительства, как правило, превышают сроки производства самих работ. Само строительство осуществляется в поразительно короткие сроки для тяжелых условий Крайнего Севера сроки.

Комплексность строительства — обязательное правило при освоении новых районов. Одновременно, а зачастую и ранее, наряду с промышленными сооружениями сооружаются благоустроенные города и рабочие поселки, пути сообщения и энергетические объекты.

Научно-исследовательские и экспериментальные работы, связанные с проблемами строительных конструкций и организацией строительства в Арктике и на Крайнем Севере, получили широкий размах.

Прогресс техники, и в особенности в транспорте, новый взгляд на экономическое, политическое и социальное значение полярных областей коренным образом изменили характер и саму тематику научных исследований на Крайнем Севере. Созданы лаборатории, которые ведут работы по следующим направлениям:

1) изучение снега льда и вечномерзлых грунтов, в том числе изучаются снежные заносы и методы снегоборьбы;

2) экспериментальные и лабораторные исследования, связанные со строительством на Крайнем Севере, в том числе экспериментируется строительство дорог и аэродромов, испытываются строительные конструкции из снега и льда, изучается разработка мерзлых грунтов и т. п.;

3) изучение верхних слоев земной коры в арктических и субарктических районах в связи с особенностями климата и криогенными явлениями, такими, как морозное пучение, изменение свойств грунтов при замерзании и оттаивании и т. д.

Северная тематика становится все более актуальной. Устойчивое развитие, воспроизводство ресурсного потенциала, а не только его использование, — выдвигаются мировым сообществом как первостепенная задача. Это особенно важно для Севера с его хрупкими экосистемами и экстремальными условиями жизни. Достигнуть устойчивого развития можно только, принимая во внимание, что северяне — это личности, обладающие волей, самосознанием, коллективными интересами, способные заботиться о приумножении природных богатств Севера, его природного и культурного многообразия. Каким Север предстанет перед будущими поколениями — зависит от понимания необходимости бережного отношения к этой земле, людям, сопричастности каждого к этой проблеме.

Важно учитывать, что государственное участие в экономике Севера всегда было значительней, чем в других регионах, поскольку только благодаря грамотной государственной северной политике возможна реализация крупных инвестиционных проектов. От того, как будет складываться взаимодействие между корпорациями, ведущими на Севере производственную деятельность, и государством, зависит — насколько успешно будут формироваться самодостаточные региональные хозяйственные системы, гарантирующие повышение качества жизни населения Севера. Здесь необходима координационная роль государства, выработка действенных законодательных норм и правил для участников северных экономических отношений, защищающих интересы северян, дающих им право и возможность чувствовать себя рачительными хозяевами на северной земле. Государство в рыночных условиях перестает быть основным инвестором в развитие Севера, но его роль в перераспределительных отношениях и в социальных процессах становится более важной из-за сложности многосубъектных социально-экономических систем северных регионов. Неоспоримо то, что главным критерием северной политики должно быть качество жизни северян не только сегодня, но и в будущем.

Литература:

  1. Витязева В. А. Шесть «вечных» проблем в освоении Севера / Север в экономике России. Материалы научно-практической конференции. — Сыктывкар. 1998. с.37–41.
  2. Витязева В. А., Котырло Е. С. Инвестиционная привлекательность Севера — условие развития человеческого капитала — [Электронный ресурс]: http://koet.syktsu.ru/vestnik/2006/2006–4/7.htm, своб. — Загл. с экрана
  3. Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины. / Гл. ред. А. Ф. Трёшников; Ред. кол.: Э. Б. Алаев, П. М. Алампиев, А. Г. Воронов и др. — М.: Советская энциклопедия. 1988.
  4. Лиз Дарин С. Самоуправление на Юконе // Материалы международного круглого стола «Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока и система парламентаризма в РФ: реальность и перспективы», 12–13 марта 2003, Москва. -М, 2003. С.95–128
Основные термины (генерируются автоматически): Крайний Север, Аляска, Гренландия, канадский Крайний Север, короткий строительный сезон, организация строительства, Север, условие строительства, устойчивое развитие, экспериментальная база.


Задать вопрос