Автор: Кирилов Андрей Владимирович

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 23.10.2016

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Кирилов А. В. Этапы развития Бельского речного пароходства в 1919–1940 гг. // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 717-718.



В 1917–1918 годы частновладельческий речной флот Бельского бассейна был национализирован. В июне 1919 года после освобождения г. Уфы от белых выяснилось, что белыми были произведены большие разрушения в затонах, затоплено, сожжено и обсушено большое количество судов, расхищено много инвентаря и машинных частей судов. Оставшиеся целыми суда находились в распоряжении военного ведомства и служили для перевозки войск и военных грузов.

Для принятия на учет и для охраны оставленного белыми в Уфимском районе и принадлежащих водному транспорту имущества и материалов была образована временная комиссия по учету и хранению судов, грузов и имущества в составе 3-х человек: председателя — Шелонина, членов — Коростина и Попова.

В июне 1919 года функции выше названной временной комиссии считались законченными и все дела перешли в ведение Уфимского рупвода с его частями, в том числе с технической частью и отделами:

  1. Механико-судовой;
  2. Гражданских и береговых сооружений;
  3. Счётной;
  4. Отдел путей;
  5. Отдел снабжения.

Была организована коллегия в составе 3-х человек: председателя и членов — 2 человек. Окончательно Уфимский рупвод утверждался лишь в ноябре 1919 г. когда коллегией была утверждена структура «рупвода» с отделами, частями и отделениями с местонахождением управления в г. Уфе.

Уфимский рупвод просуществовал до 12 июня 1922 года. На основании приказа № 218 начальника Волжского округа водных путей сообщения от 10 июня 1922 года и приказа № 60 по управлению Камского линейного отдела Волжского округа от 30 июня 1922 года [8, л. 19–26] все районное управление водного транспорта «рупводы» ликвидируются в том числе и Уфимский рупвод и создается Уфимское агентство I разряда Волжского округа водных путей сообщения с границами: р. Белая от судоходных пунктов до устья с. Чегандой и Дербетским затоном [4, л. 18].

Уфимское агентство просуществовало по март 1923 года. Управление Бельского местного флота Волжского государственного пароходства НКПС РСФСР организовано на основании постановления СТО от 30 января 1923 года и начала свои действия с 1 апреля 1923 года [9, лл. 1–2] и согласно приказа № 4 по Волжскому Госпароходству от 2 марта 19223 года [7, л. 103–105].

На основании постановления № 56 правления Волжского Госпароходства от 4 января 1934 года Бельское управление местным флотом расформировывается, с передачей всех паровых и непаровых судов, затонов, имущества и материалов (согласно особого протокола совещания при эксплуатационном отделе правления Волжского Госпароходства от 30 декабря 1923 года) в ведение Уфимского агентства товаро-пассажирского флота Волжского государственного пароходства.

Начав свои действия с 1 марта 1924 года [6, л. 415], Уфимское агентство товаро-пассажирского флота было переименовано в сентябре 1926 года в Уфимскую коммерческо-эксплуатационную контору Волжского госпароходства.

Дата ликвидации или переименования Уфимского коммерческо-эксплуатационной конторы Волжского Государственного речного пароходства наркомата водного транспорта СССР не найдена.

Согласно Постановления ЦИК и СНК СССР от 30 января 1931 года, речной транспорт был выделен из наркомата путей сообщения СССР и образован наркомат водного транспорта СССР. На местах были созданы управления речного транспорта, состоящие из районных управлений, в том числе и Уфимское районное управление речным транспортом, которое вошло в состав Камского управления государственным речным транспортом.

В 1934 году наименование «Управление речным транспортом» было отменено и введено наименование «Пароходство».

Согласно приказа № 246 Наркомата водного транспорта СССР от 21 декабря 1936 года и на основании постановления СНК СССР от 16 ноября 1936 года: из Камского государственного речного пароходства выделяется Бельская областная эксплуатационная контра и преобразовывается в самостоятельное Бельское речное пароходство.

Лабиринт Местонахождением управления определяется г. Уфа с границами от истоков р. Белой до устья с притоками, включая пристань Дербежи и Дербежские мастерские, подчинив его Волжско-камскому центральному управлению речного транспорта Наркомата водного транспорта СССР [9, л. 373].

С января 1937-апрель 1939 гг. управление Бельского речного пароходства находилось в ведении Волжско-Камского государственного речного пароходства Наркомата Водного транспорта СССР.

Литература:

  1. Бельское речное пароходство [Электронный ресурс] // Башкирская энциклопедия URL: http://башкирская-энциклопедия.рф /component/content/ article/2-statya/11371-belskoe-rechnoe-parokhodstvo (дата обращения: 28.09.2016)
  2. Национальный архив республики Башкортостан Ф. 122, оп. 13, д. 238, л. 45
  3. НА РБ Ф. 341, оп. 1, д. 343, л. 18
  4. НА РБ Ф. Р-447, оп. 1, д.12, л. 4.
  5. НА РБ Ф. Р-447, оп. 1, д. 55, л. 415.
  6. НА РБ Ф. Р-447, оп. 1., д. 73, л. 103–105.
  7. НА РБ Ф. Р-447, оп. 1, д. 110, л. 19–26.
  8. НА РБ Ф. Р-447, оп. 1, д. 296, лл. 1–2.
  9. НА РБ Ф. Р.7458, оп. 6, д. 267, лл. 371–375.
  10. Оренбургские губернские ведомости. Часть неофициальная. 1864. 22 августа.
Основные термины (генерируются автоматически): РБ Ф, водного транспорта СССР, речного пароходства, государственного речного пароходства, Волжского государственного пароходства, Наркомата водного транспорта, основании постановления, речного транспорта, флота Волжского государственного, составе 3-х человек, Уфимское агентство, речного пароходства наркомата, Волжского округа, СНК СССР, Волжского округа водных, правления Волжского Госпароходства, Бельского речного пароходства, речного пароходства Наркомата, Уфимский рупвод, путей сообщения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос