Авторы: Пителинский К. В., Берёза Артур Олегович

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 19.10.2016

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Пителинский К. В., Берёза А. О. Риски, связанные с нематериальными активами хозяйствующего субъекта: идентификация и управление // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 457-461.



В настоящее время сложившаяся в РФ социально-экономическая ситуация настоятельно требует увеличения доли финансирования реальных секторов экономики путем поддержки отдельных высокотехнологичных предприятий и перспективных проектов. Хозяйствующие субъекты в условиях рыночной экономики, при осуществлении своей деятельности исходят из критерия получения максимальной прибыли в условиях неопределенности и, следовательно, риска.

Успех лица принимающего решения сильно зависит от понимания и отношения к риску. Риск предпринимательской и коммерческой деятельности — важная составная часть теории и практики управления. Финансовые риски — случайные риски, где возможен положительный или отрицательный результат (т. е., вероятность наступления ущерба от ведения рискованных операций). Риск предпринимателя, направлен на получение результатов нестандартными методами, преодоление психологических барьеров, консерватизма с помощью инноваций. Для ситуации с риском характерны: вероятность возникновения убытков, вероятность получения дополнительной прибыли, известные вероятности исходов и ожидаемые результаты, наличие решений-альтернатив, случайность события (исхода).

При наличии риска и связанных с ним финансовых, моральных и др. потерь возникает потребность в управлении риском. Алгоритм процесса циклического управления риском в комплексной (т. е., содержащей подсистемы) экономической системе дан ниже (см. табл. 1).

Таблица 1

Алгоритм циклического управления риском

п/п

Состав действия

Шаг 1

Идентификация (качественная оценка) системного риска и его количественная оценка;

Шаг 2

Выбор метода минимизации риска в рассматриваемой (под)системе;

Шаг 3

Выбор управленческого решения по минимизации риска;

Шаг 4

Реализация управляющего воздействия на риск;

Шаг 5

Мониторинг результатов управляющего воздействия на риск;

Шаг 6

По итогам мониторинга — возврат к шагам 2, 3, 4 или 7;

Шаг 7

Завершение цикла управления

Активное применение экономико-математических методов позволяет провести количественный и качественный анализ экономических явлений, дать количественную оценку значениям риска и неопределенности и выбрать их оптимальное решение для конкретной экономической ситуации. При этом математические методы и имитационные модели позволяют описать различные хозяйственные ситуации и оценить влияние на них управленческих решений, обходясь при этом без проведения ресурсоемких натурных экспериментов.

Риск — вероятностная категория, отчего его оценки используются математические аппараты теории вероятностей и эконометрики, а при их алгоритмической реализации — методы статистического моделирования (методы Монте-Карло). Кроме того, возможно использование методов теории игр и математического программирования. Перспективным также представляется применение метода анализа иерархии (метода Т. Саати) и соответствующих этому классу моделей нечетких оценок, получаемых от экспертов при оценке ключевых показателей эффективности экономических систем.

Имитация — один из методов, который часто применяют для решения практических проблем экономики, ибо она полезна для выявления связей между количественными и качественными переменными (при наличии факторов неопределенности и рисков и неполных знаниях о структуре изучаемого объекта/процесса и в условиях турбулентности). Применяя имитацию, идут от реалий объекта к его имитационной модели, далее — к результатам имитации, а затем уже — и к численному решению. Комбинация имитации со средствами поддержки принятия решений (например, с нейронными сетями), ведет к повышению эффективности процесса принятия решений (сокращению времени на его реализацию и повышению их качества).

Разумеется, для анализа больших массивов разнородной информации и при розыгрыше редких явлений, для которых не накоплена статистически значимая выборка, приходится активно использовать реализованные в виде специализированного программного обеспечения имитационные модели поиска оптимальных решений с помощью нейронных сетей и генетических алгоритмов. Все большую популярность находят и специализированные в рамках своей предметной области системы поддержки принятия решений на основе искусственного интеллекта — продукционные модели, семантические сети (в т. ч., и байесовские), фреймовые структуры и др.

В стоимости предприятий растет доля нематериальных активов, эффективное управление которыми становится значимым из-за усиления роли инноваций, интеллектуальных ресурсов и ИТ‑технологий и др., аспектов, формирующих конкурентоспособные бизнес-процессы.

Гудвилл — совокупность элементов бизнеса или персональных качеств, стимулирующих клиентов обращаться именно к данному источнику товаров/услуг, приносящих прибыль предприятию, сверх той, которая требуется для получения разумного дохода на все остальные активы (включая доход на его идентифицируемые и на отдельно оцениваемые нематериальные активы). Оценка гудвилла как нематериального актива, формирующего конкурентное преимущество хозяйствующего субъекта и иногда составляющего значимую часть от стоимости бизнеса (см. табл. 2) становится актуальной.

Лабиринт Таблица 2

Цели мероприятий по оценке гудвилла

Цели оценки гудвилла

Состав мероприятий

Обеспечение привлекательности инвестирования

Привлечение инвесторов, явное обозначение ценности предприятия/организации

Определение доходности гудвилла

Выяснение, какая часть прибыли получена сверх той, которая была бы заработана, если не было бы положительного гудвилла

Оценка иминимизация нанесенного деловой репутации ущерба

Парирование диффамационных атак в СМИ на деловую репутацию

Оценка сложившейся деловой репутации

Перманентный мониторинг динамики состояния деловой репутации

Оптимизация реализации поглощения/слияния

Анализ динамики состояния деловой репутации взаимодействующих сторон

Составление финансовой отчетности по стандартам МСФО

Ежегодный тест приобретенного гудвилла на предмет его обесценения

Управление деловой репутацией

Выработка стратегии построения имиджа и репутации и их корректировки на заданном горизонте планирования

Обычно дополнительная прибыль есть синергетический эффекта от сложения влияния гудвилла бизнеса (собственно предприятия) и персонального гудвилла. В табл. 3. приведен обзор методов оценки гудвилла.

Условия, в которых функционируют банки и иные кредитные учреждения, формируют угрозы их существованию и экономические риски их деятельности. Стабильность функционирования и эффективная финансово-экономическая деятельность банка — результат обеспечения его экономической безопасности (т. е., обеспечение отсутствия недопустимого риска при ведении предприятием/организацией экономической деятельности). В табл. 4 даны категории рисков для кредитной организации.

Таблица 3

Состав мероприятий по оценке гудвилла

Метод оценки гудвилла

Состав мероприятий

Аналитический метод оценки деловой репутации

Неявные элементы нематериальных активов почти/совсем не показываются в бухгалтерском учете, поэтому нужно вычисление этих активов. Ряд элементов имеет стоимость лишь при их объединении. Указывает на внутреннее происхождение деловой репутации, но сложен для анализа и расчета

Бухгалтерский метод

Применяется лишь при покупке предприятия, когда цена покупки превышает стоимость материальных и нематериальных активов, стоящих на балансе — тогда разницу приписывают стоимости гудвилла. Помогает оценить гудвилл и др. неидентифицируемые нематериальные активы по методу «большого котла»

Метод избыточных прибылей

Основан на допущении, что избыточные прибыли приносят предприятию не отраженные в балансе нематериальные активы, обеспечивающие доходность на активы и на собственный капитал, выше среднеотраслевого уровня. Предполагает явное сопоставление уровней прибыльности оцениваемого предприятия и др. предприятий-аналогов отрасли с последующей капитализацией, необъяснимой влиянием материальных активов разницы между ними

Оценка деловой репутации по деловой активности

Показатель деловой активности — объем продаж (обычно за последние три года), к которому применяют коэффициент-множитель оценки деловой репутации. Оценивать деловые активы предприятия только по объему продаж сложно — надо знать и финансовые результаты его деятельности

Таблица 4

Состав рисков хозяйствующего субъекта

Вид риска

Состав риска

Кредитные риски

Риск невыполнения в полной мере и в срок контрагентом своих обязательств. Существуют у банков, у предприятий, имеющих дебиторскую задолженность и у организаций, работающих на рынке ценных бумаг

Организационные риски

Риски, связанные с внутренней организацией работы организации

Рыночные риски

Риски, вызванные турбулентностью экономической конъюнктуры

Технико-производственные риски

Экологический, возникновения аварий, пожаров, поломок; нарушения функционирования объекта из-за ошибок при его проектировании и монтаже, строительные риски и др.

Юридические риски

Риски потерь, из-за того, что нормы законодательства не были учтены или изменились за период сделки; риск несоответствия законодательств разных стран; риск некорректно составленной документации и др.

Организационные риски

Связаны с бизнес-процессами в организации

Одним из способов обеспечения экономической безопасности субъекта экономики является повышение конкурентоспособности предлагаемых им продуктов и услуг. Конкурентоспособность банка — потенциальные и реальные возможности сформировать положительный имидж его как надежной и современной кредитной организации, отвечающей всем запросам клиентов, способной создавать и продвигать на рынок конкурентоспособные продукты/услуги. Конкурентоспособность услуг в банковской сфере — система качественных и стоимостных показателей услуг банка, удовлетворяющих реальные и потенциальные потребности потребителей банковских услуг и обладающая превосходством над услугами конкурентов. Конкурентоспособность услуг банка определяется свойствами услуги, спецификой ее потребителей и качеством услуг от конкурентов.

Банк подвержен влиянию как общих рисков, свойственных хозяйствующим субъектам, так и рисков, связанных со спецификой его деятельности. Специфика риска банковских операций в том, что степень риска, которую принимаемая банком на себя, сильно зависит от степени риска, прямо или опосредованно получаемого от его клиентов. Чем выше степень риска бизнеса клиентов банка, тем выше и риск, подстерегающий банк, при работе с этими клиентами.

Предупреждение и снижение рисков становятся все более востребовано банковской теорией и практикой. Банковские риски являются социально ответственными процессами, ибо банки рискуют не только собственными, но и, главным образом, заемными ресурсами, отчего последствия могут быть весьма плачевными.

Особенности конкурентоспособности в банковской среде определяются спецификой банковских услуг: непостоянством их качества и неотделимостью от персонала, неосязаемостью, несохраняемостью и др. С помощью имущественных договорных отношений нематериальные банковские услуги приобретают зримые черты. Реализация банковских услуг связана и с использованием различных форм денег (наличные, безналичные и расчеты), а оказываемые банком услуги носят комплексный характер (например, зависят от времени).

Для банковских продуктов/услуг к критериям конкурентоспособности можно отнести: простота получения услуги; доступность информации о банковском продукте/услуге; качество обслуживания клиентов; наличие/отсутствие продуктов-заменителей у банков-конкурентов; наличие пакета дополнительных услуг; тарифную политику банка.

Лабиринт Надежность банка определяет его имидж и тем самым формирует гудвилл (как его важный нематериальный актив). На надежность банка влияют следующие факторы: качество обслуживания клиентов, доступность (наличие сети филиалов), применение информационно-коммуникационных технологий. При этом во фреймы (информационно логические структуры) «конкурентоспособность банка» и «конкурентоспособность услуги банка» входят зависящие друг от друга факторы (см. табл. 5 ниже).

Таблица 5

Принципы информационных конструкций, связанных спонятием «конкурентоспособность»

Фрейм «конкурентоспособность банка»

Фрейм «конкурентоспособность услуги банка»

Макроэкономические показатели (ВВП на душу населения, % инфляции, динамика доходов и расходов домохозяйств и др.);

Наличие потенциальной клиентуры;

Потребительские предпочтения;

Уровень конкуренции в банковском секторе

Быстрота получения услуги банка;

Доступность информации о продукте/услуге;

Наличие пакета дополнительных услуг;

Наличие/отсутствие продуктов-заменителей у банков-конкурентов;

Тарифная политика банка

После получения качественной информации об конкурентном состоянии финансового рынка, инвесторы проводят анализ конкурентной позиции банка на рынке, используя модельные соотношения и специализированное программное обеспечение, количественно описывающие конкурентоспособность банка и его продуктов/услуг.

Киберпреступность наносит экономический и репутационный урон банкам и частным организациям. На сбор информации о конкурентах — их нематериальных активах, промышленных технологиях, ноу-хау (в т. ч., и о составляющих гудвилла) хозяйствующими субъектами тратятся большие финансовые, человеческие и временные ресурсы. Утраченную информацию сложно воспроизвести, ибо слишком велики израсходованные ресурсы, утрачены носители информации, ограничено время восстановления информации и др [Пителинский, Гринман, Хачатрян 2012, Пителинский, Гринман 2012].

Утрата нематериальных активов сводит на нет затраченные средства и может исключить возможность окупаемости инвестиций в разработки. С позиции будущих доходов предприятия, потеря информационной защиты делает ее деятельность прозрачной и предсказуемой для конкурентов и др. недружественных субъектов, т. е., уязвимой. Понимание планов, стратегии и модели поведения конкурента, сведения о его клиентах, связях и взаимоотношениях с поставщиками, покупателями и др. организациями — основа для нейтрализации конкурирующего экономического субъекта.

В кредитной сфере РФ возникли государственные и коммерческие компании — Бюро Кредитных Историй (далее — БКИ), профиль деятельности которых — сбор, хранение и обработка данных о кредитах, когда-либо выданных юридическим и физическим лицам (см. табл. 6). Также БКИ обмениваются между собой сведениями о проблемных кредитах.

Таблица 6

Принципы работы бюро кредитных историй

Принцип

Состав принципа

Безопасности

Вся информация, собранная и распространяемая между БКИ и банком секретной информации, есть банковская тайна, защищаемая специальными средствами и мероприятиями от несанкционированных действий третьих лиц

Достоверности

Организации, дающие информацию в БКИ, отвечают за ее правильность и достоверность. БКИ отвечает лишь за правильную обработку данных, точное и своевременное размещение информации в БД

Нейтральности

Информация, являющая собой коммерческую тайну не разглашается и не раскрывается (как и название ее давшего банка)

Сотрудничества

Информация доступна участникам, регулярно предоставляющим данные о кредитной истории своих клиентов

Банки в режиме реального времени посылают информацию о всех поступивших к ним заявлениях на получение кредита от заемщиков — так все бюро кредитных историй БКИ постоянно пополняют свою БД. Также, БКИ гарантирует своевременную подачу кредитных отчетов о заемщиках по запросу банка, а банк, в свою очередь, обязан по требованиям БКИ вовремя давать нужную ему информацию [Пителинский, Антипенкова 2014, Пителинский, Антипенкова, Титов 2014, Пителинский, Титов 2014].

Для повышения эффективности функционирования предприятий и устранения всех вышеперечисленных рисков, создаются интегрированные системы безопасности для защиты ресурсов субъектов экономики, объединяющие функциональные возможности систем аппаратной и программной защиты информационных потоков, организационно-правовых и технических мероприятий [Пителинский, Синьковский, Улунян, Берёза 2015]

Для накопления информации нужны ресурсы — финансовые, человеческие, временные. Некоторую информацию нельзя воспроизвести из-за значительности затраченных временных и человеческих ресурсов, утраты носителей или ограниченности времени на ее воспроизводство. При сборе сведений о промышленных технологиях, ноу-хау хозяйствующим субъектами тратятся большие ресурсы. Информационная безопасность технологии производства (ИБТП) значительно влияет на стоимость предприятия и относится к нематериальной ее составляющей. ИБТП представляет стоимость экономического субъекта — неотъемлемое свойство собственных знаний и разработанных/приобретенных бизнес-процессов как реально обеспечивающих конкурентное преимущество при минимизации организационных и др. рисков.

Из соображений, изложенных выше, становится ясно, что любая оригинальная технология, обеспечивающая ее владельцу какое-либо конкурентное преимущество над конкурентами, является ценной и имеет определенную стоимость. Следовательно, в рамках ИБТП необходимо вводить комплексную систему охранных (организационно-правовых, программно-математических и инженерно-технических) мероприятий.

Лабиринт Поднятая в статье тематика представляется авторам весьма актуальной, особенно на фоне длительного спада экономики РФ, вызванного рядом системных причин (кумовство, коррупция, некомпетентность управленческого аппарата, технологическая отсталость и отсутствие четкой законодательной базы), негативное влияние которых усугублено действием наложенных рядом стран секторальных санкций.

Литература:

  1. Пителинский К. В., Антипенкова А. А. Средства минимизации рисков субъекта экономики: информационная безопасность // Вестник московского института лингвистики. — № 2. – М.: Вестник московского института лингвистики. 2014, – С. 133–139.
  2. Пителинский К. В., Гринман И. Р., Хачатрян А. Ю. Особенности конфиденциальной информации — некоторые правовые аспекты // Межотраслевая информационная служба. Выпуск 2 (159). — М.: ВИМИ, 2012. — С. 13–18.
  3. Пителинский К. В., Синьковский А. В., Улунян А. А., Берёза А. О. Юридические основы защиты информации как основного нематериального актива в строительных организациях // Бухучет в строительных организациях. — М.: № 4 2015 –С. 60–67.
  4. Пителинский К. В., Титов В. Р. О правовых аспектах управления информацией и нематериальными активами предприятия // Вестник московского института лингвистики. — № 2. — М.: 2014, – С. 140–144.
  5. Пителинский К. В., Хачатрян А. Ю., Берёза А. О. Нарушения требований ПБУ 14/2007 о правах на нематериальные активы: последствия и минимизация рисков // Бухучет в строительных организациях. — М.: № 2 2015 – С. 79–88.
Основные термины (генерируются автоматически): нематериальные активы, нематериальных активов, Вестник московского института, московского института лингвистики, конкурентное преимущество, субъекта экономики, банковских услуг, Титов 2014, качество обслуживания клиентов, рисков субъекта экономики, строительных организациях, поддержки принятия решений, балансе нематериальные активы, экономического субъекта, неидентифицируемые нематериальные активы, услуг банка, нематериального актива, Конкурентоспособность услуг банка, имитационные модели, степень риска.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос