В настоящее время очень высокий уровень технической, физической и волевой подготовки легкоатлетов разных стран никого не удивляет. Поэтому в большинстве случаев решающим фактором достижения успеха на международных соревнованиях различного уровня становится уровень владения искусством тактики.
Тактическая подготовка состоит не только из овладения знаниями в данной области, применении их в соответствии с конкретным видом легкой атлетики. В специальную тактическую подготовку входит разработка соответствующих приемов и способов соревнования, изучение и учет возможностей конкретных будущих соперников, составление планов, графиков, вариантов. В общем, тактическое мастерство основывается на богатстве знаний, умений и навыков, обеспечивающих точное выполнение намеченного плана, оперативную оценку ситуации при неудаче и принятия оптимального решения.
Задачами тактической подготовки являются:
1) изучение общих правил тактики;
2) изучение сущности и закономерностей спортивных соревнований, и особенно вида легкой атлетики, на которой специализируется спортсмен;
3) изучение тактических ходов, средств и возможностей в том виде легкой атлетики, в которой специализируется спортсмен;
4) изучение тактического опыта сильных спортсменов;
5) изучение практического применения тактических элементов, приемов, путей и вариантов на занятиях, тренировках и соревнованиях («тактические учения»);
6) изучение силы соперников, их тактической, физической и волевой подготовки, тактические приемы, варианты и системы соревнований с учетом ситуации и иных внешних условий.
После изучения всего этого спортсмен с учетом конкретного своего соперника должен разработать тактику на предстоящие соревнования, (выбрать наиболее целесообразную схему соревнования, варианты решения определенных задач, найти их решение, составить график и т. п.). также необходимо проанализировать прошлые соревнования, тактику и эффективность элементов, вариантов, их составляющих, сделать соответствующие выводы. Знания в области тактики формируются путем изучения специальной литературы, слушания лекций, бесед, наблюдения за соревнованиями, а также в процессе практических занятий и анализа.
Основное средство обучения тактике — повторное выполнение упражнения или действия по намеченному плану (с изменением скорости бега, тактической схемы, применением в “сложившейся” ситуации одного из выработанных вариантов и пр.).
Тактическое мастерство тесно связано с развитием физических и волевых качеств. Недостаточность скорости и выносливости часто препятствует повышению тактического мастерства. Например, несмотря на то, что с тактической точки зрения бег с изменяющимся темпом достаточно эффективен, спортсмен не может вынести ускорение несколько раз за 400 метров и поэтому применение такого бега нецелесообразно.
Зачастую перед попыткой реализации намеченной тактической комбинации приходится повысить функциональные возможности спортсмена.
Тактику изучают в учебных сборах, тренировках, непосредственно в ходе соревнований. Особенно в последние этапы подготовки изучение тактики должно осуществляться одновременно с физической и волевой подготовкой. Обучение тактике при выполнении упражнения (вида) в полную силу — важное условие успеха. На «тактических занятиях», т. е. на занятиях по специальному виду спорта особое внимание уделяется выполнению действий в условиях, максимально приближенных к соревнованиям. Основными методами обучения и совершенствования тактической подготовки являются:
обучение тактическим элементам и действиям по отдельности или связывая их между собой, целостное выполнение, словесное объяснение, анализ действий (своих и соперника), повторение элементов, связок, действий, разработка вариантов тактических действий, выполнение творческих заданий в ходе занятий и соревнований, тактические занятия.
Для совершенствования распределения спортсменом своих сил в ходе соревнований применяют следующие систематические методы:
- Выполнение запланированных на занятиях разделов, точное выполнение намеченных систем взаимодействия с введением отрицательных факторов.
- Повторное выполнение межфинишных упражнений.
- Отведение финиша на определенное расстояние.
- Последовательное упражнение с отдохнувшими партнерами (соперниками).
- Неоднократное выполнение упражнений с уменьшением нагрузки, расслаблением, в условиях, максимально приближенных к соревновательным.
Для развития навыков легкого перехода спортсмена от одной системы тактических действий к другой применяют следующие методы:
- Переход спортсменов по ранее оговоренному сигналу с одной тактической комбинации и приемов к другим.
- Неожиданное создание меняющихся условий, требующих от спортсмена быстрого и творческого мышления.
- Проведение товарищеских соревнований с соперниками, заметно отличающимися стилем ведения тактической борьбы.
С помощью приведенных ниже методов формируются навыки, связанные с правильным выбором и применением конкретного тактического приема из своего арсенала в связи с изменившимися условиями:
- Выполнение упражнений с усложнением тактических приемов, вызванных необходимостью правильного их выбора.
- Введение элементов преодоления противостояния соперника, конкретных тактических задач, требующих творческого, самостоятельного мышления.
Непосредственное наблюдение за соревнованиями может преследовать цели: уяснить определенные моменты, оценку действий и особенностей соперника, разработку своих тактических действий.
Как было сказано выше, при равных показателях физической и волевой подготовки нередко успех гарантирует высокий уровень тактической подготовки. Осознанное и умелое применение на научной, психолого-педагогической основе описанных выше методов и средств тактической подготовки, выработка соответствующих умений и навыков является важнейшей задачей педагогов-тренеров.