Авторы: Логвинова Олеся Юрьевна, Мещерякова Снежанна Викторовна

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 18.10.2016

Статья просмотрена: 179 раз

Библиографическое описание:

Логвинова О. Ю., Мещерякова С. В. Методика обучения основным видам движения по физкультуре и плаванию // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 774-776.



В системе физического воспитания детей дошкольного возраста большое значение имеет развитие основных движений: ходьбы, бега, метаний, прыжков, лазания и др. Они характерны для повседневной трудовой деятельности человека и являются важным средством физического воспитания. Мы рассмотрим:

‒ Метание мешочка с песком 100г

‒ Прыжки со скакалкой за 10 сек.

‒ Прыжки в длину с места.

‒ Бег на 30 метров.

Подготовительной формой метания является бросание, а также катание, прокатывание и скатывание мяча.

Для детей младшего возраста упражнения в метаниях представляют значительную трудность, так как требуют хорошей координации движений, умения рассчитать силу и точность броска в зависимости от расстояния до цели и ее размещения (горизонтальная или вертикальная).

В этом возрасте мы рекомендуем упражнения, которые подготавливают ребенка к метаниям: прокатывание «Колобок», бросание и ловля мяча «Мой веселый звонкий мяч», шариков и других предметов одной и двумя руками из-за головы. Упражнения потом усложняю (используя мешочки с песком) «Попади в обруч», «Сбей кегли». Упражнения в метаниях предметов в старшем возрасте значительно усложняются. Ребенок стоит лицом в сторону броска, правая нога сзади на носке; если метание выполняется правой рукой, то мешочек с песком держится пальцами так, чтобы он не соприкасался с ладонью. Кисть с мячом находится в согнутой в локтевом суставе руке на уровне лица. Вначале надо перенести тяжесть тела на правую ногу, отклонившись назад по возможности больше; одновременно руку с мячом кратчайшим путем отнести назад за голову. Правая нога в этом положении будет несколько согнута в коленном суставе, левая — прямая, в упоре на пятку. [5,97]

Для того чтобы добиться правильной технике мы используем упражнения «Попади в цель», «Перебрось через флажки», «Метание мешочка с лентами», «Ромашка».

Знакомить детей со скакалкой мы начинаем с трехлетнего возраста. В основных движениях мы используем скакалку наглядно, выкладывая из неё круги, дорожки, ручейки для перепрыгивания и перешагивания, делаю барьер для подлезания, чтобы дети видели этот предмет. Затем мы предлагаем малышам пробежать под вращающейся скакалкой, перешагивает через вибрирующую и приподнятую скакалку, далее ребенок сам вращает скакалку вперед — назад с попыткой перешагнуть и перепрыгнуть через нее, когда она впереди.

В средней группе мы предлагаем детям самим вращать и перешагивать, а затем перепрыгивать через скакалку вперед и назад удобным для них способом: переступанием с ноги на ногу или прыжком на 2 ногах.

В старшем дошкольном возрасте мы добавляем ко всем предыдущим упражнениям упражнения в паре дети начинают с вращения скакалки, постепенно переходя к прыжкам, также перепрыгивают разными способами: на месте и в движении, в досугах мы предлагаем детям эстафеты и подвижные игры со скакалкой («Удочка», соревнования с индивидуальными прыжками.

Прыжки вдлину сместа у дошкольников разных возрастных групп имеют значительное сходство. Исходное положение перед прыжком — «старт пловца» (ноги полусогнуты, туловище наклонено вперёд, руки отведены назад — в стороны). Отталкиваются обеими ногами с одновременным взмахом рук вперед — вверх. В полете ноги сгибаются в коленях и выносятся вперед. Во время приземления ребенок приседает и выносит руки вперед—в стороны, обеспечивая, таким образом, мягкое и устойчивое приземление. [10,123]

Обучение детей младшего возраста прыжку в длину с места мы начинаем после того, как они овладели подпрыгиванием на обеих ногах на месте и с продвижением вперед («как зайчики», «мячики»). В этом возрасте они уже хорошо понимают словесные указания, которые даются в доступной для них форме, и могут точно повторить показанное им движение. Сначала я ребенку предлагаю прыгать через ленту или «ручеек», выложенный из двух лент (скакалок). Такая конкретизация обусловливает выполнение прыжка не в полную силу, благодаря чему дети точнее дифференцируют мышечные усилия, что является необходимой основой для овладения правильной структурой движения.

Наиболее сложные элементы прыжка для детей данного возраста — сочетание маха руками с одновременным отталкиванием обеими ногами и мягкое приземление. Для правильного и быстрого овладения этими элементами мы рекомендуем применять подводящие упражнения: махи прямыми руками вперед — вверх, «как птички», с одновременным подниманием на носки; прыжки на месте, «как мячики»; прыжки с продвижением вперед, «как зайчики».

Для старшего возраста мы совершенствуем прыжок с помощью таких упражнений: прыжок через «ручеек» с постепенным увеличением его ширины до 60–70 см; прыжки с продвижением вперед, «как лягушки» (4–6 подряд). Для детей 6–7 лет наиболее сложным элементом в данном движении является приземление. Стараясь прыгнуть подальше, ребенок отталкивается с максимальным усилием и, выбрасывая ноги вперед (в заключительной стадии полета), приземляется жестко на пятки, часто с потерей равновесия. Поэтому основное внимание акцентируем на мягком и устойчивом приземлении.

Характерным признаком бега, является фаза «полета» — безопорное положение тела после отталкивания ногой от земли. Во время бега младших дошкольников часто можно наблюдать мелкий, семенящий шаг, значительное разведение рук в стороны, иногда ребенок прижимает руки к туловищу или держит их опущенными вниз. [3,65] Большинство детей 3–4 лет бегают на полусогнутых ногах, ставят ногу на опору с пятки или на всю стопу. В этом возрасте я использую следующие упражнения оббегать расставленные на полу предметы кубики, коробочки, камешки.

В старшем дошкольном возрасте рекомендуется практиковать бег с ускорением до максимальной скорости. Во время бега слежу, чтобы ребенок бежал в прямолинейном направлении, энергично выполнял движения согнутыми в локтях руками и активно ставил ногу с носка.

Большое значение для совершенствования навыка бега у дошкольников всех возрастных групп мы используем подвижные игры с ловлей и убеганием «Кот и мыши» (младшие группы), «Ловишки с лентами» (старший возраст) бегом на перегонки, с соревнованием в быстроте и ловкости в эстафетных играх, где дети могут проявить свои скоростные способности.

Обучение каждому новому плавательному упражнению сводится к игре. Поэтому использую больше упражнений и игр, направленных на правильное дыхание и погружение с задержкой дыхания. Вначале дети моют руки, плечи, ополаскивают грудь, шею, лицо. Затем поливают воду на спину, медленно приседают в воду по шею. Прежде чем перейти к погружению в воду с головой, детей на суше учу правильному вдоху и выдоху, чтобы задерживать дыхание в воде. Для совершенствования выдоха при погружении в воду использовали игры «Подуй на одуванчик», «Парус и ветерок» (имитация сдувания), «Пружинка», «Насос», «Найди рыбок». В игре «Водолазы», опускаю на дно несколько игрушек, ярких и крупных, чтобы они были достаточно заметные для детей. Нужно сделать глубокий вдох и, задержав дыхание, нырнуть под воду. Постараться под водой открыть глаза и найти предметы. Для облегчения поиска можно использовать подводные очки, которые улучшают видимость и препятствуют попаданию воды в носик.Когда дети научатся выполнять это упражнение, усложните его: после того как он всплывет, надо развести и вытянуть руки и ноги так, чтобы получилась фигура, похожая на звезду, лицо должно быть опущено в воду. Звездочку необходимо выполнять на такой глубине, чтобы вода была на уровне пояса малыша, руки вытянуты наверх. Делается отталкивающее движение от дна, в направлении вперед и вверх. В момент входа в воду, тело прямое, руки вытянуты, а голова должна быть под водой. Таким образом, ребенок научится делать упражнение«Звездочка на груди». Оно позволит ребенку понять, что можно опираться о воду ничуть не хуже, чем о землю.

Упражнение «торпеда». Самое обтекаемое положение в воде — «это стрелочка». Обучение этому положению лучше всего начинать на суше. Самое главное научиться вытягиваться в одну линию. Прямые руки должны быть соединены вверху так, чтобы голова не могла пройти между ними. При поднимании на носки ребенок должен затылком надавливать на сомкнутые за головой руки и слегка прогнуться. Пятки и носки ног вместе. Потом учу плавать на груди с поддержкой снизу. Нужно добиться, чтобы ребенок, лежа на груди, вытягивался в линию, не поднимая головы. Задание выполняется после полного вдоха на задержке дыхания. Следующее упражнение — плавание на груди с двойной опорой. Это упражнение позволит научиться лежать на воде, на груди с меньшей опорой, чем в предыдущем задании. Ребенок, взяв мяч или доску, должен попытаться лечь на воду. Для этого необходимо прижать подбородок к груди, поднять прямые ноги назад вверх. Нужно подхватить ноги во время подъема. партнер и др.). Затем движение ногами изучают с подвижной опорой (плавательная доска, круг и другие поддерживающие средства). Помогают упражнения «Фонтаны», «Ножницы» (на суше и воде), «Буксир», «Катера».

Растить детей здоровыми — это задача каждого дошкольного учреждения. Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без шумных праздников, развлечений, соревнований, интересных игр и веселых аттракционов. Замечательно, если дети участвуют в спартакиаде. Это помогает им развиваться в физическом плане, повысить выносливость, закалить характер, а также учить жить в социуме.

Литература:

  1. Амосов Н. М. «Раздумья о здоровье», М., 1983г.
  2. Аршавский И. А. «Будущий ребенок» (Искусство быть здоровым), — М., 1984г.
  3. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и препод. ин-тов физ. культуры). — М.: Физкультура и спорт, 1978. — 223 с.
  4. Бартенев Л. В. Бег на короткие дистанции. — М.: Физкультура и спорт, 1971. — 72 с.
  5. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость: Пособие для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1981.
  6. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1983. — 144 с.
  7. Вильчковский Э. С. Физическая культура детей дошкольного возраста. — Киев.: Здоров'я, 1979. — 232 с. (Библ. для родителей и детей).
  8. Змановский Ю. Ф. «Бегать раньше, чем ходить?», М., 1984г.
  9. Методические рекомендации «Организация оздоровительного бега в дошкольном учреждении», НГПУ, Н.Новгород, 1998г.
  10. Степаненкова Э. Я. «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка», М., 2001г. Издательский центр «Академия».
  11. Хухлаева Д. В. «Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях», М., «Просвещение», 1984г.
Основные термины (генерируются автоматически): физического воспитания, детей младшего возраста, детей дошкольного возраста, старшем дошкольном возрасте, Предупреждение появления чувства, появления чувства страха, процессе обучения плаванию, организации интегрированных занятий, младшего возраста упражнения, физического воспитания детей, бега младших дошкольников, воспитателя дет, иностранному языку, подвижные игры, дошкольного возраста большое, возрастных групп, носки ребенок должен, условиях ДОУ, Характерным признаком бега, совершенствования навыка бега.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос