Авторы: Володина Елена Владимировна, Володина Инга Вадимовна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 18.10.2016

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Володина Е. В., Володина И. В. Формирование «инструментов» деятельности и познания в процессе языковой подготовки у студентов вузов // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 670-673.



Будущее России зависит от её способности производить самые совершенные научные знания, быстро, энергично и безошибочно внедрять опирающиеся на них технологии в экономику, военное дело, социальную сферу, культуру, здравоохранение и образование. К системе высшего профессионального образования требованиями времени выдвигается задача подготовки специалистов, владеющих компетенциями, методологией творчества, сформированным творческим мышлением, развитыми профессионально значимыми личностными качествами [1, с. 73].

Для создания конкурентоспособной продукции и проведение эффективной деятельности на внешнем рынке необходимо, чтобы специалисты владели не только профессиональными компетенциями, но и готовностью к коммуникации на иностранном языке в сфере инновационной деятельности. Несмотря на то, что многие стороны делового английского языка детально изучены, методы формирования «инструментов» деятельности и познания в процессе языковой подготовки у студентов неязыковых вузов требуют научного осмысления. В результате языковой подготовки должны быть сформированы инструменты деятельности (говорение, чтение, письмо, аудирование) и инструменты познания:

‒ операции мышления (сравнение, анализ, синтез, абстракция конкретизация);

‒ формы мышления (суждение, понятие, умозаключение);

‒ функции дискурсивного мышления (индукция, дедукция).

Рассмотрим этапы профессионально творческой деятельности:

‒ анализ проблемной ситуации;

‒ выявление и формулирование проблемы;

‒ выявление и формулирование профессиональной творческой задачи;

‒ решение профессиональной творческой задачи;

‒ принятие решения.

Конкурентная среда характеризуется следующими факторами: проблемностью, неопределенностью, многогранностью, противоречивостью, дефицитом ресурсов. В условиях конкуренции методы разработки и принятия нестандартных творческих решений в условиях рынка технических инноваций приобретают особую актуальность для специалистов, чья профессиональная деятельность связана с разработкой, реализацией, коммерциализацией инновационных продуктов, процессов и услуг в условиях неопределенности, противоречивости, риска и дефицита ресурсов. Определение инноваций приведено в статье [3, с.316–317].

На рис. приводится авторская модель Володиной И. В. «Модель формирования «инструментов» деятельности и познания в процессе языковой подготовки у студентов вуза» Структура общения представлена компонентами: мотивационным, когнитивно-информационным, аффективно-эмпатийным, поведенческим и социально-перцептивным [9, с. 198–199]. Анализ коммуникативных потребностей будущих специалистов, чья деятельность будет связана с созданием инновационных продуктов, процессов и услуг приведен в работе Володиной И. В. [2, c.199]. Схема познавательной деятельности:

‒ знать и владеть методологией творчества;

‒ развивать творческое воображение;

‒ преодолевать психологическую инерцию;

‒ формировать этику творчества, (отношение специалиста к людям, окружающему миру и к себе в процессе напряженной профессионально-творческой деятельности).

Модель образовательного пространства [7, c. 44] строится на основе глобальных, национальных или региональных компьютерных систем (интернет), обучающая среда на основе локальных компьютерных систем в рамках учебного заведения или класса. Включение компьютерной техники в комплект дидактических средств способствует активизации образовательной деятельности. УМК по дисциплине «Иностранный язык» дополняется блоками: информационный блок, содержащий основную учебную информацию модуля; компактность информации достигается путем структурирования терминологии по инновационной деятельности: классификация инноваций, типы инноваций, определение инноваций; проблемный блок, содержащий проблемные задания; блок самоконтроля и контроля. Модуль учебного курса «ProfessionalEnglishForInnovationActivity» [8] состоит из несколько блоков (дидактических единиц), задача которых заключается в том, чтобы вызвать определенные умственные действия направленные на развитие «инструментов» деятельности (говорение, письмо, чтение, аудирование) и познания: операций мышления (сравнение, анализ, синтез, абстракция, конкретизация), форм мышления (суждение, понятие, умозаключение),функций дискурсивного мышления (индукция, дедукция).

Рис. Модель формирования «инструментов» деятельности и познания в процессе языковой подготовки у студентов вуза

Авторская модель Володиной И. В.

Для формирования деятельности и познания, широко используется вопросо-ответный развивающий прием.

Структура приема состоит из:

‒ алгоритма последовательно включающего студента в мыслительную деятельность;

‒ классификатора вопросов;

‒ перечня (операции, формы и функции мышления) [5, с. 107– 108];

Для преодоления психологической инерции мышления широко применяется мозговой штурм. В качестве метода активизации воображения — синектика, аналогия.

Также для самостоятельной работы студентам в пособии предлагаются тексты для чтения, знакомящие с жизнью и творчеством классиков менеджмента, что необходимо для расширения их кругозора и формирования достойной жизненной позиции. Доклады, презентации, дискуссии и педагогические игры [4, c. 386–387] демонстрируют способность студентов отстаивать свою позицию в условиях наличия противоположной точки зрения у других участников и экспертов.

Для формирования у студентов в процессе обучения целостной, логически последовательной системы знаний о природе и обществе англоязычных стран нами разработано учебно-методическое пособие «Страноведение Великобритании» [6]. Именно системные знания, а не разрозненные сведения из разных сфер жизни этих государств, создают прочную основу для формирования лингвосоциокультурной компетенции, которая является главной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Таким образом, предложенные нововведения,основанные на современных теориях, методологии и технологиях дают возможность формировать «инструменты» деятельности и познания в процессе языковой подготовки у студентов неязыковых вузов. Такие специалисты востребованы в настоящее время и будут востребованы в будущем.

Практическим вкладом в процесс профессионального становления специалиста является, по нашему мнению, осуществление языковой подготовки в вузе на основе системного подхода, реализующего профессиональную направленность обучения, включая инновационную деятельность и систему культурологических знаний.

Литература:

  1. Володина Е. В., Володина И. В. Формирование готовности к инновационной деятельности как средство профессионализации студентов вуза. Известия Балтийской Государственной Академии рыбопромыслового флота. — 2015. — № 3 (33). — С. 75–77.
  2. Володина И. В. Формирование готовности будущих инженеров к инновационной деятельности средствами иностранного (английского языка) в образовательном процессе вуза Образование, наука, научные кадры. — Юнити-ДАНА. — 2014. — № 1. — С. 198–201.
  3. Володина И. В. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку инновационных менеджеров в техническом вузе. Молодой ученый — 2012. — № 8. — С. 315–318.
  4. Володина И. В. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку инновационных менеджеров в техническом вузе. Молодой ученый — 2013. — № 8. — С. 385–387.
  5. Володина Е. В. Формирование профессионально направленной иноязычной коммуникативной компетенции будущих педагогов профессионального обучения: Дисс. кандидата пед. наук Москва, 2008. — 159 с.
  6. Володина Е. В. Володина И. В. Страноведение Великобритании: Учебно-методическое пособие. — М.: Издательство «Спутник+», 2015. — 136 с.
  7. Володина И. В., Володина Е. В. Формирование готовности студентов вуза технических и экономических специальностей к инновационной деятельности средствами иностранного языка. — В.: Вестник Воронежского Государственного Университета.: Проблемы высшего образования» — 2016. — № 1 — С. 44.
  8. Володина И. В. ProfessionalEnglishforInnovationActivity: Учебно-методическое пособие. — М.: Издательство «Спутник +», 2015. — 153 с.
  9. Реан А., Бордовская Н., Розум С. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2004. — 432 с.
  10. Щукин А. Н. Теория обучения иностранным языкам (лингводидактические основы). — М.: Икар, 2012. — 321 с.
Основные термины (генерируются автоматически): процессе языковой подготовки, инновационной деятельности, «инструментов» деятельности, формирования «инструментов» деятельности, студентов вуза, инновационной деятельности средствами, деятельности средствами иностранного, Формирование готовности, студентов неязыковых вузов, иностранному языку инновационных, Молодой ученый, языку инновационных менеджеров, обучение иностранному языку, Профессионально-ориентированное обучение иностранному, Формирование «инструментов» деятельности, сфере инновационной деятельности, методологией творчества, коммуникативной компетенции, Схема познавательной деятельности, языковой подготовки должны.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос