О роли наименования места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 12.10.2016

Статья просмотрена: 489 раз

Библиографическое описание:

Еськова, С. П. О роли наименования места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана / С. П. Еськова, В. В. Коварда, С. А. Старых. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 303-306. — URL: https://moluch.ru/archive/124/34277/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье описана роль наименования места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана. Описана процедура государственной регистрации наименования места происхождения товара и предоставление исключительного права на наименование места происхождения товара.

Ключевые слова: наименование места происхождения товара, правообладатель, интеллектуальная собственность, свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара

Под наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, понимается обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Особые свойства наименования места происхождения товара исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или человеческими факторами, либо природными условиями и людскими факторами одновременно. Под людскими факторами следует понимать профессиональные навыки местных мастеров. Природные факторы включают почвенные, климатические и тому подобные факторы.

Функции, выполняемые наименованиями мест происхождения товаров, совпадают с функциями, выполняемыми товарными знаками (различительная, информативная, информационная, рекламная).

При предоставлении правовой охраны наименованию места происхождения товара необходимо выявить связь между обозначением товара и его особыми свойствами, которые, в свою очередь, обусловлены его происхождением из определенной местности. Причем принадлежность к определенной местности должна быть достаточно устойчивой и иметь известность среди потребителей.

Такие свойства могут быть обусловлены особенностями почвы, климата, состава воды, определенной влажностью воздуха. (В качестве примера можно привести минеральные воды, добываемые в Боржоми, чай, выращиваемый в Цейлоне и т. д.)

Особые свойства, относящиеся к людским факторам, включают культурные, профессиональные, производственные и ремесленные традиции (палехские шкатулки, жостовские подносы и т. д.). В связи с тем, что географические названия в силу различных причин могут меняться, наименованием места происхождения товара может быть также историческое название географического объекта.

Именно связь качества товара с регионом, где выпускается товар, является одним из отличий наименования места происхождения товаров от товарного знака.

Не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее наименование географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее потребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства.

Наименование места происхождения товара признается и охраняется в силу государственной регистрации такого наименования. Регистрация наименований мест происхождения товаров осуществляется в Роспатенте. В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано более 130 наименований места происхождения товара, среди них: «Нарзан», «Гжель», «Вологодское масло», «Хохлома», «Кисловодский фарфор», «Минеральная вода «Липецкая», «Башкирский мед», «Абрау-Дюрсо», «Оренбургский пуховый платок», «Вологодские кружева», «Тульская гармонь», «Тульский пряник», «Павловопосадский платок» и другие [1].

ГК РФ допускает множественность правообладателей этого интеллектуального права. Наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано одним или несколькими гражданами либо юридическими лицами [2]. Это условие так же отличает наименование места происхождения товаров от товарного знака, который может быть зарегистрирован только на одно лицо. Лицам, зарегистрировавшим наименование места происхождения товара, предоставляется исключительное право использования этого наименования, удостоверяемое свидетельством. Исключительное право использования наименования места происхождения товара в отношении того же наименования может быть предоставлено любому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий теми же особыми свойствами. Так, наименование «Вологодское масло» зарегистрировано на ряд маслозаводов Вологодской области; обладателями свидетельства на наименование «Русская водка» являются ряд предприятий, производящих алкогольную продукцию.

Правообладателю принадлежит исключительное право использования наименования места происхождения товара любым не противоречащим закону способом. Использованием наименования места происхождения товара считается размещение этого наименования, в частности:

1) на товарах, этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

2) на бланках, счетах, иной документация и в печатных изданиях, связанных с введением товаров в гражданский оборот;

3) в предложениях о продаже товаров, а в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

4) в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Не допускается использование зарегистрированного наименования места происхождения товара лицами, не имеющими соответствующего свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в переводе либо в сочетании с такими словами, как «род», «тип», «имитация» и тому подобными, а также использование сходного обозначения для любых товаров, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара (незаконное использование наименования места происхождения товара). Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно использованы наименования мест происхождения товаров или сходные с ними до степени смешения обозначения, являются контрафактными.

Закон исключает распоряжение исключительным правом на наименование места происхождения товара, в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования этого наименования.

Обладатель свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара для оповещения о своем исключительном праве может помещать рядом с наименованием места происхождения товара знак охраны в виде словесного обозначения «зарегистрированное наименование места происхождения товара» или «зарегистрированное НМПТ», указывающий на то, что применяемое обозначение является наименованием места происхождения товара, зарегистрированным в Российской Федерации.

Наименование места происхождения товара охраняется в течение всего времени существования возможности производить товар, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для соответствующего географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара действует в течение 10 лет со дня подачи заявки на наименование места происхождения товара в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Срок действия свидетельства может быть продлен по заявлению обладателя свидетельства при условии представления им заключения компетентного органа о том, что обладатель свидетельства производит в границах соответствующего географического объекта товар, обладающий указанными в Государственном реестре наименований особыми свойствами. Срок действия свидетельства продлевается каждый раз на 10 лет.

Государственная регистрация наименования места происхождения товара и предоставление исключительного права на наименование места происхождения товара проводится по определенной законом процедуре, включающей:

‒ подачу заявки на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также заявки на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара (заявка на наименование места происхождения товара) в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности;

‒ экспертизы заявки (включает формальную экспертизу и экспертизу обозначения, заявленного в качестве наименования места происхождения товара (заявленного обозначения));

‒ принятие решения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности о государственной регистрации наименования места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование (об отказе в регистрации);

‒ внесение в Государственный реестр наименований;

‒ выдачи свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара;

‒ публикация в официальном бюллетене сведений о регистрации в Государственном реестре наименований. Российские юридические лица и граждане Российской Федерации вправе зарегистрировать наименование места происхождения товара в иностранных государствах.

Предоставление правовой охраны наименованию места происхождения товара, а также предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара может быть оспорено (то есть оспорено решение федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности о государственной регистрации наименования места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование, а также факт выдачи свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара) и признано недействительным в течение всего срока охраны.

Признание предоставления правовой охраны наименованию места происхождения товара недействительным влечет отмену решения о государственной регистрации наименования места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование, аннулирование записи в Государственном реестре наименований, а также свидетельства об исключительном праве на такое наименование.

Признание недействительным предоставления исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара влечет отмену решения о предоставлении исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, аннулирование записи в Государственном реестре наименований, а также свидетельства об исключительном праве на это наименование.

Правовая охрана наименования места происхождения товара прекращается в случае:

1) исчезновения характерных данного географического объекта условий и невозможности производить товар, обладающий особыми свойствами, указанными в Государственном реестре наименований в отношении данного наименования места происхождения товара;

2) утраты иностранным юридическим лицом, иностранным гражданином или лицом без гражданства права на данное наименование места происхождения товара в стране происхождения товара.

Действие свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара прекращается в случае:

1) утраты товаром, производимым обладателем свидетельства, особых свойств, указанных в Государственном реестре наименований в отношении данного наименования места происхождения товара;

2) прекращения правовой охраны наименования места происхождения;

3) ликвидации юридического лица или прекращения предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя — обладателей свидетельства;

4) истечения срока действия свидетельства;

5) подачи обладателем свидетельства соответствующего заявления в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Любое лицо по указанным основаниям, может подать в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявление о прекращении правовой охраны наименования места происхождения товара и действия свидетельства об исключительном праве на такое наименование и о прекращении действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара.

Правовая охрана наименования места происхождения товара и действие свидетельства об исключительном праве на такое наименование прекращаются на основании решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Литература:

1 Еськова С. П., Минакова И. В., Цуканова Н. Е., Коварда В. В., Рогов Р. А. Особенности защиты таможенными органами Р. Ф. прав интеллектуальной собственности (учебное пособие)/ СПб.: Изд-во «Интермедия». 2015. — 272 с.

2 Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/

Основные термины (генерируются автоматически): наименование места происхождения товара, интеллектуальная собственность, Государственный реестр наименований, исполнительная власть, федеральный орган, государственная регистрация наименования места происхождения товара, наименование, Российская Федерация, зарегистрированное наименование места происхождения товара, правовая охрана.


Ключевые слова

интеллектуальная собственность, наименование места происхождения товара, правообладатель, свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара

Похожие статьи

Права на средства индивидуализации товаров, работ, услуг...

При государственной регистрации фирменное наименование коммерческой организации включается в единый государственный реестр юридических лиц. Под фирменным наименованием в гражданском праве понимают обозначение...

К вопросу об использовании официальной символики...

Было отмечено, что правовое положение и правила использования Государственного флага определяются Федеральным

4. Закон Российской Федерации от 23.09.1992 № 3520–1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»...

Понятие товарного знака и исключительного права на него

Купец, как правило, закупал товар у производителя и увозил его достаточно далеко от места производства.

Стоит сказать, что действие исключительного права на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по...

Защита интеллектуальной собственности как необходимый...

Такие средства индивидуализации, как фирменное наименование, коммерческое обозначение, наименование места происхождения товара, становясь брендом или входя в его состав, также важны с точки зрения протекции.

Проблемы возбуждения уголовного дела о незаконном...

Исключительное право на товарный знак и наименование места происхождения товара может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых зарегистрировано данное обозначение, в частности путем размещения на товарах...

Виды ответственности за незаконное использование товарного...

Административная ответственность за незаконное использование товарных знаков и наименований мест происхождения товара предусмотрена ст. 14.10.

Интеллектуальная собственность в сфере рекламы: правовая...

Ключевые слова: ИС, интеллектуальная собственность, реклама, авторское право, реклама, товарный знак, ФЗ «О рекламе», наименование фирмы, наименование места производства, произведение, товарный знак, исключительное право, рекламодатель, рекламопроизводитель...

Виды доказательств по делам об административных...

- относится ли представленный на экспертизу товар однородным по отношению к товару, классу товаров, зарегистрированному по свидетельству на товарный знак, знак обслуживания либо места происхождения товара.

Фирменное наименование и коммерческое обозначение...

Согласно Парижской конвенции по охране промышленной собственности (ст. ст. 8 и 10.bis) фирменное наименование защищается как объект права, при этом фирменное наименование не обязательно должно регистрироваться как товарный знак.

Похожие статьи

Права на средства индивидуализации товаров, работ, услуг...

При государственной регистрации фирменное наименование коммерческой организации включается в единый государственный реестр юридических лиц. Под фирменным наименованием в гражданском праве понимают обозначение...

К вопросу об использовании официальной символики...

Было отмечено, что правовое положение и правила использования Государственного флага определяются Федеральным

4. Закон Российской Федерации от 23.09.1992 № 3520–1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»...

Понятие товарного знака и исключительного права на него

Купец, как правило, закупал товар у производителя и увозил его достаточно далеко от места производства.

Стоит сказать, что действие исключительного права на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по...

Защита интеллектуальной собственности как необходимый...

Такие средства индивидуализации, как фирменное наименование, коммерческое обозначение, наименование места происхождения товара, становясь брендом или входя в его состав, также важны с точки зрения протекции.

Проблемы возбуждения уголовного дела о незаконном...

Исключительное право на товарный знак и наименование места происхождения товара может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых зарегистрировано данное обозначение, в частности путем размещения на товарах...

Виды ответственности за незаконное использование товарного...

Административная ответственность за незаконное использование товарных знаков и наименований мест происхождения товара предусмотрена ст. 14.10.

Интеллектуальная собственность в сфере рекламы: правовая...

Ключевые слова: ИС, интеллектуальная собственность, реклама, авторское право, реклама, товарный знак, ФЗ «О рекламе», наименование фирмы, наименование места производства, произведение, товарный знак, исключительное право, рекламодатель, рекламопроизводитель...

Виды доказательств по делам об административных...

- относится ли представленный на экспертизу товар однородным по отношению к товару, классу товаров, зарегистрированному по свидетельству на товарный знак, знак обслуживания либо места происхождения товара.

Фирменное наименование и коммерческое обозначение...

Согласно Парижской конвенции по охране промышленной собственности (ст. ст. 8 и 10.bis) фирменное наименование защищается как объект права, при этом фирменное наименование не обязательно должно регистрироваться как товарный знак.

Задать вопрос