Контрафактная и фальсифицированная продукция: понятия, сущность, отличительные особенности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 12.10.2016

Статья просмотрена: 8351 раз

Библиографическое описание:

Еськова, С. П. Контрафактная и фальсифицированная продукция: понятия, сущность, отличительные особенности / С. П. Еськова, В. В. Коварда. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 306-308. — URL: https://moluch.ru/archive/124/34275/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье проведен сравнительный анализ дефиниций «контрафактная продукция» и «фальсифицированная продукция», приведены основные причины появления контрафактной продукции.

Ключевые слова: контрафактная продукция, фальсифицированная продукция, патентообладатель, товарный знак

В современных условиях проблема контрафакции является одной из важнейших проблем, с которой приходится сталкиваться не только на внутренних рынках отдельных государств, но и в международной торговле товарами и услугами. В последние годы в России отмечается рост правонарушений и преступлений, связанных с ввозом, производством и сбытом поддельных товаров.

Необходимо подчеркнуть, что в научно-популярных изданиях, экономической и юридической литературе, средствах массовой информации, других источниках в отношении поддельных товаров употребляется различная терминология: контрафактные продукты, «пиратская» продукция, фальсифицированные товары, поддельные экземпляры, изделия с нарушением права интеллектуальной собственности, «серый импорт» и пр.

Отсутствие разграничения указанных терминов и понятий, связанных с оборотом поддельных товаров, затрудняет процесс выработки эффективных мер, направленных на защиту добросовестных представителей бизнеса, как отечественных, так и иностранных, от наплыва контрафактной и фальсифицированной продукции.

Попробуем рассмотреть каждое их вышеназванных понятий.

В словаре иностранных слов контрафакция (фр. «contrefaction» — подделка и лат. «contra» — против и «facere» — делать) определяется как литературная подделка; нарушение авторского права путем воспроизведения и распространения чужого произведения [1].

В первые годы экономических преобразований в стране (начало 90-х гг. 20 века) термин «контрафакт» ассоциировался с поддельной аудио- и видеопродукцией, а впоследствии получил более широкое толкование. Контрафактную деятельность можно определить как «изготовление продукта (изделия), который настолько близко имитирует продукт другой компании, что он кажется продуктом именно этой фирмы».

Контрафакт может представлять форму незаконного использования товарных знаков, т. е. «заимствование» чужих брендов, и форму нарушения авторских прав в виде незаконного тиражирования книг, программных продуктов, аудио- и видеозаписей. Контрафактная продукция — продукция, выпускаемая предприятием с нарушением исключительных прав патентообладателей, дизайнеров товарных знаков, авторских прав на тиражирование аудиовидеопродукции, программного обеспечения, баз данных и т. п.

Номенклатура контрафактной продукции охватывает все без исключения сектора хозяйственной деятельности: спортивная одежда, обувь, парфюмерная и косметическая продукция, лекарства, автомобильное оборудование, одежда, обувь, табак, алкогольные и безалкогольные напитки, СD, DVD, и т. д.

Доли контрафакта сильно варьируют в зависимости от товарных категорий, в связи с чем имеет смысл разделить их на четыре основные сферы:

1) сферу господствующего распространения контрафакта — на уровне 70–80 % (CD, DVD-продукция);

2) сферу массового распространения контрафакта — на уровне 30–40 % (одежда и обувь, алкогольная продукция);

3) сферу широкого распространения контрафакта — на уровне 10–15 % (парфюмерия, медикаменты и лекарственные средства);

4) сферу ограниченного распространения контрафакта — на уровне 1–2 % (чай, кофе, бритвенные лезвия и др.).

Причина появления контрафактных товаров очевидна. Рыночные отношения постоянно ставят перед предпринимателем вопрос о получении коммерческой выгоды. Однако процесс разработки, производства и вывода на рынок продукции, соответствующей требованиям безопасности и качества, требует значительных финансовых и материальных вложений, что в условиях современного рынка связано с высокой степенью риска. Поэтому, пытаясь сократить время и финансовые затраты на проведение исследований, разработку новой продукции, ее создание и продвижение на рынок, недобросовестные производители незаконно используют чужую интеллектуальную собственность, ввозят и производят продукцию, несоответствующую установленным нормативно- правовым требованиям, вводят в заблуждение о ее потребительских свойствах.

Таким образом, контрафакция — это незаконное использование отдельными организациями (фирмами) известных на рынке товарных знаков, с целью извлечения доходов от производства и реализации товаров, сходных с товарами известных фирм-производителей в целях недобросовестной конкуренции и введения в заблуждение покупателя (приобретателя), ведение «дела» под чужим именем, незаконное использование чужого патента при изготовлении и продаже товаров. Термин «контрафакция» имеет место в законодательстве многих стран, а данный вид деятельности преследуется по закону соответствующего государства.

В соответствии со ст. 1252 ГК РФ под контрафактом понимается изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, приводящие к нарушению исключительного права на такой результат или такое средство. Кроме того, на основании пункта 1 ст. 1515 ГК РФ контрафактными являются товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение [2].

Не следует путать понятие «контрафакта» с понятием «фальсификата», которое также часто используется в средствах массовой информации, научной, экономической литературе. Эти понятия имеют различия с правовой точки зрения: под первым понимается нарушение интеллектуальных прав, а под вторым — нарушение технологии производства. Не случайно в Федеральном законе от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», законодатель дал отдельные определения данным категориям. Так, согласно ст. 4 указанного закона, контрафактное лекарственное средство — лекарственное средство, находящееся в обороте с нарушением гражданского законодательства. При этом отмечается, что фальсифицированное лекарственное средство — лекарственное средство, сопровождаемое ложной информацией о его составе и (или) производителе.

Фальсификация (от лат. Falsifico — подделываю) — это умышленное качественное изменение продукта с целью выдать товар низкого качества за товар оригинальный; подделывание чего-либо, изменение вида или свойства какого-то предмета с целью обмана для того, чтобы выдать его за предмет другого вида или качества; действия, направленные на обман покупателя и (или) потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью. Поэтому фальсификация, в широком понимании, может рассматриваться как действия, направленные на ухудшение тех или иных потребительских свойств товара или уменьшение его количества при сохранении наиболее характерных показателей, но не являющиеся существенными для потребителя.

Таким образом, под фальсифицированным товаром понимается товар, который отличается от оригинального не просто внешним видом, а внутренней составляющей, то есть качественными характеристиками, а под фальсификацией — качественное изменение товара с целью выдать товар более низкого качества за оригинальный товар.

Понятие фальсифицированной продукции применяется в основном в отношении лекарственных препаратов, продуктов питания, напитков как алкогольных, так и безалкогольных, табачных изделий. Наиболее опасным является производство и распространение фальсифицированных лекарственных препаратов, применение которых может нанести непоправимый вред здоровью человека, и даже привести к летальному исходу. В отдельных случаях понятие фальсифицированной продукции может применяться и к таким товарам, как игрушки, посуда, одежда и обувь, в случае если при производстве этих товаров использованы материалы, которые могут содержать опасные вещества.

Два этих понятия — контрафакция и фальсификация очень близки, и часто практически невозможно отнести товар к той или другой конкретной категории. Предназначенная к реализации контрафактная продукция может быть как фальсифицированной, так и подлинной (оригинальной) продукцией, но, например, с истекшими сроками хранения, либо оригинальной продукцией, но произведенной незаконопослушным правообладателем сверх объемов, отраженных в данных налоговой и иной официальной отчетности.

Следовательно, понятие «контрафактная продукция» шире термина «фальсифицированная продукция», причем некачественные изделия являются частным случаем контрафактной продукции, поскольку объем понятия «контрафактная продукция» полностью включает в себя объем термина «фальсифицированная продукция».

Литература:

1 Еськова С. П., Минакова И. В., Цуканова Н. Е., Коварда В. В., Рогов Р. А. Особенности защиты таможенными органами Р. Ф. прав интеллектуальной собственности (учебное пособие)/ СПб.: Изд-во «Интермедия». 2015. — 272 с.

2 Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/

Основные термины (генерируются автоматически): товар, продукция, фальсифицированная продукция, лекарственное средство, незаконное использование, DVD, ГК РФ, массовая информация, нарушение, товарный знак.


Ключевые слова

товарный знак, контрафактная продукция, фальсифицированная продукция, патентообладатель

Похожие статьи

Фальсификация продуктов питания как нарушение прав...

Также к правонарушениям по фальсификации продукции, может быть применима ст. 14.10 КоАП РФ «Незаконное использование товарного знака». В связи с тем, что фальсифицированная пищевая продукция как правило изготавливается из сырья более...

Виды ответственности за незаконное использование товарного...

Основной статьей в сфере гражданско-правовой ответственности за нарушение исключительного права на товарный знак является статья 1515 ГК РФ [2], в соответствии с которой товары, этикетки, упаковки товаров...

Способы защиты исключительного права на товарный знак

товарный знак, Российская Федерация, Гражданский кодекс, способ защиты, размер компенсации, товар, ГК РФ, правообладатель, чужой товарный знак, Уголовный кодекс.

Виды доказательств по делам об административных...

В 2014 году таможенными органами РФ выявлено более 9,5 млн. единиц контрафактной продукции, в 2013 году — более 9,4 млн.

Виды ответственности за незаконное использование товарного знака.

Фальсификация швейных и трикотажных изделий

Есть определенные допуски для изделия, которые нормируются государственным стандартом и при их нарушении товар считается фальсифицированным.

Также с помощью средств массовой информации, издания соответствующей учебной и научно-популярной литературы...

Судебная практика по делам, связанным с параллельным импортом

Полезная информация. Спецвыпуски. Как опубликовать статью.

В Постановлении лишь указано, что по статье 14.10 КоАП РФ [8] может налагаться штраф с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака (то есть поддельный товар).

Проблемы возбуждения уголовного дела о незаконном...

Основные термины (генерируются автоматически): товарный знак, ГК РФ, средство индивидуализации, территория РФ, незаконное

возбуждение уголовного дела, незаконное использование средств индивидуализации товаров, товарный знак, исключительное право.

Становление развития товарного знака | Статья в журнале...

2) изменился механизм изъятия из гражданского оборота контрафактных товаров.

Виды ответственности за незаконное использование товарного знака. Правовая природа товарного знака как средства индивидуализации результатов деятельности хозяйствующих...

Объективная сторона незаконного производства лекарственных...

Ключевые слова: незаконное производство, лекарственные средства, медицинские изделия.

также включать любые действия, в результате которых вне установленного порядка, либо с нарушением установленного порядка, изготовлены и получены товары или продукция...

Похожие статьи

Фальсификация продуктов питания как нарушение прав...

Также к правонарушениям по фальсификации продукции, может быть применима ст. 14.10 КоАП РФ «Незаконное использование товарного знака». В связи с тем, что фальсифицированная пищевая продукция как правило изготавливается из сырья более...

Виды ответственности за незаконное использование товарного...

Основной статьей в сфере гражданско-правовой ответственности за нарушение исключительного права на товарный знак является статья 1515 ГК РФ [2], в соответствии с которой товары, этикетки, упаковки товаров...

Способы защиты исключительного права на товарный знак

товарный знак, Российская Федерация, Гражданский кодекс, способ защиты, размер компенсации, товар, ГК РФ, правообладатель, чужой товарный знак, Уголовный кодекс.

Виды доказательств по делам об административных...

В 2014 году таможенными органами РФ выявлено более 9,5 млн. единиц контрафактной продукции, в 2013 году — более 9,4 млн.

Виды ответственности за незаконное использование товарного знака.

Фальсификация швейных и трикотажных изделий

Есть определенные допуски для изделия, которые нормируются государственным стандартом и при их нарушении товар считается фальсифицированным.

Также с помощью средств массовой информации, издания соответствующей учебной и научно-популярной литературы...

Судебная практика по делам, связанным с параллельным импортом

Полезная информация. Спецвыпуски. Как опубликовать статью.

В Постановлении лишь указано, что по статье 14.10 КоАП РФ [8] может налагаться штраф с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака (то есть поддельный товар).

Проблемы возбуждения уголовного дела о незаконном...

Основные термины (генерируются автоматически): товарный знак, ГК РФ, средство индивидуализации, территория РФ, незаконное

возбуждение уголовного дела, незаконное использование средств индивидуализации товаров, товарный знак, исключительное право.

Становление развития товарного знака | Статья в журнале...

2) изменился механизм изъятия из гражданского оборота контрафактных товаров.

Виды ответственности за незаконное использование товарного знака. Правовая природа товарного знака как средства индивидуализации результатов деятельности хозяйствующих...

Объективная сторона незаконного производства лекарственных...

Ключевые слова: незаконное производство, лекарственные средства, медицинские изделия.

также включать любые действия, в результате которых вне установленного порядка, либо с нарушением установленного порядка, изготовлены и получены товары или продукция...

Задать вопрос