Авторы: Сорокина Гюнай Амиловна, Сафонова Марина Вадимовна

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 13.10.2016

Статья просмотрена: 170 раз

Библиографическое описание:

Сорокина Г. А., Сафонова М. В. Особенности протекания внутриличностных конфликтов старшеклассников // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 657-659.



В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, внутриличностные конфликты подростков. Описываются особенности подросткового возраста, особенности протекания ВЛК у детей старшего школьного возраста (15–16 лет).

Ключевые слова: внутриличностный конфликт (ВЛК), подростковый возраст, чувство взрослости

Любой человек, существует в постоянной конфликтной ситуации не только с окружающей средой, но и, в первую очередь, с самим собой. И для психически здорового индивида, внутренняя конфликтность, которая не выходит за рамки нормы, вполне нормальна и естественна.

Первым, кто заговорил о ВЛК был З.Фрейд. Он выделил три структуры личности: «Я», «Оно», «СверхЯ». «Фрейд утверждал, что между аффективным «Оно» и моральным «СверхЯ», всегда существуют противоречия, которые либо уравновешиваются «Я», либо переходят в невротические состояния» [4].

ВЛК изучали неофрейдисты (Э.Фромм и К.Хорни), гуманисты (К.Роджерс), когнитивисты (Л.Фестингер).

Активно рассматривали ВЛК в отечественной школе: В. С. Мерлин, Н. В. Гришина и С. И. Ерина, Б. В. Зейгарник и Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, В. В. Кортава и Е. Б. Фанталова.

Конфликт внутриличностный — это столкновения интересов, потребностей, влечений личности, возникающие при условии их примернной паритетности по интенсивности и значимости, но разной направленности [2].

Если сказать проще, ВЛК — это состояние внутренней структуры личности, характеризующееся противоборством ее элементов.

И, кажется очевидным, что такую важную ступень развития — как подростковый возраст, проблема ВЛК затронула одной из первых.

Главными новообразованиями подросткового возраста являются [1,5]:

‒ разʙᴎтᴎе сознанᴎя на уроʙне саᴍосознанᴎя;

‒ разʙᴎтᴎе понятᴎйного ᴍышᴫенᴎя;

‒ разʙᴎтᴎе «чуʙстʙа ʙзросᴫостᴎ».

Часто, «чувство взрослости» выражается в желании подростков «быть как взрослые» (внешний вид, поведение). Это достаточно сложное переживание, которое состоит из новых для старшеклассника чувств. Самым главным здесь является — появление критического отношения к взрослым и миру в целом. На фоне этого нового чувства, разочарования миром взрослых, нарастает тревога, которая часто может переходить в депрессивные состояния. Здесь чаще всего и проявляется ВЛК.

Мы проводили исследование особенностей протекания ВЛК у детей старшего школьного возраста. Эксперимент проводился на базе МАОУ «Гимназия № 13 «Академ». В нем приняли участие 20 человек, в возрасте 15–16 лет.

Для реализации программы исследования у детей старшего школьного возраста был подобран диагностический комплекс.

В разработанный нами комплекс вошли методики, позволяющие получить достаточно полную картину внутреннего психологического состояния старшеклассников и очертить круг наиболее часто встречающихся в этом возрасте ВЛК:

  1. Тест различий между идеальным и реальным Я G. M. Butler и G. V. Haigh (1954)
  2. Опросник для изучения степени осознания респондентом психологических механизмов своей проблемы (исследование внутриличностных конфликтов)
  3. Тест на конфликтность Кноблох — Фальконет
  4. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан
  5. Тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку)
  6. Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН)

Далее будут представлены анализ и интерпретация полученных данных по опроснику для изучения степени осознания респондентом психологических механизмов своей проблемы [3].

Рис 2. Уровни развития внутриличностных конфликтов (распределение в %)

Условные обозначения:

  1. Конфликт между потребностями к независимости и получению помощи, опеки.
  2. Конфликт между потребностями к доминированию и подчинению.
  3. Конфликт между потребностью быстрых достижений и отсутствием способности к усилию и настойчивости.
  4. Конфликт между потребностью в достижениях и страхом неудачи.
  5. Конфликт или расхождение между уровнем притязаний и уровнем достижений.
  6. Конфликт между стремлением к удовлетворению собственных потребностей и требованиями окружающей среды.
  7. Конфликт между нормами и сексуальными потребностями.
  8. Конфликт между собственными поступками и нормами.
  9. Конфликт между нормами и агрессивными тенденциями.
  10. Конфликт между уровнем доверенных задач и собственными возможностями.
  11. Конфликт между стремлением к достижению во всех областях жизни и невозможностью совместить требования различных ролей.
  12. Конфликт между уровнем притязания и возможностями.
  13. Конфликт между выраженной потребностью проявить себя и отсутствием позитивных усилий.
  14. Конфликт между сильной потребностью быть полноценным мужчиной (женщиной) и наличием эмоционально-сексуальных неудач.

Каждый из вопросов опросника был направлен на выявление определенного внутриличностного конфликта. Чем выше балл, который испытуемый ставил к определенному вопросу, тем сильнее выражен у него данный конфликт.

На рисунке 1 видно, что в каждом конфликте преобладающий уровень — средний. Наиболее ярко проявляются на этом уровне следующие внутриличностные конфликты: конфликт между стремлением к удовлетворению собственных потребностей и требованиями окружающей среды (80 %); конфликт между потребностями к доминированию и подчинению (75 %); конфликт между собственными поступками и нормами (75 %). Это может означать, что указанные конфликты присутствуют у большинства респондентов, но каждый по-разному к ним относится: кто-то осознает, что этот конфликт есть, кто-то — нет. Те немногие, кто осознают механизмы своей проблемы, составили низкий уровень в каждом из конфликтов (10 %, 25 %, 30 %, 35 %, 15 %, 20 % соответственно). Следует обратить внимание, что указанные конфликты характерны для периода подросткового возраста и ранней юности, и связаны с реакциями эмансипации от взрослых, формированием собственной системы ценностей, активными жизненными пробами в период обретения своего «Я». Поэтому в целом, можно говорить о содержании внутренней феноменологии старшеклассников как вполне соответствующем особенностям возрастного развития.

Менее всего у респондентов выражены следующие конфликты (преобладает низкий уровень): конфликт или расхождение между уровнем притязаний и уровнем достижений (35 %); конфликт между нормами и агрессивными тенденциями (35 %); конфликт между стремлением к достижению во всех областях жизни и невозможностью совместить требования различных ролей (35 %); конфликт между сильной потребностью быть полноценным мужчиной (женщиной) и наличием эмоционально-сексуальных неудач (35 %); конфликт между потребностью в достижениях и страхом неудачи (30 %); конфликт между выраженной потребностью проявить себя и отсутствием позитивных усилий (30 %). Отметим, что это конфликты, выходящие за рамки жизненных задач, соответствующих возрасту. Например, сильной потребности быть полноценными мужчинами и женщинами большинство старшеклассников пока не испытывают, поэтому присутствие эмоционально-сексуальных неудач пока не вызывает внутриличностного конфликта. Для многих подростков существует высокая потребность в достижениях (доказать что-то родителям, самоутвердиться перед сверстниками), а в силу небольшого жизненного опыта, неудачи еще не вызвали отталкивающие эмоции.

Острее всего проявляются у старшеклассников следующие конфликты: конфликт между потребностями к независимости и получению помощи, опеки (35 %); конфликт между уровнем притязания и возможностями (30 %); конфликт между уровнем доверенных задач и собственными возможностями (25 %); конфликт между стремлением к достижению во всех областях жизни и невозможностью совместить требования различных ролей (25 %). Данные виды внутриличностных конфликтов вполне соответствуют подростковому возрасту. Также, как и конфликты со средним уровнем проявления, они связаны с проявлениями «юношеского максимализма», стремлением к автономии от родительской семьи (как моральной, так и материальной), невозможностью совмещать познание мира в привычной для подростков манере и исполнение различных социальных ролей.

Результаты исследования показывают необходимость разработки программ психологической помощи подросткам в решении ВЛК. Таким образом, проблема ВЛК старшеклассников требует пристального внимания со стороны науки, как в плане изучения самого феномена, так и в поиске возможностей его преодоления.

Литература:

  1. Белобрыкина О. А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. — Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998. 240 е., ил. — (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).
  2. Большой психологический словарь_Мещеряков Б. Г., Зинченко В.П_2003 -672с.
  3. Карвасарский Б. Д. Клиническая психология. — Учебник. — М., 2004 г.
  4. https://www.studsell.com/view/105114/60000
  5. http://psyjournals.ru/kip/2006/n3/Novgorodtseva_full.shtml
Основные термины (генерируются автоматически): внутриличностных конфликтов, старшего школьного возраста, детей старшего школьного, требования различных ролей, уровнем доверенных задач, наличием эмоционально-сексуальных неудач, осознания респондентом психологических, отсутствием позитивных усилий, степени осознания респондентом, респондентом психологических механизмов, изучения степени осознания, удовлетворению собственных потребностей, требованиями окружающей среды, внутриличностные конфликты, указанные конфликты, областях жизни, уровнем притязаний, внутриличностный конфликт, Конфликт внутриличностный, уровнем притязания.

Ключевые слова

подростковый возраст, внутриличностный конфликт (ВЛК), чувство взрослости

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос