Автор: Юлбарсова Хуршида Абдуллажановна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 17.10.2016

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Юлбарсова Х. А. Формирование коммуникативной компетенции будущих учителей в процессе их подготовки к технологии эффективного общения // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 756-757.



Ключевые слова: социальной эффект, коммуникативной, подготовка, учитель, формирования, специалист, студент, коммуникации

Ни у кого уже не вызывает сомнения характеристика современного общества как общества информационного. В информационном обществе происходит трансформация образования: более совершенных его технологий, роста экономической и социальной эффективности; направленности на появление новых социальных слоев, для которых «работа со знанием», мыслительная творческая деятельность станет доминантой образа жизни.

Интеллектуальный потенциал является ключевым условием обеспечения стабильного развития любого государства, его экономического и социального благосостояния. Именно высокий уровень образования рассматривается сегодня в Узбекистане как основа свободного демократического общества и как фактор экономической и социальной независимости республики. Сегодня «решающим фактором возможностей каждого государства, каждой нации являются знания и образованность, интеллектуальный и духовный потенциал людей» [1].

В этих условиях наряду с функциями социальной дифференциации, профессионально-экономической функцией, приоритетной для системы образования, становится функция формирования интеллектуального ресурса, создания интеллектуального капитала, подготовки специалистов, ориентированных на инновационный стиль мышления и деятельности. Подготовка специалиста в современном учебном заведении предполагает как формирование профессиональной компетентности, так и формирование компетентности социальной, являющейся основанием успешности личности. Обучение в вузе должно быть ориентировано не столько на усвоение узкоспециализированных знаний, сколько на овладение всем многообразным миром культурных ценностей, на формирование навыков получения, анализа и использования интеллектуальных ресурсов, на умение применять эти знания для решения конкретных проблем.

Формирование и развитие коммуникативной культуры студентов относится к одной из основных задач сегодняшнего образования. В процессе подготовки педагогических кадров решение этой проблемы представляется чрезвычайно важной, весьма актуальной и практически востребованной, поскольку профессионально-педагогическая деятельность строится на общечеловеческом и педагогическом общении — важных факторах воспитания гармонично развитого поколения.

Культура общения — это многосторонние отношения, в которых происходит самопознание, саморазвитие, самовоспитание, самосовершенствование. Важно, чтобы каждый обладал культурой общения, культурой этического мышления, использовал правильно адекватные знания в различных моральных ситуациях (на основе гуманных форм общения и поведения). В процессе общения на высоком культурном уровне активизируется коммуникабельность людей, их единство, динамичнее становится образ жизни, расширяются межличностные культурные и деловые контакты, способствующие развитию солидарности, толерантности, взаимопомощи, взаимопонимания.

Культура общения поможет будущим специалистам найти свое место в жизни, облегчит адаптационные кризисы, будет способствовать улучшению процесса коммуникации, и, в конечном итоге, станет основополагающей в профессиональном росте.

Будущим учителям необходимо знать основы, закономерности и правила общечеловеческого и педагогического общения, их технологию и технику на коммуникативное — позитивном уровне, знать и овладевать техникой и приемами общения, обусловливающими продуктивность, высокую результативность. Следовательно, встает необходимость решения проблемы эффективного общения студенческой молодежи, будущих специалистов, прежде всего, в сфере народного образования. Важно, чтобы студенты не формально, а реально, в жизненных ситуациях, в том числе, профессиональных, приобщались к практике общения посредством творческого отношения к его технологии и технике.

Подготовка студентов педагогических вузов к технологии и технике эффективного общения осуществляется на внеаудиторных занятиях по авторской программе «искусство общения»

Возможности внеаудиторных занятий со студентами в подготовке их к технологии и технике эффективного общения очень благоприятные, поскольку специфика, особенности внеучебных занятий и содержание программы «Искусство общения» [2].

Возможности внеаудиторных занятый со студентами в подготовке их к технологии и технике эффективного общения очень благоприятные, поскольку специфика, особенности внеучебных занятый и содержание программы «Искусство общения» обеспечивают необходимые условия для педагогически результативной подготовки студентов. Кроме того, студенческая молодежь сознательно и мотивационно обоснованно стремится к совершенствованию культуры общения, к его построению, эстетике элементов «языка тела», знаков и символов общения.

Программа внеаудиторных занятый «Искусство общения» учитывает специфику, особенности и широкие образовательное- воспитательные возможности внеучебных занятий, личностно ориентированный поход к студентам, связь теории и практики общения, роль технологии и техники в нем, в его эффективности, соответствующие тренинги и практикумы.

Программа внеаудиторных занятий рассчитана на достижение у студентов критерием подготовки к культуре общения, технологии и технике эффективного общения, в том числе, педагогического.

На внеаудиторных занятиях по искусству общения наиболее приоритетными обозначены темы, посвященные не только теоретическим основам общения, но и технологи- конструктивному подходу студентов к общению, изучению элементов бессловесного общения, их техники, обоснованию роли технологии и техники общения в эффективности коммуникативной деятельности (на межличностном, групповом и коллективном уровнях), в том числе, в педагогической среде.

Литература:

  1. Из выступления И. А. Каримова в 2003 году на открытии Международного Вестмнистерского университета.
  2. Нурманов А. Т. Подготовка студентов к технологии и технике эффектного общения. 2009 год 76 стр.
  3. Ғозиев Э. Ўқувчиларнинг ўқув фаолиятини бошқариш. — Тошкент: Ўқитувчи, 1988.- 104 б.
Основные термины (генерируются автоматически): эффективного общения, технике эффективного общения, Культура общения, технологии эффективного общения, эффективного общения студенческой, технике эффектного общения, гуманных форм общения, педагогического общения, культурой общения, процессе общения, приемами общения, совершенствованию культуры общения, практике общения, теоретическим основам общения, элементов бессловесного общения, символов общения, техники общения, практики общения, искусству общения, культуре общения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос