Системный подход в методологии исследования проблемы управления процессом совершенствования коммуникативной культуры у учителей начальных классов в образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 04.10.2016

Статья просмотрена: 197 раз

Библиографическое описание:

Листофорова, К. А. Системный подход в методологии исследования проблемы управления процессом совершенствования коммуникативной культуры у учителей начальных классов в образовательной организации / К. А. Листофорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 706-708. — URL: https://moluch.ru/archive/124/34115/ (дата обращения: 23.04.2024).



Понятием «система» пользуются в различных областях познания, так как каждая наука имеет дело с изучением и применением на практике сложных системных объектов и должна находить способы их точного описания, исследования и построения. Без применения системных методов исследования не обходится ни одна наука. Назначение системного подхода заключается в выделении целостных системных явлений в качестве объектов исследования, нахождения механизмов интеграции, выявлении необходимых и достаточных условий существования некоторого системного явления, исследовании интегративных системных качеств, конструировании объекта, реализующего некоторую цель.

Многообразие содержательных и формальных определений и употреблений понятия «система» отражает очевидный процесс создания и развития новых принципов методологии научного познания, ориентированного на изучение и конструирование сложных объектов, и многообразие самих этих объектов, а также возможных задач их изучения. Вместе с тем тот факт, что все эти разработки используют понятие «системы» в качестве центрального, позволяет объединить их в рамках системного подхода как особого направления развития современной науки. При этом сложность и новизна проблематики порождают необходимость одновременного развития системного подхода в нескольких сферах. К их числу относится проблема применения управленческих методов к формированию отдельных качеств личности, например развитию коммуникативной культуры учителей начальных классов.

Характер взаимодействия между этими составляющими системы приобретает свойства взаимодействия и способствует появлению у них новых интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим систему компонентам [5, 15]. Каждый из компонентов обладает своей функциональной специфичностью, структурной специфичностью, функциональной интегративностью.

Сама идея о том, что окружающий нас мир есть нечто целое, где вещи и явления связаны друг с другом многочисленными отношениями, уходит глубоко в древность. Г. И. Рузавин отмечает, что идея целостного, системного подхода к миру шла рука об руку с развитием античной диалектики [19,495]. Вобрав в себя суть таких понятий, как «порядок», «организация», «целостность», и в то же время не сводясь по своему субъективному содержанию полностью ни к одному из них, понятие «система» в древней философии стало аксиоматическим.

Впервые определение понятия «система» встречается у представителей метафизического материализма. Так, французский просветитель Э. Б. Кондильяк писал: «Всякая система есть не что иное, как расположение различных частей какого-либо искусства или науки в известном порядке, в котором последние части объясняются первыми» [4,297].

Интересно в этом плане отношение Канта к самому понятию «система», которым он пользовался при исследовании явлений природы, не делая попытки определить его. «Под системой же, — писал Кант, — я разумею единство многообразных знаний, объединенных одной идеей» [4,124]. Это лаконичное определение весьма содержательно, так как включает в себя основные характеристики системы вообще. По Гегелю, всякий предмет исследования — саморазвивающаяся система, это «система ступеней, каждая из которых вытекает из другой» [3,184].

Гегель, по существу, завершил развитие и самого понятия «система», наполнив содержанием, которое вывело его в ранг философских категорий. К. Маркс применил понятие системы к анализу человеческого общества, рассматривая его не как механическое объединение индивидов, а как организованную, упорядоченную систему, в которую включен и в которой формируется и развивается человек [2,512].

Наполненное новым содержанием, отражающее материальные образования, свойства, процессы, реальности понятие «система» стало одним из главнейших обобщений человеческого разума.

Постепенно стало нарастать осознание того, что практически в любой сфере человеческой деятельности люди имеют дело не с отдельными изолированными объектами, а с их сложными, взаимосвязанными комплексами, то есть системами.

Подводя итоги выше сказанному, необходимо отметить, что:

Во-первых, системный подход есть подход к действительности, ее объектам как к системам, подход, предполагающий постоянный учет и использование в процессе познания и практической деятельности закономерных связей, присущих системам. В педагогике системный подход проявляется при условии, что предмет «воспитание» — исследуется и организуется как системный объект и именно из такого его понимания делаются научные и практические выводы [2,270]. В области воспитания системный подход, его осуществление предстают перед нами как диалектическое единство общего, особенного и единичного.

Во-вторых, управление развитием такой сложной системы как личность требует адекватного подхода.

Системный подход ориентирует на выделение в педагогической системе и развивающейся личности прежде всего интегративных системообразующих связей и отношений; он направлен на изучение и формирование понимания того, что в системе является устойчивым, а что переменным, что главным, а что второстепенным.

Также следует сделать вывод о том, что системный подход в методологии исследования проблемы управления процессом формирования коммуникативной культуры у учителей начальных классов, позволяет глобально рассмотреть взаимосвязь системы управления и системы образовательного процесса, выделить основные точки соприкосновения и обоюдного влияния, что в свою очередь, полагаем, поможет магистранту добиться реализации поставленных целей в области его научных интересов.

Литература:

  1. Аверьянов А. Н. Категория «система» в диалектическом материализме / А. Н. Аверьянов. — М.: Наука, 2000. — 271 с.
  2. Блауберг И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. П. Юдин. — М.: Наука, 2013. — 270 С.
  3. Кант И. Сочинения в 6 томах / И. Кант. — М.: Политиздат, 1994.
  4. Методологические проблемы развития педагогической науки / Под редакцией P. P. Атутова, М. Н. Скаткина. — М.: Педагогика, 2000. — 284 с.
  5. Сластенин В. А. Педагогика. Учебное пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
Основные термины (генерируются автоматически): системный подход, система.


Похожие статьи

Ключевые слова: система, системный подход, методы...

Таким образом, системный подход активно используется в управлении организацией, что в первую очередь связано с такими характеристиками систем...

Развитие организаций с позиций системного подхода

Системный подход - это методология исследования объектов как систем. Ценность методологии системного подхода состоит в том...

Ключевые слова: системный подход, система, окружающая...

Системный подход является направлением познания, в основе которого лежит утверждение о том, что все явления представляют собой системы [15, с. 558–559].

Роль и сущность системного подхода в профессиональном...

Важнейшими задачами системного подхода являются: 1) разработка средств представления исследуемых и конструируемых объектов как систем

Системный подход к управлению логистическими...

Системный подход (системное мышление) как методологическая основа управления исходит из того, что любая система одновременно есть совокупность взаимосвязанных элементов и...

Принципы системного подхода в моделировании систем

На сегодняшний день при анализе сложных систем мы все больше и больше используется системный подход (или системный анализ).

Системный подход в развитии личности индивидуума и его...

1.1. Понятие и сущность системности. Системный подход в психологии.

4. Любая система находится в процессе развития. Поэтому генетический подход также должен быть включен в...

2. Основные подходы в изучении системы управления

Системный подход является более важным для изучения характеристик организации как системы, т. е. характеристик «входа/выхода», «процесса» и характеристик.

Системный подход при разработке структурной политики

Помимо определения целей и содержания системного подхода при исследовании сложных организационных систем учёные и специалисты в области системного анализа предложили...

Системный подход при реализации модульного обучения в вузе

Исследователи по-разному определяют сущность модульного обучения, на наш взгляд, наиболее полно отражает сущность модульного обучения понятие «система»...

Похожие статьи

Ключевые слова: система, системный подход, методы...

Таким образом, системный подход активно используется в управлении организацией, что в первую очередь связано с такими характеристиками систем...

Развитие организаций с позиций системного подхода

Системный подход - это методология исследования объектов как систем. Ценность методологии системного подхода состоит в том...

Ключевые слова: системный подход, система, окружающая...

Системный подход является направлением познания, в основе которого лежит утверждение о том, что все явления представляют собой системы [15, с. 558–559].

Роль и сущность системного подхода в профессиональном...

Важнейшими задачами системного подхода являются: 1) разработка средств представления исследуемых и конструируемых объектов как систем

Системный подход к управлению логистическими...

Системный подход (системное мышление) как методологическая основа управления исходит из того, что любая система одновременно есть совокупность взаимосвязанных элементов и...

Принципы системного подхода в моделировании систем

На сегодняшний день при анализе сложных систем мы все больше и больше используется системный подход (или системный анализ).

Системный подход в развитии личности индивидуума и его...

1.1. Понятие и сущность системности. Системный подход в психологии.

4. Любая система находится в процессе развития. Поэтому генетический подход также должен быть включен в...

2. Основные подходы в изучении системы управления

Системный подход является более важным для изучения характеристик организации как системы, т. е. характеристик «входа/выхода», «процесса» и характеристик.

Системный подход при разработке структурной политики

Помимо определения целей и содержания системного подхода при исследовании сложных организационных систем учёные и специалисты в области системного анализа предложили...

Системный подход при реализации модульного обучения в вузе

Исследователи по-разному определяют сущность модульного обучения, на наш взгляд, наиболее полно отражает сущность модульного обучения понятие «система»...

Задать вопрос