Библиографическое описание:

Арзикулов А. Ш., Холматов Д. Н., Ахмадалиев Г. Г., Юсупов Э. А. Функциональное состояние вегетативного гомеостаза здоровых школьников // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 58-63.



Введение. Вегетативная нервная система, ступающая в роли посредника между центральной системой и внутренними органами, регулятора всех жизненных процессов в организме, «проводника» эмоциональных состояний, как в норме, так и в патологии, становится важнейшим «органом выражения аффекта». В связи с этим, значительный научный и клинический интерес представляют исследования вегетативного гомеостаза у практически здоровых школьников.

Материалы и методы. В работе применен клинико-популяционный подход к выбору и анализу материала. Предметом обследования явились учащиеся в возрасте 7–17 лет общеобразовательных школ (1058 детей, 10 %-ная выборка) г. Андижана. Исходный вегетативный тонус (ИВТ) оценивали по рекомендации Н. А. Белоконь с соавт. по индексу напряжения (ИН1) в покое ИН1 в 31–90 усл. ед. соответствовал-эйтонии, менее 30 усл. ед- ваготонии и 90 усл. ед.-симпатикотонии. Состояние ИВТ у обследованных школьников здоровой популяции представлено в табл. 1.


Таблица 1

Состояние вегетативного гомеостаза у практически здоровых школьников

Исходный вегетативный тонус

ИН

В покое

(усл.ед)

Девочки (n= 233)

Мальчики (n=202)

7–10лет

(n=108)

11–14 лет

(n=125)

Всего

7–10 лет

(n= 99)

11–14 лет

(n=103)

Всего

Абс

%

Абс

%

Абс

%

абс

%

Абс

%

Абс

%

  1. Эйтония
  2. Ваготония
  3. Симпатикотония

31–90

< 30

> 91

41

19

48

37,9

17,6

44,4

55

27

43

44,0

21,6

34,4

96

46

91

41,2

19,7

39,1

47

20

32

47,5

20,2*

32,3

51

29

23

49,5*

26,2

22,3

96

49

55

48,5

24,3*

27,2

Примечание: Данные статистически достоверны (P<0,05–0,001),

По сравнению с девочками, кроме отмеченных звездочкой (*).

Таблица 2.

Статистическая характеристика структуры сердечного ритма у практически здоровых школьников в зависимости от исходного вегетативного тонуса (по данным КИГ, М±m)

Показатели сердечного ритма

Ваготония (n=95)

Эйтония (n=194)

Симпатикотония (n=146)

Девочки

(n=40)

Мальчики

(n=49)

Девочки

(n=96)

Мальчики

(n=98)

Девочки

(n=91)

Мальчики

(n=55)

М,сек

Мо,сек

АМО, в сек

Δх, сек

ВПР, усл.ед.

ИН1, усл.ед.

ПИ, усл.ед.

АМО/Δх

0,75± 0,01

0,78± 0,01

14,5± 0,51

0,38±0,01

3,45± 0,20

24,7± 0,75

190,0± 4,46

38,3 ±1,28

0,75± 0,006

0,73± 0,001

14,0± 0,41

0,41± 0,01

3,46 ±0,19

24,1 ±0,57

230,7 ±6,53

40,3 ±1,02

0,70± 0,008

0,70 ±0,006

21,2 ±0,36

0,24 ±0,005

6,33 ±0,22

60,6 ±0,11

54,9 ±1,97

90,8 ±1,72

0,72± 0,005

0,73 ±0,006

19,9 ±0,41

0,24 ±0,005

5,55 ±0,18

52,4 ±1,11

80,6 ±1,63

75,9 ±1,21

0,59 ±0,004

0,58 ±0,005

30,5 ±0,91

0,27 ±0,005

11,3 ±0,31

187,2± 3,24

13,1 ±0,37

190,7 ±5,72

0,61± 0,005

0,61 ±0,005

29,8 ±0,78

0,16 ±0,005

11,9 ±0,25

179,2 ±2,96

13,3 ±0,29

198,1± 2,67


Обсуждение:Как следует из материала таблицы 1, у мальчиков в возрасте 7–14 лет исходная эйтония встречается статистически чаще (48,5; Р< 0,05) по сравнению с девочками (41,2). Примерно в одинаковом количестве случаев определяется исходная ваготония, соответственно у мальчиков и девочек (24,3 и 19,7). У мальчиков в возрастном отрезке 7–14 лет наблюдается исходная ваго-и симпатикотония (24,3 и 22,2; Р < 0,05), а у школьниц преобладают случаи исходной симпатикотонии- соответственно в возрастные периоды 7–10 и 11–14 лет у мальчиков (32,3 и 27,3; Р< 0,01) и девочек (44,4 и 34,4; Р <0,01). Увеличивается удельный вес школьников с ваготонией у мальчиков (20,2 и 26,2; Р< 0,05). Статически достоверное различие в преобладании ваготонии у девочек в старшем школьном возрасте (17,6 и 21,6; Р <0,05) не обнаружены, что свидетельствует о напряженности в уровне функционирования центрального (гуморального) контура ВНС, по-видимому, связанное с напряженностью компенсаторных механизмов, обусловленных их половым развитием.

Как известно, у здоровых детей школьного возраста высок удельный вес клинических симптомов функциональных нарушений вегетативного генеза со стороны сердечно-сосудистой системы.

Данные литературы свидетельствуют о том, что структура сердечного ритма у детей находится в прямой зависимости от исходного вегетативного тонуса. Характеристика сердечного ритма в зависимости от исходного вегетативного тонуса у обследованных школьников представлена в табл. 2.

Как видно из данных таблицы, при исходном ваготонусе в структуре сердечного ритма отмечается уменьшение значения ВПР, ИН, АМО (Р< 0,05- 0,01) и увеличение показателей вариационного размаха (Р< 0,001), ПИ (Р<0,001). Эти данные указывают на значительное преобладание холинэргических влияний на сердечный ритм, чем адренергических [61). Об этом свидетельствует также уменьшение числа сердечных сокращений (М.Мо, Р< 0,05) соотношение АМО /Δ х (Р< 0,001) и выраженная синусовая аритмия в кардиоинтервалограммах, связанная с увеличением дыхательной периодики в спектре сердечного ритма.

Такие изменения в регуляции сердечного ритма в процессе развития школьников сопровождаются увеличением эффективности его работы. Из данных таблицы 2. также видно, что у школьников с исходной эйтонией наблюдается определенное равновесие между адренергическим (АМО, ВПР) и холинергическим влиянием на сердечный ритм (Δх. ПИ). Однако, это равновесие у девочек сопровождается некоторым преобладанием активности симпатических влияний (АМО, Р< 0,05; АМО/Δx, Р< 0,01) на фоне уменьшения активности парасимпатического отдела ВНС (Δx. ПИ, Р< 0,05–0,001).

У школьников с исходной симпатикотонией обнаружено значительное снижение показателей Δx, Пи (Р> 0,01) на фоне увеличения числа сердечных сокращений (М, Мо, Р<0,001), значения АМО, ВПР, ИН1 (Р< 0,001) и соотношении АМО / Δx (Р< 0,01). Эти данные свидетельствуют о напряженности компенсаторных механизмов, о высоком уровне функционирования симпатического звена ВНС, центрального контура регуляции сердечного ритма и, следовательно, подавлении активности парасимпатических влияний (Δx, ПИ, АМО/Δx, Р<0,001). Необходимо отметить, что такие изменения в структуре сердечного ритма у школьников с исходной симпатикотонией, по-видимому, указывают на некоторое запаздывание в перестройке взаимосвязи симпатического и парасимпатического отделов ВНС с преобладанием активности, так как исходная симпатикотония у школьников в возрасте 12 лет и старше по данным литературы, встречаются в единичных случаях.

Изменения структуры элементов сердечного ритма с возрастом прямо коррелируют с перестройкой исходного вегетативного тонуса — уменьшение случаев симпатикотонии и увеличение количества детей с ваготонией соответственно у мальчиков (Р <0,01, ч= + 0,786) и девочек (Р< 0,05; ч= + 0,484), и выражалось в показателях КИГ с большими значениями кардиоинтервалов (М, Мо, Р< 0,01) большой вариативностью их (Δx, Р< 0,01), уменьшением плотности кардиоциклов (АМО; Р< 0,01), преобладанием ваготонических кривых в ритмограммах.

Эти данные свидетельствуют о перестройке взаимосвязи симпатического и парасимпатического отделов ВНС с переобладанием активности последнего у детей в старшем школьном возрасте.

Различия в показателях КИГ у здоровых школьников в зависимости от пола характеризовались у мальчиков в возрасте 11–14 лет увеличением кардиоциклов RR (Р< 0,01), уменьшением их плотности (АМО %, Р< 0,01) и высокими значениями Δx и ПИ (Р<0,01) по сравнению с девочками. У последних функционирование синусового узла находится под влиянием адренергических механизмов, что видимо, объясняется более напряженной регуляцией сердечного ритма в период полового созревания.

Проведено изучение индивидуальных значений ИН2 / ИН1, у обследованных школьников и их сопоставление с региональными нормативами (219, 226] (табл.3.) Как видно из представленной таблицы 3.11, вегетативная реактивность зависит от исходного вегетативного тонуса; у детей с исходным ваготонусом (низкие ИН) обнаруживается высокая частота гиперсимпатонического варианата реактивности (Р< 0,001), а у детей с исходным симпатикотонусом (высокие ИН) часто выявляется часто симпатикотонический вариант реактивности (Р< 0,01- 0,001), что согласуется с законом «исходного значения» Уайлдера.

В целом здоровая популяция школьников на клиноортостатическую нагрузку реагировала с нормальными значениями ИН2/ ИН1 в 67,1 % случаев и в 32,9 случаев выявлена извращенная реакция вегетативной реактивности. Извращенная реакция вегетативного реагирования чаще наблюдалась у школьников с исходной ваго-и симпатикотонией и, видимо, отражает функциональную незрелость симпатического и парасимпатического отделов ВНС у наших школьников в возрастном периоде 7–14 лет.

Как известно, степень реагирования функциональной системы на внутренний и внешний раздражитель определяется исходным уровнем данной системы, поэтому, нами проведен анализ динамики изменения гемодинамических параметров (САД, ДАД) в ответ на клиноортостатическую нагрузку, результаты исследований представлены в табл. 4.

Как видно из таблицы 4., показатели САД и ДАД у обследованных школьников в покое были достаточно однородными и лишь у школьников в возрасте 7–10 лет параметры САД и ДАД были низкими по сравнению с девочками того же возраста (Р< 0,05). Ортостатическая нагрузка у школьников выражалась в небольшом снижении САД (6,1–7,86 %), и повышении ДАД (8,5- 13,5 %. Максимальный прирост САД (6,9–10,6 %) и ДАД (11,0–18,4 %) у обследованных детей отмечался на 3–4 минуте пробы (Р< 0,05–0,01). Выявлена зависимость максимального прироста САД и ДАД от возраста учащихся. Так, у школьников в возрасте 7–10 лет сдвиги в уровне САД (7,9–10,6) и ДАД (15,4–18,4) были более выраженными (Р< 0,05), чем у школьников в возрасте 11–14 лет (САД — 6,9–7,2 %; ДАД-11,0–15,8 %). Сдвиги в уровне САД (6,9–10,2 мм рт.ст.) и ДАД (9,9–10,7 мм.рт.ст.) были более значительными у мальчиков (Р< 0,05), чем у девочек (САД — 7,2–7,9 мм рт.ст. и ДАД — 7,6–9,9 мм рт.ст.). После прекращения пробы у большинства школьников параметры САД и ДАД возвращались к исходному уровню на первой минуте нагрузки и лишь у детей в возрасте 7–10 лет этот период замедлен по уровню ДАД (2–3 мин.), что, видимо, указывает на не совершенность депрессорных механизмов саморегуляции кровообращения.


Таблица 3

Состояние вегетативной реактивности у практически здоровых школьников в зависимости от исходного вегетативного тонуса (в %)

Исходный вегетативный тонус

Пол

Кол-во обсл.

Вегетативная реактивность

Нормальная

Гиперсимпати-котонич.

Асимпатикотнич.

Абс.

%

Абс

%

Абс

%

  1. Ваготония < 30 усл.ед.
  1. Эйтония 30–90 ед.
  1. Симпатикотония > 91 усл.ед.

Д

М

Д

М

Д

М

46

49

96

98

91

55

29

23

71

76

51

32

63,0

63,3

74,0

77,6

56,0

68,2

14

12

14

13

13

6

30,4

24,5

14,6

13,3

14,3

10,9

3

4

11

9

27

17

6,52

8,16

11,5

9,2

29,7

30,9

Всего:

435

292

67,1

72

16,6

71

16,3

Таблица 4

Динамика САД и ДАД у здоровых школьников при выполнении клиноортостатической пробы (М ±m)

Время тестирования

Пол

САД

ДАД

7–10 лет

11–14 лет

7–10 лет

11–14 лет

  1. Исходные данные
  2. КОП: 1-я минута

3-я минута

5-я минута

10-я минута

3. ПВ: 1-я минута

2-я минута

4-я минута

Д

М

Д

М

Д

М

Д

М

Д

М

Д

М

Д

М

Д

М

102,5± 0,57

96,2 ±0,36

96,3 ±0,41

90,7±0,36

110,6± 0,49

106,4 ±0,26

108,3 ±0,40

104,1 ±0,23

106,6 ±0,36

102,2 ±0,59

103,1 ±0,33*

98,5 ±0,36*

100,2 ±0,21*

96,1 ±0,31*

98,8 ±0,24

94,4 ±0,30*

108,5± 0,50

106,9± 0,48

102,1± 0,27

98,5 ±0,38

116,3± 0,62

114,5 ±0,33

113,8 ±0,47

111,3 ±0,26

112,1 ±0,19

108,4±0,53*

108,5± 0,17*

106,3± 0,28*

106,1± 0,19*

104,6 ±0,23

102,9 ±0,36

102,1 ±0,35

64,7± 0,31

58,3 ±0,18

70,2 ±0,36

66,2 ±0,28

74,6 ±0,36

69,0 ±0,28

72,3 ±0,32

66,2 ±0,36

70,1 ±0,24

64,6 ±0,59

69,4 ±0,26

62,4 ±0,25

66,9 ±0,16*

60,2 ±0,38*

62,0 ±0,14*

58,4 ±0,33*

68,8± 0,26

62,8 ±0,25

74,4 ±0,39

68,1 ±0,28

76,4 ±0,29

72,7 ±0,33

74,0 ±0,25

70,8 ±0,31

70,4 ±0,18

68,6 ±0,23

68,5 ±0,17*

64,7 ±0,35*

68,3 ±0,23*

60,7 ±0,28*

64,5 ±0,24

56,2 ±0,25

Примечание: ПВ — период восстановления. Данные статистически достоверны (P<0,05–0,001)

Относительно исходных, кроме отмеченных звездочкой (*).

Таблица 5

Распределение нормальных и патологических вариантов КОП у обследованных здоровых школьников в зависимости от возраста и пола (в %)

Обеспечение вегетативной деятельности иварианты КОП

Девочки (n=233)

Мальчики (n=202)

7–10 лет

(n=108)

11–14 лет

(n=125)

7–10 лет

(n=99)

11–14 лет

(n=103)

Всего

(n=435)

Абс

%

Абс

%

Абс

%

Абс

%

абс

%

  1. Нормальное
  2. Избыточное:

Гиперсимпатикотонический вариант

  1. Недостаточное:

Гипердиастолический вариант

Асимпатикотонический вариант

  1. Смешанное:

Симпатикотонический вариант

Астеносимпатикотонический вариант

69

17

12

5

4

1

63,9

15,7

11,1

4,63

3,7

0,93

89

24

7

3

2

71,2

19,2

5,6

2,4

1,6

69

7

14

5

3

1

69,7*

7,1*

14,1

5,1

3,03

1,01

84

5

12

1

1

81,6*

4,85*

11,7*

0,97

0,97

311

53

45

14

9

3

71,5

12,2

10,3

3,22

21

0,69

Примечание: (*) статистически достоверно (P<0,05–0,01) по сравнению с девочками


К отличительным особенностям ортостатической пробы в наших исследованиях можно отнести более высокий прирост ДАД, чем САД по сравнению с пробой психоэмоциональной нагрузки (31), что проявляется более выраженными сдвигами в показателях ЧСС и САД по сравнению с ДАД. Известно, последняя является основным гемодинамическим параметром при выполнении КОП, что сказывается на приросте УПС и ОПС. Подтверждением этого факта в наших исследованиях является более высокий подъем ДАД и замедление возвращения его к исходному уровня в восстановительном периоде. Анализируя эти гемодинамические сдвиги в ортостазе у здоровых школьников, можно отметить, что эти сдвиги были обусловлены с одной стороны тенденцией к перемещению крови, с другой- включением компенсаторно-приспособительных реакций (улучшение ЧСС, повышение УПС и ОПС), возникающих в ответ на перемену положения тела и направленных на поддержание адекватного возврата крови к сердцу [60). При выделении нормальных и патологических вариантов КОП в зависимости от исходных значений ЧСС и АД нами использована классификация Н. А. Белоконь и Н. Б. Кубергер (1987), нормальная реакция на КОП определялась отсутствием жалоб, повышением ЧСС на 20–40 % от исходной, увеличением САД и ДАД (от + 5,0 до 20 мм рт. ст.) при этом снижение пульсового давления (ПД) не превышало 50 % от исходного. На основании этих данных нами выделены нормальные и патологические формы вегетативного обеспечения деятельности, включавшие в себе разные варианты КОП. Результаты этих исследований представлены в табл. 4.

Как видно из данных таблицы 4, у школьников в 76,5 % случаях выявляется нормальное обеспечение вегетативной деятельности, что статистически достоверно ниже (88,0 %; Р< 0,05) данных, полученных у московских школьников. Среди школьников почти в равных случаях встречаются избыточное (12,2 %) и недостаточное (13,5 %; Р< 0,05) и редко наблюдается смешанное (3,8 %) обеспечение вегетативной деятельности.

Выводы: В целом, у школьников с возрастом уменьшаются случаи патологических вариантов КОП (Р>0,05), что видимо, связано со стабилизацией и становлением реактивности сердечно-сосудистой системы. Изучение распространенности патологических вариантов КОП в зависимости от возраста обследованных показал, что у младших школьников преобладают гиперсимпатикотонический вариант КОП, указывающий на избыточность реакции сердечно-сосудистой системы, выражающийся увеличением параметров ЧСС, САД и ДАД. Гиперреактивность сохраняется у девочек в возрасте 11–14 лет (19,2 %) что очевидно, связано с сохранением высокой частоты исходной симпатикотонии в этом возрастном периоде. Эти данные свидетельствуют о лабильности и чувствительности сердечно-сосудистой системы детей младшего школьного возраста, а также школьниц в возрасте 11–14 лет.

Относительно высокая частота патологических вариантов КОП с недостаточным включением симпатико-адреналовой системы на нагрузку (гипердиастолические и симпатикотонические варианты) и смешанные варианты КОП (симпатикоастенические и астеносимпатические варианты) у наших школьников свидетельствуют о поражении сегментарных отделов ВНС и наличии у них латентно протекающих форм вегето-сосудистой дистонии.

Таким образом, практически здоровые школьники нашего региона имеют определенные особенности в исходном вегетативном тонусе и реактивности сердечно-сосудистой системы. У детей с исходной симпатикотонией обнаруживаются напряженные механизмы в регуляции сердечного ритма. Клиноортостатическая проба позволяет оценить обеспечение вегетативной деятельности по ЧСС и АД в реальных условиях жизни (лежа, стоя), их интенсивность и направленность в зависимости от пола и возраста детей.

Литература:

  1. Гурьева, Е. Н. Роль вегетативных нарушений в формировании первичной артериальной гипертензии у детей // Бюллетень ВСНЦ со РАМН. V Всероссийский семинар, посвященный памяти профессора Н. А. Белоконь. — 2007. — № 3 (55). — С. 72–73.
  2. Опыт мониторинга здоровья детей и подростков в связи с влиянием факторов окружающей среды. // Здоровье населения и среда обитания. — 2010. — № 9.- С. 8–13.
  3. Практическое руководство по детским болезням под общей ред. В. Ф. Коколиной и А. Г. Румянцева // Детская вегетология: практическое руководство по детским болезням. — М.: ИД Мед. практика, 2008. — XI т. глава 2 -с.22–32.
  4. Шлык, Н. И. Особенности вариабельности сердечного ритма у детей и подростков с различным уровнем зрелости регуляторных систем организма // тез. докл. международного симпозиума. — Ижевск, 2003.-С. 52–60.
  5. Иценко, Е. Н. Показатели состояния здоровья у подростков с повышенной учебной нагрузкой. // Вопросы современной педиатрии. — 2010.- Т. 6, № 1. — С. 264.
Основные термины (генерируются автоматически): сердечного ритма, здоровых школьников, исходного вегетативного тонуса, регуляции сердечного ритма, патологических вариантов КОП, сердечно-сосудистой системы, парасимпатического отделов ВНС, структуре сердечного ритма, школьников параметры САД, обеспечение вегетативной деятельности, гомеостаза здоровых школьников, исходной симпатикотонией, удельный вес школьников, старшем школьном возрасте, уровне САД, школьников здоровой популяции, реактивности сердечно-сосудистой системы, процессе развития школьников, здоровая популяция школьников, вегетативного гомеостаза.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос