Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Произведения Узакбая Казжанулы, написанные на биографическую тематику

Филология, лингвистика
19.09.2016
49
Поделиться
Библиографическое описание
Жеткизгенова, А. Т. Произведения Узакбая Казжанулы, написанные на биографическую тематику / А. Т. Жеткизгенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 487-489. — URL: https://moluch.ru/archive/122/33835/.


В статье дается анализ поэм поэта-жырау, занимающего особое место в казахской литературе — Узакбая Казжанулы, написанных на биографическую тематику. Говорится об истории появления биографических поэм в общей истории искусства слова, а также упоминаются авторы биографических поэм в казахской литературе.

Ключевые слова: поэт-жырау, биографические поэмы, литературное наследие, поэтическое произведение, сочинение, произведение

В истории искусства слова особое значение придается эстетико-познавательной стороне биографических произведений. В содержании художественного развития разного времени такие произведения выполняли важную роль. «В книге французского философа-схоласта, теолога и поэта Абеляра (ХІІв.) «История моих бедствий» в форме откровений впервые появился биографический, летописный художественный метод. Позже метод откровения и биографического описания получил свое развитие в произведениях Петрарки. В его трудах «О презрении к миру», «О тайном споре забот моих» через авторское мышление дается анализ биографических периодов в форме внутреннего откровения. Основной движущей личностью диалога здесь является сам Петрарка. Здесь анализируется жизнь Петрарки, он обвиняется как грешник и защищается. Такая дилемма была и во второй половине жизни Бокаччо. Оценка периодов жизни в форме откровений существовала как в древней эпохе, так и эпохе Возрождения. Откровения с читателем и описание биографии имеет место и в дневниках Л.Толстого, А.Пушкина [1, с.68]. Ученый-литературовед М. М. Бахтин пишет: «Если спросить, что относится к так называемым биографическим периодам в произведении, они могут быть разными, как в форме откровений, так и в форме правдивого объективного делового отчета (познавательное состояние мысли, политическое, практическое и др.), в конце концов, нас могут заинтересовать особенности изображения биографических ценностей» [2, с.140].

Основное актуальное направление биографических стихов в казахской литературе — оценить с философской, гуманистической точки зрения каждый период жизни, начиная с детства и до достижения столетнего возраста, показать людям истинное содержание жизни, наполненное как муками, так и радостями. В литературном наследии поэтов в истории казахской литературы жанр биографических стихов выделяется своей особой традиционной природой.

Так, например, из биографических стихов «Ваш 25-летний возраст» Бухара Калкаманулы (1668–1781), «Эх, мои пятьдцать лет», «В год, в два года в колыбели я»), «Пятьдесят — возраст настоящего мужчины», «Двадцать пять — возраст, когда я достиг совершеннолетия» Шал (Тлеуке) Кулекеулы (1748–1819), «Где мои пятнадцать лет») Дулата Бабатайулы (1802–1871), «Взяв в руки чашу» Шернияза Жарылгасулы (1807–1867), «Эх, старость, вот и ты пришла в свое время» Суюнбая Аронулы (1822–1895), «Несправедливость жизни видел я глазами» Базара Ондасынулы (1842–1911), «Стих, написанный Нуржаном во время сильной болезни в предсмертном состоянии» Нуржана Наушабайулы (1859–1919), «Узоры жизни» Омара Шораякулы (1878–1924), «Картины старости», «Переходы жизни» Турмагамбета Изтлеуова (1881–1939) и других поэтов мы видим особенности, определяющие своеобразное место этого жанра в национальном искусстве слова.

В этих своих стихах поэты со страстным волнующим чувством влюбленности воспевают картины этого бренного мира, картины жизни, наполненные чудесными секретами, лучистой красотой с самого первого дня появления на свет и до ухода в свой последний вечный путь. Идейно-тематическое направление этих стихов — показать насколько сладок, но при этом короток, как рукоятка камчи, и быстротечен этот бренный мир. Изображается реальность сложного, но в тоже время интересного пути человеческой борьбы, переживающей самые разнообразные перепалки быта с самого появления на это свет.

Поэтическое произведение Узакбая Казжанулы, оставившего своеобразный след в истории казахской литературы, под названием «Жизнеописание» так же можно отнести к ряду самых лучших образцов этого жанра.

Особенность, которая наблюдается в композиционной структуре биографических стихов названного поэта, — это изображение личности, наполненный пламенем, неутомимой силой во все периоды жизни человека до пятидесяти лет, и в период роста, и в период развития, и в период возмужания, и в период зрелости.

При изображении младенчества персонажа, перед глазами встает картина сладкого, как мед, детства:

Как родились и до десяти лет мы были детьми,

И взор наш был обращен вперед [3, c.52].

Нескончаемые интересные моменты детства, проведенного в ауле, передаются правдивым национальным красочным языком. Такие периоды молодости, наполненные силой и мощью, как юность и взросление между 15 и 30 годами, воспеваются где-то мелодичными и романтичными, где-то печальными нотами, показывая, что молодость пролетела, словно сон:

После десяти достигли мы и пятнадцати лет,

С утра и до самого вечера проводили в играх.

С двадцати и двадцати пяти проводили весело

Мы время на праздниках и весельях.

К тридцати годам мы повзрослели, познали быт [3, c.53].

В строках стихотворения прослеживаются чувства тоски по этому периоду жизни, которое больше не вернется — по молодости.

В сорок лет мы смотрим по сторонам.

Это возраст, дающий оценку

Нашим хорошим и плохим поступкам [3, c.53].

Все чувства лирического героя по поводу всей своей жизни особенны конкретными описаниями, наполненными чувств. Вместе с тем, биографические стихи — это произведения, которые являются поучительным примером в объяснении философского восприятия противоречий в жизни. Значит, биографические стихи поэтов — это лирические переживания о событиях, периодах жизни, свидетелями которых они сами были.

В следующих строках поэт описывает печальный облик следующего периода жизни:

Вот и сорок минули.

Пред нами предстает пятьдесят.

Это период, когда человек критически оценивает свою жизнь [3, c.54].

В строках «Вот и прошла молодость, наступила старость, орел в старости не охотится, а потому и в тебе не нуждаются» мы можем заметить как чувство гордости, так и чувство тоски по возрасту, когда-то полному стремлений и мечтаний.

Перечисление ступеней жизни человечества до столетия — это содержание, являющееся общим для биографических поэм в казахской литературе.

В семдесят еще как-то перебиваешься,

А вот в восемьдесят силы тебя начинают покидать.

В девяносто ты уже без сил.

Ну а до ста лет никто прямо не доходит [3, c.54].

Стихи поэта — это литературное наследие, изображающее смысл жизни, в которой чредуются события, наполненные то радостью, то печалью с самого появления на свет и до ухода из жизни. Изображение в специальных творческих жанрах образа человека в разные возрастные периоды, который своей общественно-социальной активностью служит родному народу, — традиционное явление в природе народной литературы.

Литература:

  1. Тебегенов Т. Фольклорные и литературные традиций в творчестве народных поэтов. –Алматы: Білім. 2001. — 332 с.
  2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — Москва: Искусство, 1986. — 445 с.
  3. Менің атым — Ұзақбай. — Алматы: Бабамұра-М. 2011. — 260 б.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
поэт-жырау
биографические поэмы
литературное наследие
поэтическое произведение
сочинение
произведение
Молодой учёный №18 (122) сентябрь-2 2016 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 487-489):
Часть 5 (стр. 415-515)
Расположение в файле:
стр. 415стр. 487-489стр. 515

Молодой учёный