Правовое регулирование деятельности филиалов страховых организаций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №18 (122) сентябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 19.09.2016

Статья просмотрена: 600 раз

Библиографическое описание:

Хакимова, Л. И. Правовое регулирование деятельности филиалов страховых организаций / Л. И. Хакимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 293-297. — URL: https://moluch.ru/archive/122/33830/ (дата обращения: 16.11.2024).



В настоящее время наблюдается тенденция к укрупнению страховых организаций и, как следствие, создание крупными страховыми организациями филиалов в различных населенных пунктах. В статье будут рассмотрены основные особенности правового регулирования деятельности филиалов с учетом специфики страховых организаций, что понимается под филиалом в действующем законодательстве, в каком порядке он создается и ликвидируется, каким образом должны происходить регистрация и снятие с регистрационного учета филиала в территориальных органах ПФР, какими полномочиями обладает руководитель филиала, какие установлены особенности трудовых отношений с участием филиала.

Ключевые слова: страховые организации, филиалы страховых организаций, правомочия страховых организаций

Всоответствии со статьей 55 Гражданского кодекса РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, которое находится вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшего их юридического лица и действуют на основании утвержденных им положений.

Представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Ранее закреплялось требование о том, что сведения о филиалах должны содержаться в учредительных документах юридического лица, в настоящее время такое требование отсутствует.

Филиалы и представительства общества осуществляют свою деятельность от имени создавшего их общества. Ответственность за деятельность филиала и представительства общества несет создавшее их общество.

В письме ФНС РФ от 6 марта 2015 г. № СА-4–14/3666@ отмечается, что исходя из положений абзаца 3 пункта 3 статьи 55 Гражданского кодекса РФ в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ (далее — Федеральный закон № 99-ФЗ) отражение в уставе юридического лица сведений о филиалах и представительствах является необязательным. Представительства и филиалы должны быть указаны в ЕГРЮЛ. В соответствии с положениями пункта 4 статьи 3 Федерального закона № 99-ФЗ впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с положениями ГК РФ законодательные и иные нормативные правовые акты РФ применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям ГК РФ.

Порядок создания филиала. Создание филиала осуществляется на основании решения уполномоченного органа юридического лица. Согласно статье 5 Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Федеральный закон № 14-ФЗ) общество с ограниченной ответственностью может создавать филиалы и открывать представительства по решению общего собрания участников общества, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена уставом общества. Создание обществом филиалов и открытие представительств на территории РФ осуществляются с соблюдением требований Федерального закона № 14-ФЗ и иных федеральных законов, а за пределами территории РФ — также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создаются филиалы или открываются представительства, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Федеральный закон № 208-ФЗ) предусматривает, что создание филиалов и открытие представительств общества, если уставом общества это не отнесено к компетенции коллегиального исполнительного органа общества, относится к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. В остальном, закрепляется, что акционерное общество может создавать филиалы и открывать представительства в соответствии с положениями ГК РФ, Федерального закона № 208-ФЗ и других федеральных законов.

После принятия уполномоченными органами юридического лица решения о создании филиала необходимо внести соответствующие сведения в ЕГРЮЛ.

В письме ФНС РФ от 6 марта 2015 г. № СА-4–14/3666@ уточняется, что в настоящее время законодательством о государственной регистрации юридических лиц предусмотрена возможность внесения в ЕГРЮЛ сведений о создании филиала или открытии представительства, а также об изменении их наименований или адреса места нахождения, путем представления в регистрирующий орган как документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон № 129-ФЗ), в том числе заявления по форме Р13001 [1], так и заявления, предусмотренного пунктом 2 статьи 17 Федерального закона № 129-ФЗ, по форме Р14001 [2].

Вместе с тем до приведения нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц в соответствие с положениями главы 4 части I ГК РФ в редакции Федерального закона № 99-ФЗ внесение в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности филиала или закрытии представительства юридического лица может быть осуществлено при представлении в регистрирующий орган документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 17 Федерального закона № 129-ФЗ, в том числе заявления по форме Р13001.

В соответствии со статьей 83 Налогового кодекса РФ постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту ее нахождения, месту нахождения ее филиала, представительства, иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории РФ через отделение, а также индивидуального предпринимателя по месту его жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в ЕГРЮЛ, ЕГРИП. Таким образом, постановка юридического лица на налоговый учет по месту нахождения его филиала осуществляется налоговыми органами автоматически после внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ.

Порядок ликвидации филиала. Решение о ликвидации должно быть принято уполномоченным органом юридического лица и оформлено соответствующим документом. Далее юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений о представительствах и филиалах обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.

В соответствии с пунктом 5 статьи 84 НК РФ в случаях прекращения организацией деятельности через филиал или представительство (закрытия филиала или представительства) снятие с учета организации налоговым органом по месту нахождения этого филиала (представительства) осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения.

Кроме того, согласно статье 23 НК РФ налогоплательщики-организации обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях на территории РФ, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией): в течение трех дней со дня принятия решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства). Форма сообщения утверждена приказом ФНС РФ от 9 июня 2011 г. № ММВ-7–6/362@. Направить сообщение можно лично либо с использованием телекоммуникационных каналов связи путем подписания документов электронной цифровой подписью.

Учет филиала втерриториальных органах Пенсионного фонда.Порядок регистрации и снятия с регистрационного учета филиала в территориальных органах ПФР установлен постановлением Правления ПФР от 13 октября 2008 г. № 296п.

Регистрации в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию подлежат лица, производящие выплаты физическим лицам, в частности, юридические лица (в том числе по месту нахождения обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц).

На основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, территориальный орган ПФР (отделение ПФР) регистрирует организацию в качестве страхователя с присвоением регистрационного номера. Сведения о дате регистрации и регистрационном номере страхователя передаются территориальным органом ПФР в регистрирующий орган для включения в ЕГРЮЛ. Сведения направляются в электронном виде с использованием средств электронной цифровой подписи по каналам связи на условиях, установленных соглашением сторон. При невозможности передачи сведений в электронном виде они направляются почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Территориальный орган ПФР извещает организацию о ее регистрации в качестве страхователя путем направления через федеральные органы почтовой связи уведомления о регистрации юридического лица в территориальном органе ПФР по месту нахождения на территории РФ. Сведения из ЕГРЮЛ в электронном виде после проведения процедуры регистрации страхователя архивируются и хранятся в отделениях ПФР.

Регистрация организации в качестве страхователя по месту нахождения обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, осуществляется в течение пяти рабочих дней с даты представления организацией в территориальные органы ПФР заявления о регистрации организации в территориальном органе ПФР по месту нахождения обособленного подразделения на территории РФ и следующих документов:

– свидетельства о постановке на учет организации в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ;

– уведомления о регистрации юридического лица в территориальном органе ПФР по месту нахождения на территории РФ;

– копий заверенных в установленном порядке документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (устав организации, содержащий сведения о создании обособленного подразделения и его юридическом адресе, Положение об обособленном подразделении и другие документы, содержащие сведения о наличии у обособленного подразделения отдельного баланса, расчетного счета, а также права выполнять от имени юридического лица обязанности по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц и уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по месту нахождения обособленного подразделения).

Таким образом, организация должна быть зарегистрирована в органах ПФР по месту нахождения филиала только в случае, если филиал имеет отдельный баланс, расчетный счет и начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

При регистрации организации в качестве страхователя по месту нахождения обособленного подразделения территориальный орган ПФР выдает (направляет) уведомление о регистрации страхователя-организации в двух экземплярах, один из которых в 10-дневный срок со дня получения подлежит представлению организацией в территориальный орган ПФР по месту своего нахождения.

Снятие организаций с регистрационного учета в качестве страхователей осуществляется в течение пяти дней со дня представления в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, в территориальный орган ПФР. В соответствии с информацией, содержащейся в сведениях из ЕГРЮЛ, территориальный орган ПФР вносит в базу данных ПФР (в карточку страхователя) следующие сведения:

– дату государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией или исключением юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа; дату внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности юридического лица в результате реорганизации (путем слияния, разделения, преобразования, присоединения); дату государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (в связи с изменением места нахождения);

– дату снятия с регистрационного учета в территориальных органах ПФР;

– статус страхователя;

– код причины снятия с регистрационного учета.

Снятие организации с регистрационного учета по месту нахождения обособленного подразделения в случае принятия ею решения о прекращении деятельности своего обособленного подразделения осуществляется территориальным органом ПФР по месту нахождения обособленного подразделения в течение пяти дней со дня представления организацией следующих документов:

– заявления о снятии с регистрационного учета организации по месту нахождения обособленного подразделения на территории РФ в территориальном органе ПФР;

– копии решения (приказа, распоряжения) о прекращении деятельности обособленного подразделения (ликвидации, реорганизации).

Полномочия руководителя филиала.Руководители филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

В пункте 129 постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» уточняется, что полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т. п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала.

При разрешении спора, вытекающего из договора, подписанного руководителем филиала (представительства) без ссылки на то, что договор заключен от имени юридического лица и по его доверенности, следует выяснить, имелись ли у руководителя филиала (представительства) на момент подписания договора соответствующие полномочия. Сделки, совершенные руководителем филиала (представительства) при наличии таких полномочий, следует считать совершенными от имени юридического лица. [3]

Необходимо также учитывать, что руководитель филиала (представительства) вправе делегировать совершение действий, на которые он уполномочен доверенностью, другому лицу, если это разрешено доверенностью. Соблюдение нотариальной формы для доверенности, выдаваемой в порядке передоверия, юридическим лицом, руководителем филиала и представительства юридических лиц не требуется (пункт 3 статьи 187 ГК РФ).

В случае подписания сделки от имени юридического лица его сотрудником, действующим на основании доверенности, выданной в порядке передоверия руководителем филиала юридического лица, другая сторона сделки признается добросовестной, если ею были изучены доверенности (первоначальная и выданная в порядке передоверия), дающие полномочия сотруднику юридического лица, совершившему сделку.

Трудовые правоотношения сучастием филиала.Всоответствии со статьей 20 Трудового кодекса РФ работодателем признается физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры. Таким образом, филиал не является стороной трудовых правоотношений, работодателем по отношению к работникам выступает само юридическое лицо. Вместе с тем руководитель филиала может быть уполномочен доверенностью на подписание трудовых договоров и осуществление иных полномочий работодателя.

Вместе с тем переход работника в другой филиал (представительство) признается переводом на другую работу. Так, согласно разъяснениям Верховного суда, данным в пункте 16 постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», переводом на другую работу следует считать постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает сотрудник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем (часть 1 статьи 72.1 ТК РФ). Под структурными подразделениями следует понимать как филиалы, представительства, так и отделы, цеха, участки и т. д., а под другой местностью — местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта.

Некоторые особенности правового регулирования трудовых отношений с участием филиала предусмотрены также на случай разрешения коллективного трудового спора, забастовки.

Особенности правового регулирования деятельности филиалов. В соответствии с Законом РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015–1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» сведения о субъектах страхового дела подлежат внесению в Единый государственный реестр субъектов страхового дела в порядке, установленном органом страхового надзора (Указание Банка России от 30 сентября 2014 г. № 3400-У «О порядке внесения сведений о субъектах страхового дела в единый государственный реестр субъектов страхового дела»).

Единый государственный реестр субъектов страхового дела должен содержать сведения о субъекте страхового дела, его наименовании, месте нахождения, руководителе, участниках (акционерах), о номере, дате выдачи, сроке действия лицензии, виде страховой деятельности, на осуществление которого выдана лицензия, видах страхования, которые осуществляются в рамках соответствующего вида страховой деятельности (для страховых организаций и обществ взаимного страхования), доменном имени и (или) сетевом адресе официального сайта субъекта страхового дела в интернете, филиалах и представительствах страховщика и об их месте нахождения, о принятии решения о приостановлении, возобновлении действия лицензии либо об отзыве (аннулировании) лицензии, причины и дату исключения из единого государственного реестра субъектов страхового дела. Таким образом, информация о филиалах страховой организации подлежит включению в Единый государственный реестр субъектов страхового дела.

Кроме того, устанавливается, что в целях доведения до страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей, лиц, имеющих намерение заключить договор страхования, информации о своей деятельности страховщик должен иметь собственный сайт в Интернете, на котором должна быть размещена информация о филиалах организации.

Выводы.

Филиал представляет собой обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Создание филиала осуществляется путем принятия уполномоченным органом юридического лица решения о создании филиала и внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ. Ликвидация филиала происходит в результате принятия соответствующего решения уполномоченным органом, соответствующие сведения вносятся в ЕГРЮЛ и филиал снимается с налогового учета. Кроме того, если филиал имеет отдельный баланс, расчетный счет и начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, то юридическое лицо должно быть зарегистрировано в территориальных органах ПФР по месту нахождения филиала.

Руководитель филиала действует на основании доверенности, которой определяются его полномочия.

При этом филиал не является стороной трудовых отношений с работниками филиала, работодателем по отношению к ним выступает само юридическое лицо.

Для филиалов страховых организаций предусмотрены особенности в части внесения определенных сведений о филиалах в Единый государственный реестр субъектов страхового дела, а также размещения соответствующей информации в Интернете.

Литература:

  1. Приказ ФНС РФ от 25 января 2012 г. № ММВ-7–6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».
  2. Приказ ФНС РФ от 25 января 2012 г. № ММВ-7–6/25@.
  3. Журнал «Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение», № 1, январь-февраль 2016 г., с. 64–73.
Основные термины (генерируются автоматически): юридическое лицо, место нахождения, территориальный орган, обособленное подразделение, руководитель филиала, филиал, территория РФ, представительство, Единый государственный реестр, лицо.


Ключевые слова

страховые организации, филиалы страховых организаций, правомочия страховых организаций

Похожие статьи

Особенности учета и отчетности субъектов малого предпринимательства

В современных условиях малое предприятие выступает, как самая массовая форма деловой жизни. Развитие современной экономики невозможно без активной политики поддержки малого бизнеса. Основные проблемы бухгалтерского учета на малых предприятиях связаны...

Особенности и проблемы налогового учета в строительной отрасли

Строительный бизнес занимает важное место в государственной экономике и является одним из наиболее крупных источников доходов федерального и региональных бюджетов налогового характера. В связи с этим крайне важна правильная организация налогового учё...

К вопросу о создании, функционировании и прекращении деятельности общественных объединений в Республике Казахстан

В статье проведен анализ норм специализированного законодательства, регламентирующего отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, а также в связи с созданием, функционированием и прекращением деятельности общественны...

Правовое регулирование акционерных обществ в отдельных сферах предпринимательской деятельности

В данной статье рассмотрены основные направления правового регулирования акционерных обществ в отдельных сфера предпринимательской деятельности. Проведен правовой анализ существующих положений Гражданского кодекса Российской Федерации и других нормат...

К вопросу о современном состоянии и основных направлениях регулирования трудовых отношений с участием иностранных работников

В статье рассматриваются проблемы регулирования трудовых отношений с участием иностранных работников, учитывая современные условия. Дана общая характеристика трудовой миграции в Российской Федерации. Автор делает вывод, что для стабилизации ситуации ...

К вопросу о пределах административно-правового регулирования предпринимательской деятельности

Переход Российской Федерации к рыночной экономике, а также введение экономических санкций зарубежными государствами предопределили в качестве основного регулятора рынок, который посредством спроса и предложения определяет направления развития предпри...

Практика работы с обращениями граждан в органах прокуратуры

Добросовестное отношение к реализации гражданами права на обращение лично, а также путем направления индивидуальных и коллективных заявлений в государственные органы и органы местного самоуправления является важнейшим критерием эффективности деятельн...

Создание организации, оказывающей юридические услуги, и законодательный контроль за ее деятельностью

В данной статье рассмотрена процедура создания организации, ведущей деятельность по оказанию возмездных юридических услуг, а также проанализированы нормативные правовые акты, которыми прямо или косвенно регулируется такая деятельность. В данной работ...

Учет движения денежных средств в процессе финансирования структурных подразделений ОАО «РЖД»

В статье анализируется модель финансирования общими центрами обслуживания структурных подразделений ОАО «РЖД». Изложены отраслевые особенности учета движения денежных средств в компании. Даны теоретические замечания и практические рекомендации к внов...

Практические аспекты организации международно-правового сотрудничества на уровне городских (районных) прокуратур Российской Федерации

В статье анализируются практические аспекты проведения экстрадиционных проверок прокурорами районных (городских) прокуратур, изучаются основные проблемные моменты при осуществлении таких проверок сотрудниками прокуратуры, и предлагаются пути их решен...

Похожие статьи

Особенности учета и отчетности субъектов малого предпринимательства

В современных условиях малое предприятие выступает, как самая массовая форма деловой жизни. Развитие современной экономики невозможно без активной политики поддержки малого бизнеса. Основные проблемы бухгалтерского учета на малых предприятиях связаны...

Особенности и проблемы налогового учета в строительной отрасли

Строительный бизнес занимает важное место в государственной экономике и является одним из наиболее крупных источников доходов федерального и региональных бюджетов налогового характера. В связи с этим крайне важна правильная организация налогового учё...

К вопросу о создании, функционировании и прекращении деятельности общественных объединений в Республике Казахстан

В статье проведен анализ норм специализированного законодательства, регламентирующего отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, а также в связи с созданием, функционированием и прекращением деятельности общественны...

Правовое регулирование акционерных обществ в отдельных сферах предпринимательской деятельности

В данной статье рассмотрены основные направления правового регулирования акционерных обществ в отдельных сфера предпринимательской деятельности. Проведен правовой анализ существующих положений Гражданского кодекса Российской Федерации и других нормат...

К вопросу о современном состоянии и основных направлениях регулирования трудовых отношений с участием иностранных работников

В статье рассматриваются проблемы регулирования трудовых отношений с участием иностранных работников, учитывая современные условия. Дана общая характеристика трудовой миграции в Российской Федерации. Автор делает вывод, что для стабилизации ситуации ...

К вопросу о пределах административно-правового регулирования предпринимательской деятельности

Переход Российской Федерации к рыночной экономике, а также введение экономических санкций зарубежными государствами предопределили в качестве основного регулятора рынок, который посредством спроса и предложения определяет направления развития предпри...

Практика работы с обращениями граждан в органах прокуратуры

Добросовестное отношение к реализации гражданами права на обращение лично, а также путем направления индивидуальных и коллективных заявлений в государственные органы и органы местного самоуправления является важнейшим критерием эффективности деятельн...

Создание организации, оказывающей юридические услуги, и законодательный контроль за ее деятельностью

В данной статье рассмотрена процедура создания организации, ведущей деятельность по оказанию возмездных юридических услуг, а также проанализированы нормативные правовые акты, которыми прямо или косвенно регулируется такая деятельность. В данной работ...

Учет движения денежных средств в процессе финансирования структурных подразделений ОАО «РЖД»

В статье анализируется модель финансирования общими центрами обслуживания структурных подразделений ОАО «РЖД». Изложены отраслевые особенности учета движения денежных средств в компании. Даны теоретические замечания и практические рекомендации к внов...

Практические аспекты организации международно-правового сотрудничества на уровне городских (районных) прокуратур Российской Федерации

В статье анализируются практические аспекты проведения экстрадиционных проверок прокурорами районных (городских) прокуратур, изучаются основные проблемные моменты при осуществлении таких проверок сотрудниками прокуратуры, и предлагаются пути их решен...

Задать вопрос