Автор: Валекжанина Елена Владимировна

Рубрика: Филология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (122) сентябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 19.09.2016

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Валекжанина Е. В. Особенности реализации текстовой стратегии убеждения в текстах научного дискурса на примере научных статей, написанных на русском языке // Молодой ученый. — 2016. — №18. — С. 480-482.



В статье проводится исследование особенностей научного текста в актуальной для современной лингвистики дискурсивной проекции. Авторская стратегия убеждения рассматривается как одна из стратегий познавательно-коммуникативной деятельности в научном дискурсе. В статье устанавливаются языковые способы ее реализации в русскоязычном научном дискурсе, выделяются главные и факультативные средства реализации стратегии убеждения. Материалом для исследования послужили тексты научных статей на русском языке. В ходе данного исследования в текстах научных статей выявлено содержание главных и факультативных средств реализации стратегии убеждения. Данное исследование может быть полезным студентам-лингвистам и переводчикам.

Ключевые слова: научный дискурс, стратегия убеждения, коммуникативная стратегия, научная статья

Изучение особенностей коммуникативных стратегий в научном дискурсе является одним из актуальных направлений современной лингвистики. Исследованиями коммуникативных стратегий занимались такие ученые-лингвисты, как О.С Иссрес, Е.В Пильгуй. Особенностями реализации коммуникативной стратегии убеждения также отдают важное место в изучении коммуникативных стратегий, изучению данной стратегии посвящены труды таких ученых, как Н.Н Пелевина, О.С Иссерс, Е.В Пильгуй, Н.Б Варгина и другие. Ученые приводят ряд классификаций особенностей реализации данной стратегии в рамках научного текста, что создает многообразие подходов к изучению данной стратегии. Основой для исследования в данной статье послужила классификация средств реализации коммуникативной стратегии Н.Н Пелевиной, которая выделяет главные и факультативные средства реализации стратегии убеждения. Материалом для исследования послужили тексты научных статей на темы экономики, природопользования и информационных систем, найденные на официальных сайтах публикаций научных работ. [3,4,5,6]

Актуальность исследования обуславливается возрастающей значимостью применения коммуникативной стратегии убеждения в условиях прагматического мира, который охватывает все сферы деятельности, включая и научную, однако, среди средств реализации стратегии убеждения существуют средства, вызывающие ряд споров по поводу их места в жанре научной статьи, что подтверждается в данном исследовании.

Цель работы заключается в выявлении особенностей реализации коммуникативной стратегии убеждения в жанре научной статьи на русском языке.

Задачи работы:

При помощи метода контекстуального анализа выявить наличие тех или иных средств реализации стратегии убеждения, выделенных в классификации, взятой за основу для исследования.

Объектом данной работы является авторская стратегия убеждения в научном дискурсе.

Предметом работы является способы реализации авторской стратегии убеждения в текстах научных статей на русском языке.

Исследованием научного дискурса и его коммуникативных стратегий занимались такие ученые-лингвисты, как С.С Филичева, Е.В Пильгуй. В своих исследованиях ученые выделяли в текстах научного стиля различные коммуникативные стратегии, однако единой классификации коммуникативных стратегий убеждения не существует, как и не существует единого мнения лингвистов относительно важности данной стратегии для научного дискурса.

В условиях прагматичности современного мира и высокого информационного потока, доказательность и убедительность научных доводов и аргументов становится все более важной для авторов научных работ, поэтому для акцентуализации читательского внимания на содержании научного текста и успешного донесения информации до адресата авторы прибегают к стратегии убеждения. [2]

В данном исследовании мы руководствуемся классификацией средств реализации коммуникативной стратегии убеждения, которые приводит Н.Н Пелевина. Лингвист выделяет главные и факультативные средства. Главные средства включают в себя модальности уверенности и противопоставления, противопоставление с элементом уступки, эмоционально-оценочную лексику и самоидентификацию автора. Факультативные средства включают в себя такие средства, которые могут внести оттенок авторской мысли в текст, такими средствами являются риторический вопрос, цитата, афоризм, анафора, лексический повтор, синтаксический параллелизм, реалии действительности, разговорная лексика, прямое обращение, предложение, рекомендация, вопросно-ответная форма, метафора, сравнение, аналогия. [1]

Несмотря на приведенную классификацию средств реализации авторской стратегии убеждения, Н.Н Пелевина утверждает, что некоторые факультативные средства стратегии убеждения, такие как разговорная лексика, анафора, афоризмы и риторический вопрос, в текстах научной статьи применяются достаточно редко, так как данные средства далеко не всегда соответствуют строгой стилистике жанра научной статьи, тогда как остальные средства имеют применяются в научной статье значительно чаще. В ходе анализа текстов научных статей были найдены примеры, подтверждающие наличие в текстах всех главных средств реализации стратегии убеждения согласно классификации Н.Н Пелевиной. К данным средствам относятся:

1) модальность уверенности: «…передовые страны будут стремиться свести различные стандарты цифрового ТВ в один, что, несомненно, станет революционным шагом в истории развития цифрового телевидения». [4],

2) Модальность противопоставления: «Однако, в настоящее время положительный эффект, непосредственно связанный с внедрением ИС на предприятии, наблюдается примерно у 40 % предприятий, пытающихся внедрить ИС». [4]

3) Противопоставление с элементом уступки:«Этот эффект не происходит в скрученных пучках проводов. Хотя эффекты, вызывающие вихревые токи и меньше, чем в сплошном проводнике того же диаметра, но, так как центральные жилы провода не проводят полезный ток, то результат был бы лучше, если бы они были удалены, или заменены непроводящим материалом». [3]

4) Эмоционально-оценочная лексика:«Одно из интереснейших направлений в современной гидробиологии — восстановление гидрофауны нефтезагрязненных водоемов». [6]

5) Синонимизация: «Современная телевизионная техника позволяет вести передачу изображений не только при естественном и искусственном освещении, но и при крайне низких освещенностях…» [3]

6) Самоидентификация авторской личности:«Оценить предполагаемый экономический эффект от внедрения информационной системы сложно, поэтому предлагается методика прогнозной оценки эффективности информационных систем, которая основана на разработке системы показателей отдельных бизнес-процессов, проходящих на предприятии». [4]

Таким образом, исходя из данного анализа и приведенных примеров, мы видим, что все главные средства реализации авторский стратегии убеждения, указанные в классификации Н.Н Пелевиной, отражены в текстах данных научных статей.

В ходе анализа научных статей на наличие факультативных средств реализации стратегии убеждения нами были найдены следующие средства:

1) цитата примером:««Нам нужно добиться того, — сказал он, —чтобы наша промышленность могла производить ежегодно... до 500 млн. т угля, до 60 млн. нефти... На это уйдет, пожалуй, три новых пятилетки, если не больше»» [5]

2) Информация о реалиях культуры и действительности:«В настоящее время основным условием стабильного функционирования на рынке любого предприятия является совершенствование методов управления. Один из инструментов совершенствования систем управления предприятием — внедрение информационных систем (ИС)» [4]

3) Предложение:«Оценить затраты на ИС можно, например, с помощью концепции оценки совокупной стоимости владения информационной технологией:(ТСО), предложенной компанией Gartner в середине 1990-х гг., путем интеграции моделей Gartner и разработок приобретенной компании Interpose». [4]

4) Рекомендации:«Следует также помнить о том, что затраты на ИС определяются не только затратами на этапах приобретения (разработки) и внедрения, но и затратами на этапах эксплуатации и сопровождения». [4]

5) Вопросно-ответная форма:«Почему советское руководство в 30-е гг. отдало предпочтение развитию угольной промышленности, отказавшись от амбициозных планов увеличения нефтедобычи?» [5]

6) Сравнение: «Данные о потерях для разнополярной прямоугольной формы тока при оптимальной толщине имеют тот же характер, что и для однополярного импульса». [3]

Другие факультативные средства, указанные Н. Н Пелевиной в своей классификации, такие как риторический вопрос, афоризм, лексический повтор, синтаксический параллелизм, анафора, прямое обращение, метафора и аналогия не найдено ни в одной из анализируемых научных статей.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что не все средства реализации коммуникативной стратегии убеждения, которые указывала Н.Н Пелевина в своей классификации, отражаются в текстах жанра научной статьи, что подтверждает строгость жанра научной статьи и стилистическую выдержанность.

Основные термины (генерируются автоматически): стратегии убеждения, реализации стратегии убеждения, коммуникативной стратегии убеждения, реализации коммуникативной стратегии, средств реализации, средств реализации стратегии, научных статей, факультативные средства, средства реализации стратегии, авторской стратегии убеждения, реализации авторской стратегии, коммуникативных стратегий, стратегия убеждения, Н.Н Пелевина, научной статьи, факультативные средства реализации, средств реализации коммуникативной, научном дискурсе, текстовой стратегии убеждения, средства стратегии убеждения.

Ключевые слова

научный дискурс, коммуникативная стратегия, научная статья, стратегия убеждения

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос