Библиографическое описание:

Аветисян З. Е., Максимов О. Л., Белик С. Н., Ванян Г. Е. Взаимосвязь биохимических и психофизиологических показателей у студентов с разными психологическими типами личности // Молодой ученый. — 2016. — №18.1. — С. 39-41.



Установлена взаимосвязь некоторых психологических особенностей студентов с рядом биохимических и психофизиологических показателей, а также с показателями здоровья студентов и успешностью их обучения в вузе.

Ключевые слова: биохимические показатели, психофизиологические показатели, здоровье студентов, психологические типы личности.

The interrelation of some psychological features of students with a number of biochemical and psychophysiological indicators and also with indicators of students’ health and success of their education in higher education institution is established.

Keywords: biochemical indicators, psychophysiological indicators, students’ health, psychological types of the personality.

Успешность обучения в вузе может быть в определенной степени детерминирована личностными психологическими особенностями студентов [1, 2], а недостаточный учет их приводит к стрессовым состояниям обучающихся, росту нервно-психических заболеваний и ухудшению их здоровья [3, 4, 5], при этом маркерами стрессового состояния могут быть биохимические показатели, получаемыми неинвазивными методами [6]. Поэтому изучение индивидуальных психологических особенностей студентов может стать важным элементом оптимизации обучения в вузе.

С целью совершенствования учебного процесса нами обследовано 140 практически здоровых студентов I и II курсов Ростовского государственного медицинского университета в возрасте от 17 лет до 20 лет. Для определения психологического типа личности студента использовали опросник Д. Кейрси. Студентам предлагали таблицу из четырех пар предпочтений. Первая пара предпочтений: E (экстраверсия) и I (интроверсия); вторая — T (думание) и F (чувствование); третья пара — S (здравомыслие) и N (интуиция); четвертая — J (рассудительность) и P (импульсивность). Уровень психического и соматического здоровья студентов определяли по модифицированной анкете Г. А. Гончаровой с соавт. Для выявления признаков синдрома вегетативной дистонии в наших исследованиях применяли «Вопросник для выявления признаков вегетативных изменений» М. А. Вейна. Психоэмоциональную напряженность студентов изучали с помощью теста ситуативной и личностной тревожности, предложенного Ч. Д. Спилбергером. С помощью теста САН определяли субъективные оценки самочувствия, активности и настроения у исследуемых. Для оценки умственной работоспособности студентов применялся метод корректурной пробы по буквенным таблицам В. Я. Анфимова. Внимание оценивали с помощью таблиц Шульте-Платонова. Психологическая структура личности студентов исследовалась с помощью сокращенного многофакторного опросника для исследования личности по П. И. Сидорову, А. В. Парнякову. Определение содержания молекул средней массы в слюне студентов проводили скрининговым методом М. Я. Малаховой в модификации В. Н. Чернышова и др. Количественное содержание нуклеиновых кислот в слюне определяли по методу А. С. Спирина в модификации Л. М. Пустоваловой. Мочевую кислоту определяли спектрофотометрическим методом.

Выявлены различия в уровне нездоровья у студентов с разными психотипами: частота заболеваний достоверно выше у «импульсивных» студентов по сравнению с «рассудительными» студентами; у «здравомыслящих» студентов сильнее проявились синдромы дисфункции сердечно-сосудистой системы и ЛОР-органов по сравнению со студентами-«интуитивами»; отмечена прямая корреляция между степенью выраженности патохарактерологического синдрома и принадлежностью студентов к Т-типу (к «логикам»). У студентов-«экстравертов» средние уровни активности и продуктивность корректурной пробы были достоверно выше по сравнению с «интровертами», а у «рассудительных» студентов оказались достоверно выше показатели самочувствия и настроения, а также ниже концентрация внимания по сравнению с «импульсивными» студентами.

Результаты экзаменов оказались достоверно выше у интровертов по сравнению с экстравертами, а также у студентов с доминированием «здравомыслия» по сравнению с «интуитивами». Кроме того, уровень успеваемости студентов коррелирует обратной связью с выраженностью у них аггравации, депрессии, психопатии, паранойи, аутизма и гипомании и прямо коррелирует с уровнем ситуативной тревожности.

Выявлена обратная связь между показателями самочувствия и настроения и уровнем молекул средней массы в слюне студентов. Установлены достоверно более высокие значения уровня молекул средней массы у «интровертов» по сравнению с «экстравертами» и у студентов-«интуитивов» по сравнению со «здравомыслящими» студентами, что следует учитывать при оценке биохимических показателей в клинико-психологических и психолого-гигиенических исследованиях.

У студентов с синдромом вегетативной дисфункции отмечали достоверно более высокое содержание нуклеиновых кислот в слюне и более низкие показатели активности, умственной работоспособности и концентрации внимания по сравнению со студентами без проявлений вегетативной дисфункции.Установлено достоверное превышение уровней молекул средней массы и содержания мочевой кислоты в слюне у юношей по сравнению с девушками, а также более высокое количественное содержание мочевой кислоты и улучшенные показатели умственной работоспособности у студентов второго курса по сравнению со студентами первого курса.

Таким образом, установлена взаимосвязь некоторых психологических особенностей студентов с рядом психофизиологических и биохимических показателей, а также с показателями здоровья студентов и успешностью их обучения в вузе. Выявленные гигиенические и психофизиологические закономерности открывают новые перспективы в повышении эффективности умственного труда, охране здоровья студентов и должны учитываться при решении вопросов оптимизации обучения в вузе.

Литература:

  1. Аветисян З. Е., Максимов О. Л., Сидоренко Ю. А., Добаева Н. М., Смольянинова Л. П. Особенности взаимосвязи психофизиологических и биохимических показателей студентов с уровнем вегетативной регуляции их организма // Профилактическая и клиническая медицина. — 2014. — № 2 (51). — С. 36–40.
  2. Базаренко Р. А., Максимов О. Л., Погосян С. Я., Зайцева Е. С., Туманова К. А., Хомутова О. В., Горбачев М. В. Гигиеническая оценка донозологических показателей соматического и психического здоровья студентов медвуза и их взаимосвязь с некоторыми факторами риска образа жизни // Профилактическая и клиническая медицина. — 2013. — № 1 (46). — С. 6–8.
  3. Белик С. Н., Подгорный И. В., Жукова Т. В., Квасов А. Р., Аветисян З. Е. Медико-социальная характеристика юных девушек с различными клиническими формами предменструального синдрома // В мире научных открытий. — 2015. — № 10.1 (70). — С. 414–424.
  4. Белик С. Н., Свинтуховский О. А., Аветисян З. Е., Жукова Т. В., Харагургиева И. М. Оценка вегетативного статуса и показателей физической и функциональной подготовленности обучающихся военно-медицинским профессиям // В мире научных открытий. 2015. — № 10.1 (70). — С. 425–436.
  5. Белик С. Н., Дорохова И. М., Османова У. Ш., Сайпуллаева М. М.
  6. Синдром хронической усталости как основной признак дезадаптации у студентов первого курса медицинского университета // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2014. — № 43. — С. 201–206.
  7. Аветисян З. Е. Молекулы средней молекулярной массы как один из биохимических критериев в гигиенической оценке процесса обучения студентов //
  8. Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Естественные науки. — 2003.– № 2.– С. 85–87.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровья студентов, психологических особенностей студентов, Аветисян З, молекул средней массы, показателями здоровья студентов, слюне студентов, биохимических показателей, умственной работоспособности студентов, биохимических показателей студентов, соматического здоровья студентов, психологическими особенностями студентов, структура личности студентов, здоровье студентов, Психоэмоциональную напряженность студентов, «здравомыслящих» студентов сильнее, охране здоровья студентов, психического здоровья студентов, процесса обучения студентов, здоровых студентов, уровень успеваемости студентов.

Ключевые слова

здоровье студентов, биохимические показатели, психофизиологические показатели, психологические типы личности

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос