Роль решения в системе управления предприятием | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 ноября, печатный экземпляр отправим 20 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №18 (122) сентябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 04.09.2016

Статья просмотрена: 300 раз

Библиографическое описание:

Вервишко, И. С. Роль решения в системе управления предприятием / И. С. Вервишко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 235-238. — URL: https://moluch.ru/archive/122/33574/ (дата обращения: 07.11.2024).



Главной задачей любого предприятия является поддержание доходности производства или сферы оказания услуг, при ее выполнении идет речь о постоянном развитии и экономическом росте данного предприятия.

Основой системы предприятия является высокоэффективное управление. Руководитель высшего звена постоянно принимает решения (т. е. является лицом принимающим решения (ЛПР)), позволяющие не только получать прибыли от производимых товаров или оказываемых услуг, но и поддерживает гибкость системы управления относительно постоянно изменяющихся условий рынка.

ЛПР — наделенное правами и полномочиями должностное лицо (группа лиц — коллектив), ответственное за принятое решение и полученный результат.

Управление — интеллектуальная деятельность человека, основанная на знаниях и опыте, позволяющая достичь поставленные цели и задачи, путем формирования целенаправленного поведения системы. В результате управление позволяет получить выгоду в виде материальных или нематериальных ценностей.

Задачи управления:

  1. Целеполагания — определение и описание конечного состояния системы;
  2. Стабилизации — поддержание работоспособности системы вне зависимости от внешних воздействий окружающей среды;
  3. Выполнения программы — перевод системы из одного состояния в другое, согласно ранее разработанному плану развития системы;
  4. Слежения — мониторинг состояния системы с целью немедленного реагирования на элементы системы, находящиеся вне зоны контроля лица принимающего решение;
  5. Оптимизации — перевод системы в состояния функционирования, при котором минимален расход потребляемых ресурсов, а результативности выше среднестатистических показателей. [1]

Основой любого результата в деятельности предприятия является принятие решения. Решение — выбор, основанный на анализе, наиболее эффективной альтернативы из множества ранее сформированных альтернатив, приносящий максимально возможный результат с наименьшими затратами ресурсов. Уменьшение затрачиваемых ресурсов является одним из важнейших критериев при выборе той или иной альтернативы.

Виды ресурсов:

  1. Материально-вещественные;
  2. людские;
  3. организационные;
  4. информационные.

Рис. 1. Место решения в системе управления предприятием

Цели принятия решения:

  1. изменение совокупности целей организации, если она не соответствует состоянию внешней среды или цель была некорректно сформулирована;
  2. стремление к выполнению задачи поставленной перед системой путем изменения ее параметров.

Изменение целей предприятия может выражаться в преобразовании самой цели в цель с иным результатом или преобразование системы организации путем изменения ее структуры или отдельных ее элементов.

В зависимости от временного промежутка цели организации делятся на стратегические и тактические. Тактические цели достигаются от 1 месяца до 1 года, стратегические — от 1 года до 3 лет. Как правило, преобразования чаще всего касаются совокупности целей тактического характера, изменение совокупности целей стратегического характера говорит о необходимости разработки новой политики организации как при взаимодействии с внешней средой, так при взаимодействии отдельных элементов системы друг с другом.

Рис. 2. Обобщенная схема принятия решения

В зависимости от целей предприятия и возникающих ситуаций на рынке формулируются проблемы. Их формализация позволяет оценить необходимый уровень затрачиваемых на решение ресурсов. Для решения формализованной проблемы применяются методы генерации альтернатив основанные на математическом аппарате. К формализованным методам генерации альтернатив относятся методы исследования операций, мозгового штурма (деструктивно-конструктивный мозговой штурм, метод 635, brainwriting-pool), метод Дельфи.

Если формализация проблемы, по одной из причин, не может быть достигнута, руководитель выбирает творческие или смешанные методы генерации альтернатив. На основании которых формируется совокупность альтернатив решения.

Для решения формализованной проблемы необходимо сформировать совокупность ограничивающих условий, позволяющих сразу отсечь альтернативы решений реализация, которых приведет к большим затратам ресурсов предприятия, выраженных либо в материальных ценностях, либо в виде рабочих часов сотрудников организации.

Для нахождения наиболее оптимальной альтернативы используются критерии отбора, которые могут быть сформулированы отдельно (высокий уровень временных затрат по обработке совокупности альтернатив решения), так и сводиться в обобщенный критерий.

Существуют два противоречия возникающие в процессе решения поставленной проблемы. Сформулированная проблема либо не имеет решения (т. е. все сгенерированные альтернативы не удовлетворяют совокупности ограничений), либо количество затрачиваемых ресурсов для реализации альтернативы столь велико, что несопоставимо с конечным результатом.

Решением данных противоречий является изменение формулировки проблемы и проведения нового комплекса мероприятий по генерации альтернатив или выбор других методов генерации альтернатив решений.

Подготовка альтернатив решений в маленьких организациях возлагается на самого руководителя и его заместителей, в крупных имеется либо большой отдел анализа и планирования, либо подготовка осуществляется силами ответственных работников в проблемной сфере. Так же ЛПР может привлечь к работе не только сотрудников собственной компании, но и сторонних экспертов.

После приятия решения протекает процесс его внедрения, сопровождения и контроля за исполнением. Внедрение решения включает в себя планирование деятельности предприятия с установлением сроков реализации отдельных этапов работы, сопровождение — назначение ответственных лиц за реализацию каждого этапа, расчет и выделение необходимых материальных ресурсов предприятия. В крупных организациях контроль за исполнением плана действий осуществляется с помощью программных платформ, позволяющих на каждом этапе отследить количество и качество выполненных работ, а так же определить размер реально затрачиваемых ресурсов (может отличаться от рассчитанных данных).

На основании полученных результатов от реализации решения проводится анализ позволяющий оценить эффективность принятого решения, перспективы развития предприятия, а иногда внести изменения в стратегические цели организации.

Таким образом можно сделать вывод о том, что решение играет основополагающую роль в системе управления предприятием.

Литература:

  1. Анфилатов В. С., Емельянов А. А., Кукушкин А. А. Системный анализ в управлении. М., 2002.
  2. Арапов А. А. Теория организаций и системный анализ. М., 2003.
  3. Новосельцев В. И. Теоретические основы системного анализа. М., 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): решение, внешняя среда, перевод системы, принятие решения, принятое решение, система управления, формализованная проблема.


Задать вопрос