«Экономический патриотизм» в Российской Федерации: формирование гражданской позиции молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кобылянская М. С., Матушевская Е. А., Березина И. В. «Экономический патриотизм» в Российской Федерации: формирование гражданской позиции молодежи // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 416-419. — URL https://moluch.ru/archive/121/33541/ (дата обращения: 16.06.2019).



В статье рассматривается понятие «экономический патриотизм», взаимосвязь категорий «экономика», «экономический патриотизм», и «любовь к Родине». Приведены доказательства необходимости популяризации в обществе, особенно среди молодежи экономического патриотизма. Предложен в рамках формирования гражданской позиции молодежи мультидисциплинарный курс «Экономический патриотизм молодежи», обозначены его цель, задачи и блоки для обучения.

Ключевые слова: «экономический патриотизм», импортозамещение, молодежь, мультидисциплинарный курс.

Формирование стратегии РФ, ориентированного на производство продукции и товаров внутри страны – импортозамещение – важная составляющая экономического развития и безопасности [1, с.42] государства в настоящем и будущем. В тоже время достижение программы импортозамещения невозможно в условиях низкой ориентации потребителей на отечественные продукты, ведь если в условиях невозможности покупки зарубежного товара приобретают отечественный вынужденно, то психологический аспект запрета чего-либо может влиять на личность и социальные слои, вызывая недовольства групп граждан, порождая конфликты в обществе. Эффективное решение указанной проблемы возможно в рамках концепции «экономического патриотизма».

Концепции экономического патриотизма и ее элементам посвящены работы: Карейона Б. [2]., Клиновой М.В. [3,4], Вербицкой Н.О., Орининой Л.В. [5], Карнышева А. Д. [6] и др. Однако в данных работах не раскрываются аспекты: сущности категории, уровни, формы, методы управления и пр.

Целью данной статья является раскрытие взаимосвязи элементов категории «любовь к Родине» с их экономической составляющей, образующих сущностное поле дефиниции «экономический патриотизм» для обоснования базовой части мультидисциплинарного курса «Экономический патриотизм молодежи».

Для достижения цели необходимо решить ряд задач: раскрытие элементов категории «Любовь к Родине»; установление взаимосвязи элементов категории «Любовь к Родине» с экономикой; разработка основных элементов мультидисциплинарного курса «Экономический патриотизм молодежи».

Анализ последних публикаций. Категория «экономический патриотизм» была введена в 2003 году депутатом национального собрания Франции Б. Карейоном. [2]. Термин обычно используют на уровне международных отношений и взаимодействия регионального бизнеса с транснациональными корпорациями и/или поведением покупателей, предпочитающих исключительно национальные товары.

В диссертации на тему «Теория и практика партнерства государства и частного капитала в европейских странах» Климова М.В. использует понятие «экономический патриотизм» в контексте хозяйственной безопасности, разделяя его на конструктивные и деструктивные формы [3, с. 40; 4, с. 35].

Основная часть. Этап 1. Любовь к Родине является дискуссионной категорией, состоящей из множества элементов. Для нашего исследования важно, что данная категория, в том числе, включает в себя синергию укрупненных элементов понимания личностью: человека и общества, их базовых потребностей и деструкций, с ними связанных; природы и ее базовых потребностей, деструкций в природе; науки и техники и их базовых потребностей и деструкций, с ними связанных.

Это графически представлено в виде кругов Элера-Винна на рисунке 1.

Рис. 1. Схема взаимодействия составляющих любви к Родине при помощи кругов Элера-Винна

1 – подмножество составляющих понимания и приятия личностью общества и других личностей;

2 - подмножество составляющих понимания и приятия личностью природы;

3 - подмножество составляющих понимания и приятия личностью науки, техники и др. сфер человеческой деятельности

4 – множество «Любовь к Родине»

Этап 2. Наложение экономики как научно-прикладной сферы интересов человечества на элементы составляющих жизненного пространства человека усложняет схему 1 до графической формы, отраженной на рисунке 2.

Рис. 2. Схема взаимодействия составляющих любви к Родине с экономикой при помощи кругов Элера-Винна

1 – 4 тоже (см. рис.1);

5 – подмножество составляющих экономики как сферы деятельности человека.

Таким образом, экономика взаимодействует со всеми элементами Любви к Родине, на уровне понимания и приятия, что обеспечивает определенные личностные поведенческие характеристики индивида, что отражено в таблице 1.

Таблица 1

Эффекты взаимодействия элементов любви к Родине с экономикой

Укрупненный элемент «Любви к Родине»

Трансформация элемента под действием принципов экономики

положительный эффект

отрицательный эффект

Понимание человека и общества, их базовых потребностей и деструкций, с ними связанных

Возможность формирования процессов с учетом экономической и социальной эффективности, что позволяет экономить ресурсы и использовать их рационально и эффективно. Грамотная и эффективная минимизация деструкций

Перекос интересов личности в строну Эго, отказ от концепции любви с преобладанием интересов коммерциализации в ущерб другим людям и обществу

Понимание природы и ее базовых потребностей, деструкций в природе

Возможность гармоничного сожительства с природой на принципах сочетания экономической и экологической эффективности. Грамотная и эффективная минимизация деструкций

Отход личности от интересов Природы, отказ от концепции любви к Природе с преобладанием интересов коммерциализации в ущерб экологии

Понимание науки и техники и их базовых потребностей и деструкций, с ними связанных.

Возможность гармоничного развития научно-технического прогресса на принципах сочетания экономической и научно-технической эффективности. Грамотная и эффективная минимизация деструкций

Отход личности от комплексного и системного развития научно-технического прогресса, развитие коммерчески выгодных «быстрых» технологий при отставании в развитии фундаментальной науки

Анализ таблицы 1 показывает, что экономическая составляющая в крайних своих эффектах при наложении на любовь к родине человека усложняет поведенческие особенности личности, позволяя ей раскрыться как в позитивную, так и в деструктивную сторону. Трансформация личности, проявляясь во всех сферах деятельности отдельного человека: личные интересы, семья, работа, хобби и т.д., формирует единичное поведенческое поле, оказывающее влияние на государство в целом.

Интересно, что исследования, проведенные в РФ в молодежной среде, раскрывают неплохую осведомленность о категории «экономический патриотизм» среди студенчества, но сами респонденты оценивают свой уровень экономического патриотизма невысоко [5].

Следовательно, решая задачи безопасности государства на перспективу формирование экономического патриотизма, в том числе среди молодежи является драйвером государства. Программы по воспитанию экономического патриотизма в среде молодежи обеспечивают не только «форму», но и является базой «содержания» будущего страны. Ведь реализуя принципы экономического патриотизма во всех сферах жизни, человек будет реализовывать свои высшие потребности в пирамиде Маслоу, обеспечивая достойную жизнь себе и окружающим.

Этап 3. Мультидисциплинарный курс «Экономический патриотизм молодежи» является синтезом дисциплин: экономика, социология, психология, педагогика, экология, философия и т.д. Цель курса «Экономический патриотизм молодежи»: заложить основы экономического склада ума, основанные на любви к Родине.

Блоки для обучения по курсу «Экономический патриотизм молодежи»:

  1. Малая и большая Родина: экономическая география, социальный уклад и этносы.
  2. Память и достижения героев прошлого малой Родины.
  3. Передовые наработки современной науки, техники, медицины и т.д.
  4. Базовая экономическая грамотность.
  5. Экономическая порядочность: за и против.
  6. Психология успеха: личность и ее становление.
  7. Социальная и экономическая эффективность: союз "и"/"или"?
  8. Экономика и экология: сочетать или противопоставить?
  9. Кто Я? Чего я хочу? Каким я это вижу? Моя мечта о будущем Родины - какая она?
  10. Ограничения моей мечты: экономические, социальные, экологические, технические
  11. Как решить вопросы с ограничениями мечты?
  12. Моя любовь к себе и Родине - крылья в достижении заветной мечты.
  13. Осторожно: ложный экономический патриотизм как способ манипуляции обществом.
  14. Уголовные преступления в экономике - обратная сторона экономического патриотизма.
  15. Кто они - экономические патриоты: примеры в личной жизни, бизнесе, государственном управлении.

Вывод: в условиях глобализации и давления на Россию со стороны западных государств становится важным воспитание у молодежи «экономического патриотизма». Дальнейшие исследования авторов будут направлены на развитие категории «экономический патриотизм» в части системного раскрытия его уровней, форм и методов управления.

Литература:

  1. Березина И.В. Становление понятия «экономическая безопасность» в России [Текст] / И.В. Березина, Ю.С. Гиржева // Новая наука: современное состояние и пути развития: по итогам Международной научно-практической конференции (09 декабря 2015 г.). – Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. – С. 42-44.
  2. Carayon B. Intelligence économique, compétitivité et cohésion sociale: Rapport au Premier Ministre. Paris: La Documentation Française, 2003. – P. 11.
  3. Клинова М.В. Новый «экономический патриотизм» в Европе: хорошо забытое старое? // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 4. С. 32-41.
  4. Клинова М.В. Теория и практика партнерства государства и частного капитала в европейских странах: Автореферат, д.э.н. - М., 2014. - 48 с.
  5. Вербицкая Н.О., Оринина Л.В. Анализ понятия «экономический патриотизм» в современной России. Системно-феноменологический подход // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-10. – С. 2248-2252;
    URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=39912 (дата обращения: 31.08.2016).
  6. Карнышев А. Д. Экономический патриотизм: государственные, этнорегиональные и личностные аспекты / А. Д. Карнышев // Известия Ир- кутской государственной экономической акаде- мии. — 2016. — Т. 26, № 3. — С. 509–517. — DOI: 10.17150/1993-3541.2016.26(3).509-517.
Основные термины (генерируются автоматически): экономический патриотизм, Родина, эффективная минимизация деструкций, приятие личностью, подмножество составляющих понимания, любовь, научно-технический прогресс, моя мечта, метод управления, концепция любви.


Ключевые слова

молодежь, импортозамещение, «экономический патриотизм», мультидисциплинарный курс

Похожие статьи

Патриотизм как индикатор креативности общественного сознания

Ведь наши знания и понимание патриотизма начинаются с любви к Родине.

Эффективность функционирования органов государственно-общественного управления — управленческих советов в российских школах.

Патриотизм: функционал, уровни | Статья в журнале...

С точки зрения философии, патриотизм толкуется как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, основанное на любви к Родине, преданности Отчизне, гордости и

Данная функция обусловливается во всех сферах прогресса в развитии государства.

Подлинный и мнимый патриотизм | Статья в журнале...

Научный журнал. Международные конференции.

[2] Проще говоря, патриотизм — это любовь к своей стране.

По факту она формирует образ мышления общества, а значит, нужна для понимания своей собственной личности.

Роль и значение взаимопонимания и любви в обеспечение...

Это — чувство Родины, любовь к родному языку, отношение к матери, женщине

Они сыграли свою роль в правильном понимании сути и содержания национальной идеи и идеологии.

В общей концепции Э.Фромма любовь оказывается ключевым «образом — понятием».

Проблема самореализации личности: исторический контекст

Научный журнал. Международные конференции.

Критикуя феодальную систему воспитания, подавляющую личность, он призывал с любовью относиться к ребенку, внимательно

– 296 с. 2. Горячева Е.И. Концепция самореализации как основа гуманистической педагогики.

Особенности формирования патриотических чувств у детей...

В «Концепции патриотического воспитания» (А. К. Быкова) патриотизм

Исследователь считает, что на уровне личностных качеств патриотизм — это любовь к большой и малой

Патриотизм предполагает переживания личностью своего отношения к Родине, Отечеству...

Воспитание патриотизма и нравственности на уроке истории

В российской педагогической энциклопедии патриотизм определяется, как любовь к Родине, к своему народу [5, с. 3].

Для того, чтобы патриотическое воспитание на уроках истории происходило эффективно, нужно использовать определенные методы и приемы.

Патриотизм и патриотическое воспитание в ВУЗе

Несмотря на относительную понятность этого термина, который чаще всего трактуется как «любовь к Родине», исторически сложились разные точки зрения

Например, точка зрения Льва Толстого по поводу патриотизма идет вразрез с привычным пониманием данного слова.

Похожие статьи

Патриотизм как индикатор креативности общественного сознания

Ведь наши знания и понимание патриотизма начинаются с любви к Родине.

Эффективность функционирования органов государственно-общественного управления — управленческих советов в российских школах.

Патриотизм: функционал, уровни | Статья в журнале...

С точки зрения философии, патриотизм толкуется как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, основанное на любви к Родине, преданности Отчизне, гордости и

Данная функция обусловливается во всех сферах прогресса в развитии государства.

Подлинный и мнимый патриотизм | Статья в журнале...

Научный журнал. Международные конференции.

[2] Проще говоря, патриотизм — это любовь к своей стране.

По факту она формирует образ мышления общества, а значит, нужна для понимания своей собственной личности.

Роль и значение взаимопонимания и любви в обеспечение...

Это — чувство Родины, любовь к родному языку, отношение к матери, женщине

Они сыграли свою роль в правильном понимании сути и содержания национальной идеи и идеологии.

В общей концепции Э.Фромма любовь оказывается ключевым «образом — понятием».

Проблема самореализации личности: исторический контекст

Научный журнал. Международные конференции.

Критикуя феодальную систему воспитания, подавляющую личность, он призывал с любовью относиться к ребенку, внимательно

– 296 с. 2. Горячева Е.И. Концепция самореализации как основа гуманистической педагогики.

Особенности формирования патриотических чувств у детей...

В «Концепции патриотического воспитания» (А. К. Быкова) патриотизм

Исследователь считает, что на уровне личностных качеств патриотизм — это любовь к большой и малой

Патриотизм предполагает переживания личностью своего отношения к Родине, Отечеству...

Воспитание патриотизма и нравственности на уроке истории

В российской педагогической энциклопедии патриотизм определяется, как любовь к Родине, к своему народу [5, с. 3].

Для того, чтобы патриотическое воспитание на уроках истории происходило эффективно, нужно использовать определенные методы и приемы.

Патриотизм и патриотическое воспитание в ВУЗе

Несмотря на относительную понятность этого термина, который чаще всего трактуется как «любовь к Родине», исторически сложились разные точки зрения

Например, точка зрения Льва Толстого по поводу патриотизма идет вразрез с привычным пониманием данного слова.

Задать вопрос