Сравнительная характеристика систем образования в Англии и России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Фатхиева, Н. В. Сравнительная характеристика систем образования в Англии и России / Н. В. Фатхиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17.1 (121.1). — С. 58-63. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33520/ (дата обращения: 16.12.2024).



Между британской и российской системами образования существуют различия. В данной работе представлена попытка проанализировать эти различия, даётся характеристика основных форм школьного и профессионального образования ( начальное образование, среднее, профессиональное, высшее ), типов школ. Научная новизна работы заключается в рассмотрении взаимосвязи и сравнении развития образовательной системы Англии и России. Делается вывод, что системы образования России и Британии имеют много общего по форме, но отличаются по содержанию.

Ключевые слова: система образования, Англия, Россия, преимущества и недостатки образования.

Классическое образование или упор на высокие технологии? Единообразие ради национального сплочения — или царство цветущей сложности? Бесплатное образование хорошего уровня — или родителям придется платить почти за всё, кроме пресловутых «физкультуры и ОБЖ»? Обо всем этом в российском обществе нет не только консенсуса, но и ясности: даже эксперты при высказываниях «на публику» предпочитают говорить длинными малозначащими фразами.

Современный молодой человек хочет чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни. Что для этого нужно? Как должна школа подготовить своих выпускников к взрослой жизни и помочь найти нужную и любимую работу? Переворот в технике, науке и других областях требует от специалиста глубоких и прочных знаний. Поэтому роль современной системы образования очень важна. Ученые работают над реформами в образовании, чтобы помочь молодым людям реализовать себя, получить качественное образование, быть нужным в обществе. Английский язык изучается в школе со 2 класса.

Проведя опрос среди обучающихся I курсов, выяснили, что многие обучающиеся имеют смутное представление о системе образования в стране изучаемого языка. Проблема в том, что обучающиеся совершенно не знакомы с системой образования в Британии. Ни для кого не секрет, что системы образования в России и Англии различаются. Хотя в их основе лежит классно-урочная форма, введенная Яном Амосом Коменским, подходы к образованию иные. Поэтому цель данной работы – определить сущность, разницу между русской и английской системой образования.

В настоящее время активно обсуждается новый закон об образовании, который приносит много западного в нашу систему и поэтому крайне важно понимать плюсы и минусы таких изменений. Возможно, понять желательное направление реформы будет легче, если вкратце ознакомиться с наиболее известными образовательными системами мира, в частности системой образования одной из наиболее развитых европейских стран, в прошлом метрополии великих колониальных империй — Британии.

Чтобы оценивать любую систему образования нужно подробно ее изучить. Англия – страна классического капитализма и система образования отражает это полностью.

Британская средняя школа – пожалуй, наиболее самобытная система образования в Западной Европе. И, вместе с тем, едва ли не самая престижная – независимо от тестов типа PISA, британские школы магнитом притягивают учеников со всего мира, не исключая и россиян.

«Учат – многие, мы – воспитываем джентльменов», - эту фразу приписывают директору одной из наиболее престижных британских школ. Собственно, это и есть суть тщательно выстроенного бренда британского среднего образования.

Образование в Великобритании является обязательным для всех граждан в возрасте от 5 до 16 лет. Существует два сектора образования: государственный

(бесплатное образование) и частный (платные учебные заведения, год в которых стоит 40 — 50 тысяч долларов США). Кроме того, большая разница существует и между системами образования разных частей Британии: одна система сложилась в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии, вторая — в Шотландии.

Один из самых характерных для Соединенного королевства типов средней школы – это интернат (Boarding School), традиция которых восходит к раннему Средневековью. Изначально эти школы появились при монастырях. Хотя монастырские пансионы-школы были благотворительными, вот уже полтысячелетия британские интернаты являются платными. Сейчас boarding schools имеют репутацию «аристократических» - дело в том, что когда-то именно школы этого типа вырастили несколько поколений британцев, подчинивших себе полмира. И сейчас некоторые из пансионов, что существуют на протяжении уже многих сотен лет под одной крышей и одним названием, можно назвать клубами для потомков самых аристократических родов бывшей империи. Помимо этих школ, в королевстве существуют множество других типов учебных заведений.

Школьное образование в Англии включает в себя два модуля:

  1. Начальное (Primary School) – для детей в возрасте от 4 до 11 лет (до 7 лет – в школе для малышей -NurserySchool, а с 7 до 11 лет – в младшей школе-JuniorSchool).
  2. Среднее (Secondary School) для детей от 11 до 16 лет.

Если родители хотят обучать своего ребенка дома, им необходимо получить разрешение местного совета по образованию, который должен убедиться, что условия обучения будут соответствовать принятым нормам, включая обязательное религиозное воспитание.

Детство у английских детей очень короткое: в 4-летнем возрасте уже начинается школьная пора. В 4 года, поступая в начальную школу, маленькие ученики начинают основательно заниматься чтением и письмом. Домашние задания задают раз в неделю.

В обучении основной упор делается на умение самостоятельно получать знания и применять их на практике. Дети много занимаются в библиотеках и лабораториях, должны сами помнить о своих домашних заданиях.

Проверка знаний обычно проходит в письменной форме – в виде эссе и проектов. При этом учитель обычно лишь очерчивает какую – то проблему, а ученик вам формулирует тему и подбирает материал.

Занятия в младшей школе проходят в очень мягкой игровой форме без всяких попыток подогнать всех под один общий уровень. Каждый ребенок развивается индивидуально, в соответствии с уровнем своих возможностей.

Отнюдь не все учащиеся в конце каждой ступени соответствуют нормативам знаний государственного учебного плана. По статистике примерно 1/5 учеников к концу начальной школы нуждается в специальных образовательных программах.

Имеется три основных типа неполных средних школ:

- «грамматические» школы (Grammar school) – основной акцент делается на академической общеобразовательной составляющей с ориентацией на последующее продолжение обучения в вузе;

- «современные» школы – прикладная направленность подготовки, имеющая целью ускоренное приобретение профессиональной квалификации;

- «единые» школы – являются преобладающими по охвату ими учащихся, предлагают образовательные программы с относительно уравновешенными академической и практической составляющими.

Заключительные два года английской полной средней школы – переходное звено между высшей и средней школой. Учащиеся разделяются по отделениям. Традиционными являются гуманитарное и естественно – математическое. По достижении 16 летнего возраста ученик должен сделать важный выбор: остаться в школе еще на два года; отправиться в колледж для дальнейшего совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков; совмещать учебу с частичной занятостью; прекратить обучение и начать трудовую деятельность.

Желающим поступить в университет предлагается двухгодичный курс A-levels. После каждого года обучения сдается экзамен. Выпускной экзамен A-levels является вступительным в университет.

Выбрав курс профессиональной подготовки, и пройдя соответствующее обучение, ученики сдают экзамены на профессиональную квалификацию продвинутого уровня – Vacational A-levels. Как и A-levels новая профессиональная квалификация требует двухлетней подготовки. Свидетельство об окончании учебных заведений профессионального образования признается по всей стране и работодателями и высшими учебными заведениями, и впоследствии позволяют продолжить обучение в университете. Кроме того, здесь же можно получить предвузовскую подготовку и сдать экзамены A-levels.

Рассмотрев подробно систему образования в Великобритании, можно перейти к описанию образования у нас в России. В России выделяют следующие школы:

Начальная школа – это первый этап общего образования у детей. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка, что подчёркивает его важность для общества и государства.

В течение пяти лет, с 5-го по 9-й класс, школьники учатся в основной школе. Основной курс средней школы даёт базовые знания по главным направлениям наук. В основной школе обучение ведётся по стандартной предметно-кабинетной системе: каждый учебный курс ведёт учитель — специалист по данной дисциплине, за которым закреплён собственный кабинет, и класс в течение учебного дня переходит из кабинета в кабинет.

Последние два года обучения занимает завершение среднего образования. Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в ВУЗ.

В учебный курс входит дальнейшее изучение части предметов, изучавшихся ранее в основной школе, а также небольшое количество новых дисциплин. В настоящее время делается очередная попытка перехода в старших классах на профильное обучение, когда ученик выбирает направление более углублённого изучения предметов, исходя из собственных склонностей. Набор возможных профилей обучения, предоставляемых школой, может варьироваться. В дополнение к общеобразовательным предметам вводится Начальная военная подготовка (НВП), рассматриваемая как подготовка к службе в армии. Этот предмет обычно ведут отставные военные, на него может отводиться отдельный день в учебной неделе. Учебная нагрузка в старших классах составляет до семи уроков в день.

По завершении обучения ученики сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Ученики обязаны сдать математику и русский язык. Сдача ЕГЭ по остальным предметам является добровольной, при этом ученики выбирают, как правило, те предметы, которые нужны для поступления в выбранный вуз.

Успешно закончивший последний этап обучения получает «Аттестат о среднем образовании» — документ, подтверждающий получение знаний в объёме государственного стандарта. В аттестате указываются итоговые оценки по всем изучавшимся предметам.

В развитых странах среднее образование, начиная с XX века, является обязательным и всеобщим. Возраст окончания среднего образования обычно приближен к наступлению совершеннолетия, после чего образование либо завершается, либо продолжается в высшей школе, учреждениях профессионального образования и других образовательных учреждениях, обучение в которых не является обязательным для всех. Обычно среднее образование получают в подростковом возрасте, и его основной целью является подготовка к продолжению образования.

В России профессиональное образование также считается средним (средним специальным), хотя за рубежом оно может относиться к высшему образованию.

Высшее образование британцы получают в трех видах вузов: университетах, университетских колледжах и колледжах высшего образования. В Великобритании всего 89 университетов и 70 Вузов. Из них 39 новые, созданные после 1992 года. Все университеты получают государственную финансовую помощь за исключением трех частных институтов. В университеты поступают только около 30% выпускников школ.

Высшее образование полностью платное, однако, студенты учатся в долг, который начинают отдавать лишь после получения диплома и устройства на работу с минимальной зарплатой 21 тысяча фунтов в год. Если этого не происходит, то возвращать долг не нужно. Таким образом, доступ к высшему образованию открыт для всех слоев населения. Университеты отличаются от всех прочих вузов тем, что вправе самостоятельно присваивать ученые степени и определять условия их получения.

Старейшие университеты Оксфорд и Кембридж, которые были открыты в XI и XIII веках. Несмотря на то, что эти университеты очень престижны и их знает весь мир, они являются частью государственной образовательной системы и их дипломы ничем не отличаются от дипломов других университетов. До 60х годов колледжи этих университетов делились по половому признаку: 19 мужских и 4 женских в Кембридже и 22 мужских и 5 женских в Оксфорде. Теперь все мужские колледжи принимают и женщин, а четыре колледжа (по два в каждом из университетов) остаются исключительно женскими. «Новые» университеты больше ориентированы на профессиональную подготовку выпускников, тогда как старые повышенное внимание уделяют классическому академическому образованию. Колледжи нацелены на сравнительно узкую специализацию.

Минимальный возраст абитуриентов обычно составляет 18 лет. Большинство университетских курсов длятся от двух до четырех лет. Курсы с перерывом на практику могут увеличить этот срок еще на год, а медицинские и ветеринарные курсы длятся пять лет. Это основной курс, после которого студенты получают степень бакалавра. Продолжившие курс еще на один год (по философским специальностям два) получают степень магистра.

Системой высшего образования в России является создание двухуровневая система высшего образования (Европейская система образования – Болонский процесс). Ряд специальностей предполагает дополнительный период преддипломной практики в течение полугода по окончании пятилетнего периода обучения. Шесть лет и более обучаются студенты медицинских вузов, а также студенты – заочники.

Основными учреждениями высшего образования являются университеты, институты, академии. Формы обучения: очная, заочная, очно–заочная (вечерняя), экстернат. Студенты поступают на определенную специальность, учебный план которой определяется государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по результатам ЕГЭ. Обучение проводится как на платной, так и на бесплатной основе. Плата за обучение вносится в его процессе.

В российских вузах сохранился общемировой подход к проверке качества студенческой учебы, а именно проведение переводных экзаменов каждый год, причем не менее двух раз. В ряде случаев сессии дополняются коллоквиумами, госэкзаменами, повсеместно используются контрольные, курсовые, проверка домашних заданий.

В соответствии с этим в большинстве вузов учебный год состоит из двух семестров – весеннего и осеннего и сессий – зимней и летней; практик, летних и зимних каникул.

Академический год в Английских университетах разделен на три термина: с октября до середины декабря; с середины января до конца марта; с середины апреля до конца июня или до начала июля. Экзамены проводятся после окончания каждого термина, и существует главный экзамен после каждого курса.

После последней сессии студенты сдают госэкзамены и защищают диплом. Выпускники вузов обычно получают диплом, а аспирантам по итогам защиты кандидатской диссертации может быть присуждена учёная степень.

На последнем этапе обучения студенты и аспиранты обязаны не только получать образование в обычном смысле этого слова, но и принимать непосредственное участие в научных исследованиях, а получение диплома или учёной степени зависит от результатов научной работы.

В чём же различия и сходства образования в Англии и России? В данной работе были рассмотрены различия между школьными системами образования Британии и России, а также системами высшего и профессионального образования. Проблема была в том, что обучающиеся, изучающие английский язык мало знают о стране изучаемого языка, а именно о системе образования.

В начале исследования было проведено анкетирование среди обучающихся I курсов. Было опрошено 87 обучающихся. По результатам анкетирования выяснилось, что обучающиеся очень мало знают о Британских школах. Более 80% обучающихся знают, что школьные форма обязательна в школах Британии и интересы школьников совпадают с интересами наших ребят. Около 20% учащихся знают о ступенях образования, но лишь 1% обучающихся имеют представление об экзаменах в школах Британии. Это можно увидеть в приведенной ниже диаграмме (Приложение №1)

В ходе исследования выяснилось, что британские школьники носят обязательную школьную форму. В Российских школах также вводится школьная форма. Как в России, так и в Великобритании 11-летнее школьное образование является обязательным для детей в возрасте от 5-6 до 16-17 лет. Обязательное образование состоит из двух ступеней: начальное и среднее образование, называемые Primary и Secondary Education. Российский Аттестат о полном среднем образовании является аналогом британского сертификата о полном среднем образовании, GSCE.

Таблица 1

В таблице мы видим разницу между британской и российской школами.

Вопросы

Россия

Британия

1. Когда дети начинают ходить в школу?

С 7 лет

С 5 лет

2. Какие экзамены сдают дети?

ГИА,

ЕГЭ

GCSE,

A-levels

3.Какие ступени образования в школах?

Начальное образование

Основное общее образование

Высшее образование России

Primary School

Secondary School

Further education

4. Обязательна или нет школьная форма?

Не во всех школах

Да

5. Какие предметы обязательные? Какие факультативные?

Обязательные:

Математика, русский язык, иностранный язык, история и т. д.

Факультативные в старших классах.

Факультативные:

Риторика и МХК

Обязательные:

Музыка, математика, английский язык и т. д.

6. Сколько лет дети учатся в школе/ в институте?

В школе 11 лет,

в институте 4-6 лет (бакалавр и магистратура)

В школе 11 лет,

в институте 3-4 и еще 1 год (магистратура)

7. Чем занимаются

в свободное время школьники?

Смотрят телевизор, читают книги, играют в компьютерные игры, общаются с друзьями

Смотрят телевизор, читают книги, играют в компьютерные игры, слушают радио.

В России, как и в Англии, сформирована система высшего образования. Система высшего образования и в Англии, и в России полностью соответствует Европейской (Болонской) системе образования.

С введением ЕГЭ схема поступления в вузы в России стала ближе к Британской. Если в России получить высшее образование можно не только на платной основе, но и бесплатно, то в Англии только за плату основе. Вместе с тем, если российские студенты должны вносить деньги в ходе учебного процесса, то в Англии лишь после получения диплома и трудоустройства на работу с минимальной заработной платой в размере 21 тысячи фунтов в год. Учёба «в долг» дает возможность получения высшего образования малообеспеченным слоям населения Великобритании.

Российские абитуриенты поступить в британские университеты сразу после окончания школы не могут: эквивалентом среднего образования в Британии считается российский аттестат зрелости и два года обучения в каком-либо вузе.

Большее распространение, чем в Англии в России получили такие формы обучения, как заочная и вечерняя. С введением ЕГЭ схема поступления в вузы в России стала ближе к Британской.

В России высшее образование предполагает прежде всего получение специальности, а в Англии получение ученой или докторской степени. Правда с тем, что в Великобритании система образования лучше и перспективней нашей, согласны в основном экономисты и юристы. Что касается технических специальностей, то, как говорят российские студенты, обучающиеся в Британских вузах, «процесс обучения ничем не отличается от нашего: те же контрольные, курсовые, экзамены». Но «в Британии материально-техническая база большая, намного больше российской».

«Я не согласен с молодыми людьми, ругающими наше образование. Техническое образование у нас лучше. Учиться лучше в России, а исследовать в Британских вузах, потому что есть материально-техническая база», – сказал корреспонденту «Газета.Ru» один из студентов, обучающихся в Британии.

Литература:

1. Павлоцкий В.М. Read. Learn. Discuss. Newversion.: Учебное пособие для 10-11 классов специализированных школ.-СПБ.: БАЗИС, КАРО, 2011.

2. Голицынский Ю.Б.Великобритания. –ППб.: КАРО, 2012.

3. Павлоцкий В.М., Храмова Н.А. 20 Topics for Free Conversation: Учебное пособие. –СПб.: БАЗИС: КАРО, 2010.

4. 200 тем английского языка. –Ростов-на-Дону: БАРО-ПРЕСС, 2001.

5. http://www.kop.ru/eng/?go=issues&issue=91

6. http://www.studzona.com/referats/view/46452

7. http://eng.1september.ru/2006/13/2.htm

8. http://slovo.ws/topic/education/13.html

9. http://en.wikipedia.org/wiki/Education_in_Russia

Приложение 1

Различия между системами образования в Британии и России.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, высшее образование, Англия, система образования, школа, Британия, образование, университет, Великобритания, профессиональное образование.


Ключевые слова

Россия, система образования, Англия, преимущества и недостатки образования

Похожие статьи

Проблемы современного образования

В статье сделана попытка выделить основные проблемы современного образования. Выявлено наличие проблем в системе общего школьного образования, связанных как с процессом обучения, так и его ресурсным и кадровым обеспечением. Выделена проблема, связанн...

Юридическое образование за рубежом (опыт Китайской Народной Республики и Великобритании)

В статье рассматривается современный опыт в сфере юридического образования таких стран, как Великобритания и Китайская Народная Республика. Описаны сущностные черты системы юридического образования обеих стран и их нынешнее устройство. Определены про...

Особенности развития правовой системы Германии и России. Анализ и сравнение развития права в этих странах

Статья посвящена особенностям и отличительным чертам права в ведущих странах мира, а также современной политической системе. В настоящее время страны развиваются как в экономической, социальной, духовной, так и политической сфере. Полезно знать общие...

Сравнительно-правовой анализ института антикоррупционного права в России, Германии и Франции

Целью данной статьи является проведение сравнительно-правового анализа института антикоррупционного законодательства в России, Германии и Франции. В исследовании рассматривается правовая база, механизмы правоприменения и эффективность антикоррупционн...

Формы развития системы государственного регулирования в области здравоохранения: сравнительная характеристика

В статье рассматриваются виды государственного регулирования, на примере таких странах, как Россия и Израиль. Эти страны имеют много схожего в системе здравоохранения, однако, качество медицинской помощи в Израиле входит в мировую пятерку, а Россия з...

Вопрос инородцев в системе школьного образования (1903–1917 гг.)

В данном исследовании рассматривается вопрос учащихся инородцев в школьном образовании и их положение в системе гимназического образования. Произведен ретроспективный анализ развития образовательных систем инородцев, сформулированы характерные особен...

Особенности начального образования в странах Востока и Запада в период нового времени и наших дней

В статье рассматриваются особенности начального образования в странах Востока и Запада в XVIII-м и XXI веках. Основное внимание уделяется учебной программе разных стран. Рассматриваются в сравнении новаторские идеи образования. Определяется, что оста...

Модели организации административной юстиции в зарубежных странах

В статье рассматриваются правовые институты административного судопроизводства зарубежных стран в целях поиска предложений по совершенствованию российского административно-процессуального законодательства. Авторы рассматривают французскую, немецкую,...

Европейские переводческие школы

Данное исследование освещает систему подготовки переводчиков в европейских переводческих школах. Рассматриваются история возникновения переводческих образовательных учреждений, переход на двухуровневую систему подготовки переводчиков, европейский опы...

Вклад Я. А. Коменского в развитие педагогической науки

В статье описывается вклад выдающегося чешского педагога Я. А. Коменского в развитие педагогической теории, дидактики; отражаются его педагогические взгляды на образование и образовательный процесс в целом, раскрываются основные категории педагогики,...

Похожие статьи

Проблемы современного образования

В статье сделана попытка выделить основные проблемы современного образования. Выявлено наличие проблем в системе общего школьного образования, связанных как с процессом обучения, так и его ресурсным и кадровым обеспечением. Выделена проблема, связанн...

Юридическое образование за рубежом (опыт Китайской Народной Республики и Великобритании)

В статье рассматривается современный опыт в сфере юридического образования таких стран, как Великобритания и Китайская Народная Республика. Описаны сущностные черты системы юридического образования обеих стран и их нынешнее устройство. Определены про...

Особенности развития правовой системы Германии и России. Анализ и сравнение развития права в этих странах

Статья посвящена особенностям и отличительным чертам права в ведущих странах мира, а также современной политической системе. В настоящее время страны развиваются как в экономической, социальной, духовной, так и политической сфере. Полезно знать общие...

Сравнительно-правовой анализ института антикоррупционного права в России, Германии и Франции

Целью данной статьи является проведение сравнительно-правового анализа института антикоррупционного законодательства в России, Германии и Франции. В исследовании рассматривается правовая база, механизмы правоприменения и эффективность антикоррупционн...

Формы развития системы государственного регулирования в области здравоохранения: сравнительная характеристика

В статье рассматриваются виды государственного регулирования, на примере таких странах, как Россия и Израиль. Эти страны имеют много схожего в системе здравоохранения, однако, качество медицинской помощи в Израиле входит в мировую пятерку, а Россия з...

Вопрос инородцев в системе школьного образования (1903–1917 гг.)

В данном исследовании рассматривается вопрос учащихся инородцев в школьном образовании и их положение в системе гимназического образования. Произведен ретроспективный анализ развития образовательных систем инородцев, сформулированы характерные особен...

Особенности начального образования в странах Востока и Запада в период нового времени и наших дней

В статье рассматриваются особенности начального образования в странах Востока и Запада в XVIII-м и XXI веках. Основное внимание уделяется учебной программе разных стран. Рассматриваются в сравнении новаторские идеи образования. Определяется, что оста...

Модели организации административной юстиции в зарубежных странах

В статье рассматриваются правовые институты административного судопроизводства зарубежных стран в целях поиска предложений по совершенствованию российского административно-процессуального законодательства. Авторы рассматривают французскую, немецкую,...

Европейские переводческие школы

Данное исследование освещает систему подготовки переводчиков в европейских переводческих школах. Рассматриваются история возникновения переводческих образовательных учреждений, переход на двухуровневую систему подготовки переводчиков, европейский опы...

Вклад Я. А. Коменского в развитие педагогической науки

В статье описывается вклад выдающегося чешского педагога Я. А. Коменского в развитие педагогической теории, дидактики; отражаются его педагогические взгляды на образование и образовательный процесс в целом, раскрываются основные категории педагогики,...

Задать вопрос