Значение Восточного экономического форума для развития китайско-российских отношений: чего ожидать на ВЭФ-2016? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №17 (121) сентябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 30.08.2016

Статья просмотрена: 150 раз

Библиографическое описание:

Се И. Значение Восточного экономического форума для развития китайско-российских отношений: чего ожидать на ВЭФ-2016? // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 468-471. — URL https://moluch.ru/archive/121/33487/ (дата обращения: 19.10.2018).



В статье рассматривается Восточный экономический форум (далее ВЭФ) как новый формат для обсуждения вопросов и перспектив в развитии китайско-российских отношений. Исследованы перспективные направления в торгово-экономической, политической, сельскохозяйственной и транспортной областях на ВЭФ-2016; сделан вывод о том, что Китай и Россия высоко оценивают значение ВЭФ для углубления приграничного сотрудничества и продолжают развивать совместные проекты по разным направлениям на базе ВЭФ.

Ключевые слова: ВЭФ, развитие китайско-российских отношений, торгово-экономическая область, приграничное сотрудничество, совместные проекты.

С 3 по 5 сентября 2015 года во Владивостоке проходил первый Восточный экономический форум, в ходе которого были заключены контракты на сумму свыше 1,3 трлн рублей. На ВЭФ-2015 приняла участие делегация из Китая во главе с вице-премьером Госсовета Ван Яном в разных форматах дискуссий по ключевым вопросам в развитии сотрудничества между Северо-Востоком КНР и Дальним Востоком. Китайская сторона высоко оценивала значение ВЭФ для развития китайского-российского сотрудничества. По словам губернатора провинции Хэйлунцзян Лу Хао, благодаря поддержкам президента Владимира Путина и председателя Си Цзиньпина, те проекты, которые были согласованы между провинцией Хэйлунцзян и дальневосточными регионами России на ВЭФ, в том числе, строительство железнодорожного моста «Тунцзян – Нижнеленинское», строительство автомобильного моста «Хэйхэ – Благовещенск», строительство пункта пропуска на острове Большой Уссурийский, реконструкция и модернизация пункта пропуска «Суйфэньхэ – Пограничный» уже находились в реализации [6]. В сентябре 2016 года исполняется год с момента проведения ВЭФ. На настоящий момент форум переживает важный этап расширения состава участников и занимается повышением инвестиционной привлекательности Дальнего Востока и Байкальского региона. В связи с началом реализации нескольких совместных проектов на приграничной территории, с нашей точки зрения, на ближайшем втором ВЭФ во Владивостоке 2-3 сентября текущего года, Китаю и России необходимо решать вопросы, которые возникнут при реализации проектов и развивать новые перспективные направления:

Во-первых, рост приграничной торговли при условиях торгово-экономического сотрудничества. Будучи важнейшими стратегическими партнерами, Китай и Россия планируют увеличить товарооборот до 200 млрд. долларов к 2020 году. Очевидно, что основную часть в экспорте России в Китай занимают минеральные продукты (68%) и древесина (7%), а в экспорте Китая в Россию, продукция машиностроения (38%) и легкой промышленности (19%), химические товары (8%). По мнению китайских экспертов, отмечаются следующие направления по развитию приграничной торговли: 1) строительство транспортно-логистических центров в г. Харбин, г. Владивосток и приграничных городах; 2) создание китайско-российских логистических компаний под контролем Почты России и ChinaPost; 3) создание современных электронных торговых площадок и сотрудничество между китайскими и российскими интернет-магазинами; 4) широкое использование юаня во внешнеэкономической деятельности между Россией и Китаем [4, с. 41-47].

Во-вторых, углубление китайско-российского сотрудничества с третьими странами. Одним из основных задач ВЭФ являются укрепление связей международного инвестиционного сообщества и повышение инвестиционной привлекательности Дальнего Востока на мировой арене. Именно по этой причине, на ВЭФ-2016 приедут не только представители стран СВА: Китай, Монголия, КНДР, Южная Корея и Япония, но и представители стран АСЕАН. Как сообщили СМИ, в ходе Форума состоятся встречи Владимира Путин с премьер-министром Японии Синдзо Абэ и президентом Южной Кореи Пак Кын Хе, а также бизнес-диалоги «Россия – Китай», «Россия – Южная Корея», «Россия – АСЕАН», «Россия – Япония». С одной стороны, Северо-Восточная Азия значительно важна для социально-экономического развития Дальнего Востока России и Северо-Восточного Китая. По мнению китайских экспертов, на основе сопряжения китайской инициативы ЭПШП, российской инициативы ЕАЭС и монгольской инициативы «Степного пути», создание экономического коридора «Китай – Монголия – Россия» ускоряет процесс экономической интеграции в СВА. На данном этапе, формирование зон свободной торговли «Китай – Япония – Южная Корея» и «Китай – Южная Корея» подогревает интерес соседних государств, в том числе, России, к участию в интеграционном проекте – Восточноазиатская ЗСТ [2, с.25-33]. С другой стороны, у Китая и России есть свои национальные интересы в Юго-Восточной Азии. В настоящее время, Россия и Китай рассматривают страны ЮВА как важнейшие экономические партнеры во взаимодействии с АСЕАН и продвигают создание ЗСТ в рамках АСЕАН+1 и АСЕАН+3. 25 июня 2016 года во время визита Владимира Путина в Китай, обе стороны подписали «Декларацию о повышении роли международного права». Отвечая на вопросы журналистов, официальный представитель МИДа КНР Хун Лэй заявил, что позиция России и Китая по Южно-Китайскому морю неизменна и последовательна. В данной декларации, Китай и Россия подчеркивают о важности Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и считают, что решение Гаатского арбитража наносит угрозы безопасности в ЮКМ [8]. На наш взгляд, сохраняя дружественные российско-асеановские отношения на саммите Россия – АСЕАН в Сочи в мае 2016 года, на ВЭФ-2016, Россия и страны АСЕАН продолжают обсуждать создание экономического партнерства «ЕАЭС – ШОС – АСЕАН» и ситуацию в Южно-Китайском море.

В-третьих, сотрудничество по сельскому, морскому и лесному хозяйствам между регионами Дальнего Востока, Забайкалья и Северо-Востока. Перед Китаем достаточно остро стоит проблема продовольственной безопасности, связанная с загрязнением окружающей среды и истощением почв. Огромный китайский продовольственный рынок, особенно рынок молока и детского питания, открывает большие возможности для импорта сельхозпродукции из России [3]. В апреле 2016 года был создан Российско-Китайский фонд агропромышленного развития на Дальнем Востоке с капиталом 10 млрд. долларов (90% с китайской стороны, 10% с российской стороны). Создание фонда, по словам полномочного представителя президента России в ДФО Ю.П.Трутнева, позволит России получить средства на реализацию новых инвестпроектов, а КНР — выращивать экологически чистые продукты питания [5]. На наш взгляд, на ВЭФ-2016 при поддержке правительственных органов по сельскому хозяйству приграничных регионов России и Китая, РКФАР, участники продолжают обсуждать инвестиционный проект по строительству заводов по глубокой переработке сои в ТОР «Амуро-Хинганская» в ЕАО и ТОР «Белогорск» в Амурской области, вопросы по строительству Амазарского лесопромышленного комплекса в Забайкальском крае, а также готовы подписать соглашение о строительстве хранилища для мясомолочной, рыбной и сельскохозяйственной продукции во Владивостоке. По словам начальника Управления по делам сельского хозяйства ЦК КПК Чэнь Сивэня, “китайско-российское сотрудничество в сфере сельского хозяйства имеет большой потенциал. С китайской стороны - рынок, финансирование и рабочие силы, а с российской стороны - земля и транспортная инфраструктура для реализации проектов. Мы рассчитываем, что это станет хорошим форматом для развития взаимовыгодных отношений и готовы обсудить вопросы с нашими российскими партнерами на ВЭФ [7].”

В-четвертых, строительство современного транспортного коридора. В связи с началом строительства мостов на пунктах пропуска «Тунцзян – Нижнеленинское» и «Хэйхэ – Благовещенск», Россия и Китая заинтересованы в сопряжении восточного маршрута ЭПШП и международных транспортных коридоров (МТК) «Приморье-1» и «Приморье-2». В интервью ИТАР-ТАССу на ПМЭФ, министр М.Ю.Соколов заявил, что Минтранс России представит проект скоростного железнодорожного маршрута из КНР в Приморье на ВЭФ-2016 – “Мы говорили с руководителем Российского фонда прямых инвестиций, а также с фондом "Шелковый путь", что китайские инвесторы могут поучаствовать в этом проекте…С министром транспорта Китая и с компанией Hyperloop договорились, что первая модель этого проекта будет представлена уже в рамках ВЭФ-2016 [1].” Ещё одним перспективным проектом на ВЭФ-2016 является открытие северного морского пути. В последние годы Россия приступила к активному хозяйственному освоению северных территорий Дальнего Востока, включая создание ТОР «Беринговский», «Камчатка», «Южная» и «Горный воздух». Учитывая короткое расстояние, научно-исследовательское значение, природные ресурсы и обеспечение безопасности, СМП становится альтернативой традиционным маршрутам из Азии в Европу.

В заключение, необходимо отметить, что значение ВЭФ для развития китайско-российских отношений очень велико и способствует развитию регионального международного сотрудничества в дву- и многосторонних форматах. В будущем, на основе доверия, равенства и взаимодействия, правительство РФ рассматривает ВЭФ как площадку для стратегического диалога со странами АТЭС, что привлекает инвестиции и инновации с Востока и Запада.

Литература:

  1. Интервью министра РФ Максима Соколова информационному агентству ТАСС на Петербургском международном экономическом форуме [Электронный ресурс]. URL: http://www.mintrans.ru/news/detail.php?ELEMENT_ID=32109 (дата обращения: 17.06.2016)
  2. Ли Синь. Чжун э мэн цзинцзи цзоулан чжутуй дунбэйя цюйюй цзинцзи хэцзо // Russian, EastEuropeanandCentralAsianStudies // 2015 №4. С.25-33.
  3. Смирнова Л.Н. Россия – Китай: 20 предложений для экономического, научного и гуманитарного партнерства. [Электронный ресурс]. URL: http://russiancouncil.ru/russia20china#top-content (дата обращения: 20.05.2014)
  4. Цзян Чжэньцзюнь. Чжун э гунтун цзяньшэ идайилу юй шуанбянь цзинмао хэцзоу // Russian, EastEuropeanandCentralAsianStudies // 2015 №4. С. 41-47.
  5. Юрий Трутнев рассказал иностранным журналистам о главных темах восточного экономического форума [Электронный ресурс]. URL: https://forumvostok.ru/yurij-trutnev-rasskazal-inostrannym-zhurnalistam-o-glavnyh-temah-vostochnogo-ekonomicheskogo-foruma/ (дата обращения: 28.07.2016)
  6. 黑龙江省省长高度评价首次中俄地方首脑会议[Электронный ресурс]. URL: http://sputniknews.cn/russia/20150905/1016204029.html(дата обращения: 05.09.2015)
  7. 中俄之间的农业合作前景非常广阔[Электронный ресурс]. URL: http://www.scio.gov.cn/xwfbh/xwbfbh/wqfbh/33978/34122/zy34126/Document/1466768/1466768.htm (дата обращения: 28.01.2016)
  8. 2016年6月27日外交部发言人洪磊主持例行记者会[Электронный ресурс]. URL: http://www.fmprc.gov.cn/web/wjdt_674879/fyrbt_674889/t1375534.shtml (дата обращения: 27.06.2016)

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Китай, Дальний Восток, Южная Корея, Владивосток, Япония, китайская сторона, Восточный экономический форум, инвестиционная привлекательность, китайско-российское сотрудничество.


Ключевые слова

приграничное сотрудничество, ВЭФ, развитие китайско-российских отношений, торгово-экономическая область, совместные проекты

Похожие статьи

Инвестиции Китая на Дальний Восток России: проблемы...

Китай, Дальний Восток, Инвестиционная деятельность, инвестиция, Россия, проект, Российская Федерация, Дальний Восток России, российский Дальний Восток, Дальневосточный федеральный округ.

Внешнеэкономические связи Дальнего Востока

ТОРы - Восточный экономический форум.

Основные термины (генерируются автоматически): Дальний Восток, Китай, Россия, страна АТР, территория, Япония, проект, млрд, ТОР, высокое качество.

Российско-китайское сотрудничество на современном этапе

Китай, Россия, российско-китайское сотрудничество, китайская сторона, проект, двусторонний товарооборот, развитие, долл, темп роста, Российская Федерация. Похожие статьи. Финансовая система Турции на современном...

Инвестиционное сотрудничество России и Китая в период...

Сотрудничество России и Китая продолжается на протяжении четырёх столетий, и на сегодняшний день взаимоотношения между двумя странами активно развиваются. Отличительной особенностью российско-китайских отношений является достижение...

Влияние китайского мегапроекта «Один пояс и один путь» на...

Один проходит из северо-восточного Китая через Дальний Восток России по Транссибирской магистрали через европейскую Россию в Европу

Железнодорожные составы к нему приходят уже из двух точек КНР — из Гуанчжоу (провинция Южный Китай, Гуандун) и порта Далянь.

Современное состояние и направления улучшения...

Несмотря на огромную инвестиционную привлекательность Дальнего Востока

Дальний Восток — перспективный регион России.

– выгодное географическое положение к основным рынкам сбыта продукции в Азиатско-Тихоокеанском регионе — Японии, Китаю и Южной Кореи

Конфликт в Южно-Китайском море как часть противостояния...

На этом этапе Китай начинает активно участвовать в работе АСЕАН и в ее региональных форумах, закладывая основы будущего сотрудничества [6, с. 3]. С начала 2000-ых годов страны АСЕАН начали подготовку «Кодекса поведения сторон в Южно-Китайском море»...

Проблемы экономического развития Дальнего Востока

Основные термины (генерируются автоматически): Дальний Восток, Китай, Россия, сельское хозяйство, Центральная Россия, Российская Федерация

Свободный порт Владивосток как институт развития экономики Дальнего Востока. Экономические проблемы ДВФО.

Современное состояние приграничной торговли Дальневосточного...

Для реализации экономической стратегии России сотрудничество Дальнего Востока с Китаем имеет принципиально важное значение.

Формирование российско-китайской границы происходило более 300 лет. Это стало естественной основой приграничного...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Инвестиции Китая на Дальний Восток России: проблемы...

Китай, Дальний Восток, Инвестиционная деятельность, инвестиция, Россия, проект, Российская Федерация, Дальний Восток России, российский Дальний Восток, Дальневосточный федеральный округ.

Внешнеэкономические связи Дальнего Востока

ТОРы - Восточный экономический форум.

Основные термины (генерируются автоматически): Дальний Восток, Китай, Россия, страна АТР, территория, Япония, проект, млрд, ТОР, высокое качество.

Российско-китайское сотрудничество на современном этапе

Китай, Россия, российско-китайское сотрудничество, китайская сторона, проект, двусторонний товарооборот, развитие, долл, темп роста, Российская Федерация. Похожие статьи. Финансовая система Турции на современном...

Инвестиционное сотрудничество России и Китая в период...

Сотрудничество России и Китая продолжается на протяжении четырёх столетий, и на сегодняшний день взаимоотношения между двумя странами активно развиваются. Отличительной особенностью российско-китайских отношений является достижение...

Влияние китайского мегапроекта «Один пояс и один путь» на...

Один проходит из северо-восточного Китая через Дальний Восток России по Транссибирской магистрали через европейскую Россию в Европу

Железнодорожные составы к нему приходят уже из двух точек КНР — из Гуанчжоу (провинция Южный Китай, Гуандун) и порта Далянь.

Современное состояние и направления улучшения...

Несмотря на огромную инвестиционную привлекательность Дальнего Востока

Дальний Восток — перспективный регион России.

– выгодное географическое положение к основным рынкам сбыта продукции в Азиатско-Тихоокеанском регионе — Японии, Китаю и Южной Кореи

Конфликт в Южно-Китайском море как часть противостояния...

На этом этапе Китай начинает активно участвовать в работе АСЕАН и в ее региональных форумах, закладывая основы будущего сотрудничества [6, с. 3]. С начала 2000-ых годов страны АСЕАН начали подготовку «Кодекса поведения сторон в Южно-Китайском море»...

Проблемы экономического развития Дальнего Востока

Основные термины (генерируются автоматически): Дальний Восток, Китай, Россия, сельское хозяйство, Центральная Россия, Российская Федерация

Свободный порт Владивосток как институт развития экономики Дальнего Востока. Экономические проблемы ДВФО.

Современное состояние приграничной торговли Дальневосточного...

Для реализации экономической стратегии России сотрудничество Дальнего Востока с Китаем имеет принципиально важное значение.

Формирование российско-китайской границы происходило более 300 лет. Это стало естественной основой приграничного...

Задать вопрос